Практико-значимый проект «Методика составления рабочей программы по дисциплине история»


Министерство образования
Московской области
ГАОУ СПО МО
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»
Практико-значимый проект
Тема: «Методика составления рабочей программы по дисциплине История»
Выполнила: Бурмистрова Марина Борисовна – Заслуженный работник образования Московской области, преподаватель ГАОУ СПО МО «Егорьевский промышленно – экономический техникум».
Москва 2014 год.
Содержание.
Введение – с. 3-4.
Основная часть - с. 5-10:
2.1.Примерная программа учебной дисциплины.
2.2.Тематическое и календарно – тематическое планирование.
2.3.Самостоятельная внеаудиторная деятельность.
3. Заключение - с.10-12.
4. Приложение - с.13-15.
5. Список литературы – с.16.



Введение.
8191569850 В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что главные задачи современной школы – воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В решении данной задачи важное значение придается изучению дисциплины История.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" в Статье 12. Образовательные программы указывает следующее: 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Статья 3. содержит Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов под ред. Кондакова, просвещение 2008г. Указаны Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения:«Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Как уже отмечалось, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам в условиях легализации в начале 90-х гг. XX в. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени — сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования».



Основная часть.
Основываясь на ключевых положениях основных законодательных документов в сфере образования, преподаватель и составляет рабочую программу по своей дисциплине. Программа одобрена цикловой методической комиссией преподавателей общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов по профессиям НПО и специальностям СПО. Имеется внутренняя и внешняя рецензия на программу. Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Составление рабочей программы начинается с ознакомления с примерной программой учебной дисциплины История для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Авторы программы: Гладышев А.В., доктор исторических наук, Чудинов А.В., доктор исторических наук. Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв. Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей.
На основе примерной рабочей программа составляется рабочая программа по дисциплине тематической планирование
Педагог составляет календарно – тематическое планирование по дисциплине, планирует внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
Тематическое планирование по дисциплине «История»
№ Наименование разделов, тем. Макс. Учеб. нагрузка
Кол – во аудит. часов. Самост .работа
Введение в предмет. 2 2 1 Древнейшая стадия истории человечества. 2 2 2 Цивилизации Древнего мира. 6 4 2
2.1 Ранние цивилизации, расцвет цивилизации бронзового века и железный век Востока. 3 2 1
2.2 Античная цивилизация, религия Древнего мира и культурное наследие Древних цивилизаций. 3 2 1
3 Цивилизация Запада и Востока в Средние века. 10 8 2
3.1 Особенности развития цивилизаций Востока, китайско – конфуцианская цивилизация. 2
2 3.2 Буддизм на Востоке в Средние века, арабо – мусульманская цивилизация. 2 2 3.3 Становление западноевропейской средневековой цивилизации. 3 2 1
3.4 Основные черты восточнохристианской цивилизации, расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. 3 2 1
4. История России с древнейших времен до конца 17 века. 32 22 10
4.1 Племена и народы Восточной Европы в древности, восточные славяне в 7 – 8 веках. 3 2 1
4.2 Формирование основ государственности у восточных славян, рождение Киевской Руси. 3 2 1
4.3 Крещение Руси. 3 2 1
4.4 Русь и ее соседи в 9 – начале 12 века. 3 2 1
4.5 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. 3 2 1
4.6 Борьба Руси с иноземными завоевателями. 3 2 1
4.7 От Руси к России 2 2 4.8 Россия в царствование Ивана Грозного. 3 2 1
4.9
Смута в России в начале 17 века. 3 2 1
4.10 Россия в середине и II половине 17 века. 3 2 1
4.11 Русская культура в 13 – 17 в.в. 3 2 1
5. Истоки индустриальной цивилизации страны Западной Европы в 16 – 18 в.в. 12 10 2
5.1 Модернизация, как переход от традиционного к индустриальному обществу. Новации эпохи Возрождения и Реформации. 2 2 5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. 3
2 1
5.3 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. 2
2 5.4 Научная революция в новое время. 3 2 1
5.5 Век просвещения, технический прогресс и великий промышленный переворот. 1
1 5.6 Революции 18 века. 1 1 6. Россия в 18 веке. 13 8 5
6.1 Россия в период реформ Петра I 2 2 6.2 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. 2 2 6.3 Россия во II половине 18 века. 2 2 6.4 Культура России в II половине и середине 18 века. 1 1 6.5 Административная контрольная работа по теме. 1 1 7. Становление индустриальной цивилизации. 8 6 2
7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. 2 2 7.2 Становление гражданского общества. 2 2 7.3 Развитие капиталистических отношений. 2 2 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. 3 2 1
8.1 Традиционное общество Востока в условиях европейской колониальной экспансии. 2
1 1
8.2 Попытки модернизации в странах Востока. 1 1 9. Россия в 19 веке 24 14 10
9.1 Россия в первой половине 19 века. 4 2 2
9.2 Внешняя политика Александра I и НиколаяI2 2 9.3 Интеллектуальная и художественная жизнь России
половины 19 века 3 3 2 1
9.4 Россия в эпоху великих реформ АлександраII4 2 2
9.5 Россия в системе международных отношений II половины 19 века 3 2 1
9.6 Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. 4 2 2
9.7 Повседневная жизнь населения России 19 века. 4 2 2
10 От новой к новейшей истории 16 10 6
10.1. Международные отношения в начале 20 века. 4 2 2
10.2. Научно – технический прогресс на рубеже 19 – 20 веков. 3 2 1
10.3. Россия в начале 20 века. 3 2 1
10.4. I мировая война, участие России. 3 2 1
10.5. От февраля к Октябрю 1917 года 3 2 1
11. Между Первой и Второй мировыми войнами. 12 8 4
11.1. Страны Европы в 20-е годы 20 века. 4 2 2
11.2. Народы Азии , Африки и Латинской Америки в Iполовине 20 века. 2 2 11.3. Международные отношения в 20-30-е годы 20 века. 4 2 2
11.4. Строительство социализма в СССР 2 2 12 II мировая война
, 9
5 4
12.1. II мировая война: причины, ход, значение. 2 2 12.1. СССР в годы Великой Отечественной войны. 2 2 12.3 Значение и цена Победы. 1 1 13. Мир во II половине 20 века. 10 5 5
13.1. «Холодная война» 2 1 1
13.2. К «общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия». 3 2 1
13.3. Научно – технический прогресс. 3 1 2
13.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. 2 1 1
14. СССР в 1945 – 1991 г.г. 16 8 8
14.1. СССР в послевоенный период 4 2 2
14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима. 4 2 2
14.3. СССР в к.60-х – нач. 80-х годов. 4 2 2
14.4. СССР в период перестройки. 4 2 2
15. Россия и мир на рубеже 20 – 21 веков. 5 3 2
15.1 РФ в современный период. 2 1 1
16.1. Мир в 21 веке. 2 1 1
16.2. Зачет. 1 1 Итого 180 117 ч. 63
К формам и методам контроля относятся подготовка и защита докладов и рефератов, схем и таблиц для оценки деятельности студентов педагог составляет контрольно – измерительные материалы (КИМы).
Заключение.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Приложение.
Микроконтрольная работа по итогам курса.
№ Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результатов Баллы
1 Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной истории.
Умение анализировать историческую информацию, представленную в таблице, представлять результаты изучения исторического материала Начало Руси, Ледовое побоище, Смутное время, основание Петербурга, Октябрьский переворот. Великая Отечественна война 1
2 Знание основных фактов истории России.
Умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Невская битва, Бородинская битва, Сталинградская битва. 1
3 Знание особенностей исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Умение определять собственную позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознания себя как гражданина России.
Патриотизм. 5
4 Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории.
Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текстовый ряд).
Исторические личности – А.Невский, Д.Донской, Д.Пожарский, В.И.Ленин. 1
5 Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории.
Умение анализировать историческую информацию, представленную в тексте, проявить использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой информации.
Освобождение Москвы в 1612 г., сдача Москвы в 1812 году. 1
6 Знание периодизации отечественной истории.
Умение анализировать историческую информацию, представленную в текстовом ряду.
Исторические личности – Рюрик, Петр I, Александр I, Сталин, Ленин 1
Инструкция по выполнению работы.
Микроконтрольная работа содержит 6 заданий базового уровня. На каждое задание студент отвечает самостоятельно, используя знания и умения, полученные в процессе изучения учебного материала как на уроке, так и в ходе самостоятельной работы.
Количество баллов за выполнение заданий.
1 – балл за каждый верный ответ на задания 1,2,4,5,6. От 0 до5 баллов за 3 задание (максимальное количество баллов – 10).
Таблица перевода баллов в оценки.
Балл за ответы на задания работы. оценки
1-3 2
4-6 3
7-9 4
10 5
Инструкция по выполнению 1 задания. Необходимо заполнить таблицу, так, что в пустующих столбцах были указаны либо пропущенные даты, либо события, либо исторические личности, либо географические названия, так, чтобы была выстроена логическая линия, исторически обоснованная.
Задание 1. Заполните таблицу:
Дата. Событие. Личность. Географическое название.
Чудское озеро.
862 год. Отечественная война. Г.К. Жуков. Смутное время. 1712 год. В.И.Ленин. Инструкция по выполнению 2 задания. Текущее задание состоит из 3-х вопросов, необходимо назвать историческое событие и историческую личность, которой принадлежит данная крылатая фраза.
Задание 2. К какому событию относятся следующие слова:
«С потерей Москвы еще не потеряна Россия».
«Ни шагу назад!»
«Бог не в силе, а в правде».
Инструкция по выполнению 3 задания. Написать небольшое сочинении на заданную тему, не просто перечислить качества, но и высказать свое мнение, почему именно указанные качества, на ваш взгляд, присущи патриоту.
Задание 3. Какие качества присущи патриоту?
Инструкция по выполнению 4 задания. Названы 4 личности, одна из которых логически не вписывается в данный ряд. Какая это личность?
Задание 4. Кто « лишний» в данном перечне и почему?
Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, Владимир Ленин.
Инструкция по выполнению 5 задания. Прочитайте текс, в котором допущены смысловые ошибки, необходимо написать текс без ошибок.
Задание 5. Найдите ошибку и напишите правильно:
Минин и Пожарский освободили Москву от французского нашествия, и в честь этого события Д. Пожарский построил на свои сбережения храм Христа Спасителя.
Инструкция по выполнению 6 задания. В перечне – 5 исторических личностей, расположите их в правильной хронологической последовательности.
Задание 6. Напишите по – порядку правления, не указывая даты:
Петр I, Рюрик, Александр I, И.Сталин, В.И.Ленин.
Список литературы.
- Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф Приоритетный национальный проект «Образование»
- Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Кондаков А.М. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов М., Просвещение, 2008.
- Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.
- Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
- Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
- Сиротин В.И. История. 11 класс. Тематический тестовый контроль. — М., Дрофа 2004.
- Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2009.
- История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.