Конспект урока чтения 2ласс. Украинская сказка «Колосок»

У р о к литературного чтения №73, 2 класс.
Тема: УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОСОК». ФРАНЦУЗСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ВОЛК, УЛИТКА И ОСЫ» (дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с народной украинской сказкой, закрепления знаний о литературных жанрах, видах сказок; способствовать развитию навыков выразительного чтения, восприятия художественного произведения, мышления, речи, творческой деятельности и обогащению словарного запаса, расширению кругозора; содействовать нравственно-эстетическому воспитанию на примере поступков героев прослушанного произведения, воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к труду людей, чувства взаимопомощи, любви к чтению

Планируемые результаты

Предметные: выделяют нацио-
нальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих
Метапредметные:
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия
Личностные: осознают значимость
чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: грамзапись сказки, презентация

Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности

I. Актуализа-
ция знаний.
1. Чтение скороговорки
Семь мышат в камышах шуршат.
Проговаривают скороговорку несколько раз
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
партнеру.
Согласованно работают
в группах и коллективе.
Уважительно относятся к труду

2. Отгадывание
загадки
- Отгадайте загадку.
Хвост с узорами. Песни распевает,
Сапоги со шпорами. Время считает.
(Петух.)
Отгадывают загадку


II. Сообщение
темы урока
Презентация
- Как понимаете пословицу:«Добро того учит, кто слушает».
Слайд 1
- Догадались, о ком мы будем сегодня читать?
- Сегодня мы познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок»
Слайд 2
Высказывают предположения.
Внимательно слушают


III. Работа
по теме урока.
1. Рассказ учи-
теля.
- Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обычаями, природой. Сказки разных народов бывают похожи на русские народные сказки. Но, несмотря на сходства, они всегда отличаются своеобразием речи, самобытностью.

Слушают учителя.


Адекватно воспринимают
информацию, полученную
из рассказа учителя.
Формулируют ответы на вопросы.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Владеют способами кон-
структивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Умеют оформлять свою
мысль в устной речи.
Ориентируются в своей
системе знаний

2. Прогнозирова-
ние содержания
произведения
по названию.
- Кто знает, что такое колосок?
Слайд 3
Колосок - это соцветие, в котором находится плод - зерновка, а стебелек - это соломина.
- Можно ли по названию сказки определить, о чем пойдет речь?
- Посмотрите внимательно на картинку на экране. На ней - большой красивый полный колосок. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
Читают определение


3. Слушание сказки
Аудиозапись
- Послушайте сказку и подумайте, какую обложку вы смоделируете позже.
- Понравилась ли вам сказка?
Слушают сказку и отвечают на вопрос


4. Словарная
работа.
- Перед чтением хочу обратить ваше внимание на такие слова, как лапта, чехарда. Они встретятся вам в сказке. - Слайды 4 – 5. Разъясните значение этих слов.
Лапта - это русская игра, в которой игроки, разделившись на две команды, перебрасывают небольшой мяч битой (ударяют битой по мячу).
Чехарда - это игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого игрока, подставляющего ему для упора согнутую спину.
Объясняют значение слов.


5. Чтение
сказки.
- Прежде чем приступить к чтению, вспомним памятку
Слайд 6

«Читай ежедневно вслух и про себя».
1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.
2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. Значение непонятных слов найди в словарике.
4. Старайся понять, о чем читаешь.

- Откройте учебники на с. 37.
- Вслух читаем по цепочке Читать надо громко и выразительно.
Проговаривают хором с экрана











Читают сказку



6. Первичная
проверка понимания.
- Назовите главных героев.
- Что именно понравилось? Какой момент сказки привлек ваше внимание?
- Расскажите, что вам запомнилось о жизни петушка?
- Что запомнилось о жизни мышат?
- Как зовут мышат? Почему?
Отвечают на вопросы.


7. Моделирова-
ние обложки
- Какая модель соответствует прослушанному произведению? Докажите
Моделируют обложку


IV. Закрепле-
ние изученного
материала.
1. Работа с таб-
лицей.
- Как можно охарактеризовать мышат и петушка? Прочитайте предложенные характеристики, найдите лишние слова. Слайд 7
Петушок Мышата
трудолюбивый ленивые
хозяйственный совестливые
жестокий легкомысленные
строгий веселые
справедливый послушные
- Можно ли сказать, что мышата - отрицательные герои?
- А правильно ли поступил петушок, что не удержал их?
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
- Что пришлось сделать петушку, чтобы испечь пирожки?
- Давайте немного пофантазируем: расскажите мне, какие пирожки испек петушок.
Выбирают слова, характеризующие петушка
и мышат.






- Нет, они все поняли и сами вылезли из-за стола.

Умеют договариваться,
находить общие решения.
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве необхо-
димую взаимопомощь
партнеру.
Формулируют ответы
на вопросы.
Формируют и аргументи-
руют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают
информацию, полученную
из рассказа учителя.

2. Выполнение
задания в рабо-
чей тетради.
i - 1
(задание 4 в тетради).
- Как хлеб попадает на стол? Мы в сказке проследили этот путь
Очень много сил и времени требуется, чтобы из зерна получился
хлеб. Как к нему надо относиться?
- А теперь прочитайте предложение - главную мысль сказки.



- «Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать».
Уважительно относятся к труду.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей
системе знаний.
Делают выводы в результате работы

3. Работа с иилспрациями
Слайды 8 – 12.

Подберите к иллюстрации отрывок из сказки и подготовьте пересказ.
Работа в группах
-

4. Работа с по-
словицами.
- Прочитайте пословицы, написанные на доске. Как вы их понимаете?
Без труда меду не едят.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
Веселись, играй, да дело знай.
Какие труды - такие и плоды.
- Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль текста? Почему?
Выполняют задание


V. Итог урока.
Рефлексия
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Легко ли было петушку трудиться одному?
- Чему учит нас сказка?
Вывод (после ответов детей).
- Какой момент урока вам больше всего понравился, запомнился?
- Что расскажете родителям?
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют самооценку
- Сказка учит быть трудолюбивыми, помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.
Выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознают
качество и уровень усвоения

Домашнее
задание
Подготовить краткий пересказ сказки «Колосок»;
выполнить в тетради задание 3;
прочитать французскую народную сказку «Волк, улитка и осы»
Записывают задание на дом, задают вопросы
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить


15