Программа факультатива по химии «Химия и вокруг нас»


МОУ «Табачненская школа»
Программа
факультатива по химии
«Химия и вокруг нас»
Подготовила:
Учитель химии
МОУ «Табачненская школа»
Алехина Инесса Тихоновна
2016 год
Пояснительная записка
Химия – это тот предмет, который даёт возможность не только проводить химические опыты, но и формирует научное мышление у ребёнка.
Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 8-9 классов.
Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один  раз в неделю.
Цель программы:
         Привить интерес к предмету и осознание  необходимости наличия знаний по химии в повседневной жизни. Более глубоко изучить предмет.
Задачи:
Образовательные – формирование системы химических знаний; умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные – способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Развивающие – развивать интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Принципы:
Главным принципом в работе является доступность, наглядность, практическая направленность, развитие исследовательских способностей учащихся.
Методы:
Самостоятельная работа с различными источниками информации .Проектный метод – используется как метод экспериментальной работы и представления результатов исследовательской работы. В программе используются краткосрочные проекты.
Проектные работы открывают возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами.
Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, которые помогут в дальнейшей учёбе.
Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- представлять результаты работы в удобном для презентации виде;
- сотрудничать в группе.
Формы:
выполнение практических работ
самостоятельные исследования
составление и моделирование изучаемых процессов
составление таблиц
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией
работа в группах
работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet-
контроль в форме презентации, где оценивается качество выполненной учащимися работы:
разработка учащимися проекта.
Структура программы и особенности организации учебного процесса:
Программа включает 4 раздела, всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Изучение каждого раздела завершается практическим занятием.
На занятиях школьники получают теоретические знания по предлагаемой тематике и практические умения необходимые для проведения научных исследований.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.
(Вводная лекция о веществах, их значении в нашей жизни и необходимости знания их применения.)
Раздел 1: «Химия и здоровье человека»
Тема 1. Химия и организм человека.
(Первое занятие раздела посвящено изучению веществ, входящих в состав различных структур организма. Значительное место отводится изучению веществ, влияющих на развитие подросткового организма.)Тема 2. Изучение состава школьного мела.
Тема3. Практическое занятие . «Химический состав мела и влияние его на организм».
 Раздел 2. «Химия и вода»
Тема 1. Удивительное вещество-вода.
(Данное занятие углубляет знания учащихся о воде, её свойствах и превращениях. Знакомит с уникальными возможностями воды.)Тема 2. Практическое занятие: «Вода и её свойства»
Раздел 3. «Химия и экология»
Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека.
(На данном занятии углубляем знания учащихся об отравляющих веществах, их влиянии на организм, окружающую среду.)
Тема 2. Вода и человек.
(Второе занятие продолжает знакомить учащихся с веществом «вода» с точки зрения её охраны от антропогенного воздействия.)
Тема 3. Охрана окружающей среды.
(Занятие о необходимости защиты не только водной, но и других сред обитания человека. Современные методы очистки. Понятие ПДК.)Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания»
Тема 5. Олимпиада по химии окружающей среды.
Распределение часов по разделам программы
№ Раздел Всего часов Теорети-
ческихПракти-
ческихФормы контроля
1. Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают 2 2 2. Раздел 1: « Химия и здоровье человека» 12 4 8 Зачёт
(плакаты, электронные презентации)
3. Раздел 2. «Химия и вода» 6 2 4 Проекты
(доклады учащихся)
5. Раздел 3. «Химия и экология» 14 5 9 Проверочная работа по решению задач экологической тематики
Итого: 34 13 21