Программа курса внеурочной деятельности Судьба и Родина едины

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Через функцию классного руководства в сочетании с инновационной (экспериментальной) деятельностью по разработке, апробации, внедрению новых программ я создала педагогический проект - практико-ориентированный проект методического обеспечения реализации программы внеурочной деятельности «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника». Условно я называю курс «Судьба и Родина едины»
Меня волнует проблема воспитания духовных ценностей человека.
Эффективными ценности становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.
Патриотизм и гражданственность - одни из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительные качества россиян во все времена. Это духовная российская ценность. [1]
Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагоги, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.[2]
С помощью инструментов и методик, разнообразных форм работы я пытаюсь соединить теоретическую и творческую часть процесса формирования духовных ценностей.
Это позволяет формировать систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Этим и обуславливается актуальность проекта, который я представляю.
Практико-ориентированный проект методического обеспечения
реализации программы внеурочной деятельности
составитель: Медведева Елена Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 34 г. Златоуст, Челябинской области

«Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины».
Общее описание инновационного продукта:
Ключевые положения:
Программа курса внеурочной деятельности «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины» построена на следующих принципах: культурологическом, краеведческом, рассмотрения «духовных ценностей» как многогранного понятия, включающего в себя духовно-нравственный, гуманистический и социальный компоненты.
2. Принципом построения дополнительной образовательной программы является ее интеграция с основной образовательной программой.
3. Программа реализуется на основе интегративного подхода к ознакомлению с историческим прошлым нашей родины в соотнесении с настоящим родного города, края, его жителей.
4. В качестве основной формы работы принимается совместная деятельность педагога, детей и родителей, социума.
5. Программа реализуется на основе результатов мониторинга по направлениям: удовлетворенность качеством образовательного и воспитательного процесса детей, родителей и педагогов; сохранение и укрепление здоровья воспитанников в процессе освоения программы; уровня усвоения содержания разделов программы внеурочной деятельности.
6. Программа курса адресована:
Учителям начальной школы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, осуществляющим внеурочную деятельность с младшими школьниками по духовно-нравственному направлению развития личности младшего школьника.
Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобретает особое значение.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.[2]
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Младший школьный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет проявиться.
Формирование гражданских, патриотических качеств личности начинается с малого. Это – бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории и традициям своей семьи, школы, города, сопричастности к происходящему вокруг.[7]
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания любви к Отечеству.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий, которые дети получают в рамках образовательной системы «Школа России».
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в его поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Каждый тематический блок программы может быть использован самостоятельно как отдельный курс, дополнен и расширен по усмотрению педагога.
Содержательные линии программы

Образовательная – содержит идеи, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, этнические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной, национальной культуры, на их изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Цели:
пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих Родине;
приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.
Содержание курса

Курс «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 17 часов, 1 час занятий в неделю в 1 или 2 полугодии.
Приведены примерные темы занятий, которые из года в год могут расширяться, углубляться, варьироваться.
Учитель адаптирует предложенный   материал в соответствие со своим классом, запросами родителей, школы.
Распределение тематических блоков:
класс - «Мой дом, моя семья»
класс - «Моя малая Родина»
класс - «Отчизны верные сыны»
класс - «Горжусь Отечеством»
Применяемые технологии и формы работы:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа и народов, населяющих Россию, их обычаями и традициями, национальной культурой;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание знаний по истории своей семьи, города и т.д.;
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Игры;
Беседы;
Коллективные творческие дела;
Выставки работ;
Экскурсии, поездки, походы;
Исследовательская проектная деятельность и др.
Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний;
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
воспитание базовых ценностей;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями;
пополнение фонда школьного музея;
повышение авторитета школы;
обобщение и распространение опыта работы классного руководителя через организацию семинаров на базе нашей школы, выступления на научно-практических семинарах и заседаниях ГМО учителей, классных руководителей.
Содержание программного материала

1 класс - «Мой дом, моя семья»
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера и т.п.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исследовательские методы, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
2 класс – «Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, знакомить с традициями, рассказать о жителях родного города, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Задачи:
1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее.
2. Развитие творческой активности.
3. Ознакомление учащихся с малой Родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.
Содержание программного материала: Челябинская область, г.Златоуст – частица России. История города Златоуста в истории страны. Исторические и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей малой Родины: биография интересных людей, героев войны, труда, интервью с известным человеком, рассказ о людях искусства, спорта и т.п.; народные промыслы, традиции и обычаи и т.п.
Формы занятий: конкурсы, беседы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], встречи с тружениками тыла и заслуженными людьми, экскурсии в краеведческий музей школы, конкурс рисунков «Мой город», «Мой двор», «Моя школа», просмотр компьютерных презентаций, подготовка и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], посещение традиционного фестиваля «Кузюки. Город мастеров», слободы «АиРовка», комплекса Башни-колокольни, Бажовского парка скульптур, этнографической деревни, национального парка Таганай.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация презентаций.
Большое внимание уделяется практическим работам, созданию групповых проектов, формированию навыков проектно-исследовательской деятельности.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях.
3 класс – «Отчизны верные сыны»
Цель блока – обогатить детей знаниями о суровых годах нашей родины в годы Великой Отечественной войны, прививать ценности: гражданственность, патриотизм, любовь и гордость за Родину, готовность защищать её в трудное время, уважение к памяти погибших героев, родственников, земляков, формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне;
2. Изучить документальные источники об истории семьи, где есть родственник – фронтовик, или труженик тыла.
3. Привлечь внимание ровесников к изучению истории Родины.
4. Сохранить память о земляках, воевавших в годы войны, тружениках тыла.
Содержание программного материала:
Наша родина в годы Великой Отечественной войны: великие битвы, блокадный Ленинград, лагеря смерти как «чёрные метки фашизма», труд людей в тылу, роль простого солдата в войне, стойкость, мужество и героизм народа; Златоуст в годы Великой Отечественной войны: помощь фронту, наши земляки – герои фронта и тыла, памятники и обелиски.
Формы занятий: классные часы, беседы, экскурсии в краеведческий музей школы, города, посещение тематических выставок, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесный, иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый, проектный.
Видами деятельности могут быть сбор информации, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выпуск стенных газет, беседы, квест-игры, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проектирование, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], интервью с ветеранами, оформление открыток, буклетов и т.д.
4 класс – «Горжусь Отечеством»
Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала:
Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.[3] Народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша малая родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты. Государственная символика России.[11] Военные действия в горячих точках. Герой нашего времени.
Формы занятий: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], экскурсии в школьный музей, беседы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края, посещение Музеев города, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исторических объектов, памятных мест.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу, изучение памяток, выпуск буклетов.
Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательская и практико-ориентированная. Большое внимание уделяется практической социально-полезной деятельности, волонтёрству, шефству над пожилыми людьми, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Примерная тематика занятий

1 класс - «Мой дом, моя семья»
№ п.п.
Темы занятий
Количество часов
Из них:




аудиторное
внеаудиторное

1
Введение. Что такое Родина (в широком и узком понимании значения слова)?
1
1


2
История возникновения моей семьи. Родословная.
1
1


3
Тайна имени.
1
1


4
Традиции моей семьи.
1
1


5
Мир увлечений и интересов.
2
1
1

6
Семейные праздники.
2
1
1

7
Мой дом-мои правила. Устои и законы семьи.
1
1


8
Трудом славен человек.
2
1
1

9
Я - помощник в своей семье.
1
1


10
Посеешь характер – пожнёшь привычку.
1
1


11
Мамочка любимая моя.
1

1

12
Семья вместе и душа на месте.
1
1


13
Мой дом-моя крепость.
1
1


14
Моя семья - моё богатство.
1
1



Итого:
часов



2 класс - «Моя малая Родина»
№ п.п.
Темы занятий
Количество часов
Из них:




аудиторное
внеаудиторное

1
Историческое прошлое моего города
2
1
1

2
Топонимика в названиях нашего края
1
1


3
Есть улицы центральные.
1
1


4
Путешествие по родному городу
2
1
1

5
Златоуст - город мастеров
2
1
1

6
Маленький город в истории большой страны
2
1
1

7
Золотая верста, конь крылатый над синею Русью
1
1


8
Наши знаменитые земляки
1

1

9
Памятные места
1

1

10
История моей школы
2
1
1

11
Легенды и были Таганая
1

1

12
Милый сердцу уголок
1
1



Итого:
часов



3 класс - «Отчизны верные сыны»
№ п.п.
Темы занятий
Количество часов
Из них:




аудиторное
внеаудиторное

1
Нам дороги эти позабыть нельзя
1
1


2
Страницы Великой Победы
2
1
1

3
Поклонимся великим тем годам
1
1


4
Великой армии простой солдат. Герои-земляки.
2
1
1

5
Вставай, страна огромная!
1

1

6
«Садись рядом, Мишка»
1

1

7
Марш Победы
2

2

8
История моей семьи в судьбе страны. Семейная реликвия.
4
1
3

9
Оружие Победы
1

1

10
Песни и стихи военных лет
1
1


11
Всегда на Посту
1
1



Итого:
часов



класс - «Горжусь Отечеством»
№ п.п.
Темы занятий
Количество часов
Из них:




аудиторное
внеаудиторное

1
Государственные символы РФ
1
1


2
Знаменательные даты в истории моей страны
1
1


3
Связь поколений: культура, традиции.
2
1
1

4
След на земле: мои великие соотечественники
2
1
1

5
Я - россиянин. О духовных ценностях народа
1
1


6
Всё тебе посвящаю, Россия (живопись, поэзия, песни)
2

2

7
Гражданин России – кто он?
2
1
1

8
Что я знаю о патриотизме?
2
1
1

9
Герои нашего времени
2
1
1

10
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»
1
1


11
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
1
1



Итого:
часов



Ресурсы, необходимые для реализации программы


Материально-технические
Оптимально наличие специально выделенного помещения для занятий либо классного кабинета.
Возможно оснащение помещения в соответствии с содержанием программы.
Наличие мультимедийного оборудования.

Финансовые
Создание предметно-развивающей среды, методического сопровождения в соответствие с выбранными формами работы и исходным программным продуктом.

Кадровые
Курсовая подготовка педагога по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Научно-методические
Результаты инновационной деятельности (готовые программные продукты)

Сетевое взаимодействие
Договоры о сотрудничестве и методической поддержке с социумом: музеями, выставочными залами, библиотеками, предприятиями города и т.д.


Дидактический материал, техническое оснащение занятий


Физические карты России, карта и атлас Челябинской области, иллюстрации растительного и животного, таблицы природных зон;
Учебное пособие «Природа Южного Урала» Е.В.Григорьевой;
Хрестоматия «Золотые крылышки» Л.Бондаренко
Краеведческие материалы книги «Легенды и были Таганая» А.В.Козлова
Иллюстрации, экспонаты школьного музея, городских музеев.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: презентация «Моя малая родина», «Город мастеров», видеофильмы, библиотечный фонд и т.п.
Способы контроля и оценивания результатов освоения курса внеурочной деятельности


В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, конкурсы, игры-соревнования, викторины, практические занятия).
Основные потребители результатов проекта


Основными потребителями результатов проекта являются обучающиеся школы, педагогический коллектив школы, педагоги других школ, родители обучающихся, выпускники школы, социум.
Планируемые результаты и способы определения их результативности


Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,  – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); – способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности; – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей; – приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе); – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; – владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
- иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;  – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; – овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения; – знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
В результате изучения курса учащиеся будут знать:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи.
Учащиеся получат возможность научиться:
-быть благодарным семье, родным и близким;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понимать и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные предания, легенды и были;
-ценить красоту и богатства родной природы;
- защитить при необходимости честь и достоинство россиянина.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится, а не просто узнаёт о том, как стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.


Заключение

Актуальность и необходимость введения курса «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины» в программу внеурочной деятельности класса по духовно-нравственному направлению, в воспитательно-образовательный процесс начальной школы подтверждена результатами первичного мониторинга, проведенного для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности, знаний по патриотической тематике, подтверждена наблюдениями и анализом развития нравственных качеств воспитанников, положительной оценкой педагогического сообщества, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Список литературы
Концепция патриотического воспитания гражданина России/Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
Журавская Т.В., Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы.–2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.–96с.
Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Воронова Е.А. Воспитать патриота –Ростов н/Д:Феникс, 2008-282с. 
Жиренко О.Е. , Лапина Т.В. Я-гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы) – Москва «ВАКО», 200с.
Википедия, [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дереклеева Н.И. Возможные виды учебных исследований учащихся и способы вовлечения их в творческую деятельность Виды и формы исследовательской деятельности учащихся
Ривина Е.К. Государственная символика России. Беседы в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2006










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



Приложения/Приложение 9 Викторина Златоустовский Урал.docПриложения/видео - чтение стихов конкурс чтецовПриложения/презентация проекта Память сердца.pptПриложения/Марафон ПобедыПриложения/Приложение 7 Военно-историческая викторина.docПриложения/Приложение 3 памятка юного патриота.docПриложения/фото и видео-интервью с ветераном ВОв Кропачёвым А.ППриложения/Приложение 4 Диагностика и методики.doc15