Конспект урока по литературному чтенияТатарская народная сказка.Три дочери
Урок: Литературное чтение
Тема: Татарская народная сказка «Три дочери»
Цели урока:
Цели урока:
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Ход урока
Организация начала урока.
Здравствуйте ребята,Садитесь Меня зовут Юлия Федоровна сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Речевая разминка
Ра-ра-ра-весь мусор уберем с утра,
Ро-ро-ро-весь мусор соберем в ведро,
Ре-ре-ре –метем усердно во дворе,
Ри-ри-ри- двор убрали-раз, два, три.
Ры-ры-ры- не заметили жары.
Проверка дзОткойте учебник на страницы 14 .Ктохочет прочит выразительно?учитель опрашивает (4 человек)Отрывок (гуси лебеди)
.А Маша бежит, несёт братца, ног под собой не чует. Глянула назад – увидела Гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам. А Гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют её...– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь нас!Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от Гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели.Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А Гуси-лебеди увидали её – воротились, летят навстречу.Подбежала Маша к яблоне: «Яблонька, яблонька, спрячь меня!»Яблонька заслонила её ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила её и опять пустилась бежать.Бежит она, несёт братца, уж недалеко и до дома... Да увидали её – и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут – того и гляди, Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом, Маша к ней:– Печка, печка, спрячь меня!Печка её спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели и давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покружились, покричали, покричали, да так ни с чем вернулись к Бабе Яге...А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.Тут скоро и отец с матерью вернулась из города, гостинцы привезли.
Целеполагание
Ребята а теперь сядьте как внимательные слушатели.Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой »три дочери»
А что такое Народная сказка?(сказка написаная народом)
- Сказка обязательно учит чему-то людей и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Посмотрим какие же уроки мы извлечем из сказок сегодня.
- А какие бывают сказки?(бытовые,волшебные,сказки о животных)
Отгадайте загадку
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...
(сестренка)
Произведение, с которым мы будем работать – сказка. Как вы думаете, сколько будет сестер?
Три сестры, так как это сказка
Загадки и пословицы нам помогут определить и остальных героев сказки.
Нет лучше дружка, чем родная(Матушка).
В пословицах мама сравнивается с лучшим другом из солнышком.
Три солнышка тепло, три…. добро(Матери.)
Мама самый родной, любимый человек, она заботится о нас, радует нас как весенние солнышко
И так, мы знаем, что в сказке есть три сестры и их мама.
Но есть еще один герой произведения.
Кто это?
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая, да не лисица.
Белочка. У лисы и белочки похожий окрас шерсти, но живет белочка на дереве как птицы.
Как вы думаете, что может быть необычного в этой белочке.
Она может разговаривать, ведь это сказка.
Молодцы, вы еще произведение не читали, но уже о многом догадались.
А в какие отношения могут вступать все члены семьи?
Они могут помогать друг другу, заботиться друг о друге.
Осмысление
Работа с текстом произведения
Постановка учебной задачи
откройте учебник на стр
прочитайте название и подзаголовок
Кто же создал эту сказку?
Работа с учебником (читают)
Татарская народная сказка
«Три сестры»
Отвечают: Татарский народ
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье.
Прочитаем сказку.
Проверим свое предположение – назовем главных действующих лиц. Подумаем о чем эта сказка. Ребята вы внимательно слушайте и постарайтесь представить и проследить за развитием действий в сказке Проверим свое предположение – назовем главных действующих лиц
Чтение сказки учителем,слушают
Остановка после 4 абзаца до слов – Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
- Как вы думаете, как поступят дочери?
рассуждают
1 ученик
Дочери поспешат к матери на помощь. Мама самый родной человек. Она все здоровье отдала, чтобы дочерей вырастить.
2 ученик
Я думаю, что не все дочери так поступят. Если бы все так поступили, сказка не получилась бы. Но должны все дочери помочь.
Посмотрим, сбудутся ваши предположения?
Продолжение чтения сказки.
Вторая остановка после слов: - и вторая дочь превратилась в паучиху
Делятся впечатлением: Очень жаль маму и стыдно за этих двух сестер.
Ребята, неужели и третья дочь не поспешит к матери
рассуждают
Я думаю, что младшая дочь поспешит. Во всех сказках младшая дочь добрая, милая, самая любимая.
Проверим свое предположение
Продолжение чтения сказки до конца.
Пауза для осмысления, переживания.Мы так и знали, что младшая дочь обязательно поможет матери.
Словарная работа.
- Для того, чтобы лучше понять сказку, давайте подумаем над значением слов, которые в ней встречаются.
- Как понимаете смысл слов?
Ярмарка – это расширенная торговля различными товарами.
- Что такое?
Холст – льняная ткань обычно ручной выделки.
- Кто такой?
Правнук – сын внука.
- Как по другому можно сказать?
День-деньской – ежедневно.
- Давайте прочитаем трудные слова. Кто прочитает? Хором.
Рассердилась, не останавливаясь
Проверка первичного восприятия
Какое произведение слушали?
Сбылись ли ваши предположения?
Понравилась ли вам сказка?
Какие чувства вы испытывали?
Когда вы горевали? Почему?
Когда почувствовали облегчение?
Физминутка «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще.
Осмысление текста. Смысловое чтение
1.Какими выросли дочери?
2.За что были наказаны старшие дочери?
3.Почему люди любили младшую дочь?
4.Если в этой сказке чудеса?
5.Подумай о чем эта сказка?
6.Какая это сказка? Почему? Докажи.
Работа по рядам опишите сестер
Старшую ,среднею ,и младшею
Ст. сестра
Глупая, равнодушная,
Чистит, отказывает, уползает
Осуждаем за равнодушие
Черепаха
Ср. сестра
Занятая, равнодушная
Ткет, отказывает, превращается
Осуждаем за равнодушие
ПаучихаМл. сестра
Добрая, заботливая
Промолчала, побежала, превратилась
Любим за сердечность (доброту)
Пчелка
Вывод.
Что помогла понять вам эта сказка? Над чем задумались?Высказываются:
Мама самый верный друг, она дала жизнь, вырастила. Надо быть внимательными, заботливыми и благодарными по отношению к матери, любить свою маму.
Закрепление, проговаривание во внешней речи, составление пословицы
Нет лучше дружка, чем родная матушка
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
При солнышке светло, а при матери добро.
Итог урока. Рефлексия.
Какова была цель урока?
Что узнали нового на уроке?
На что напоминает вам сказка?
Какие выводы сделаете для себя из этого урока?
Высказываются ребята:
На уроке мы узнали, что думает татарский народ о семье, об отношении дочерей к матери.
Эта сказка напомнила нам, как надо бережно и внимательно относиться к маме.
Я думаю, что буду внимателен к маме.
Я обязательно буду помогать ей каждый день и т.д.
А я хочу еще прочитать произведение о матери, выучить стихотворение о маме.
Давайте выучим стихи о маме и о заботливых детях.
- Выберите, пожалуйста, какие качества человеку надо воспитывать в себе.
Человек должен быть я хочу быть
Трудолюбивым +
Внимательным +
Невнимательным
Беззаботным
- А теперь мне бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока.
Перед вами три рожицы:
- Подними такую рожицу, если у вас радостное, веселое настроение.
Почему?
-радостное настроение
- безразличие
- грустное, печальное настроение
Почему?
- Спасибо вам за урок, ребята!