Программа факультатива по физике Физика вокруг нас

Программа факультатива «Физика вокруг нас»

Пояснительная записка

Ориентационный факультативный курс для предпрофильной подготовки естественнонаучного профиля учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике средней общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Программа состоит из пяти блоков.
Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Электрические явления.
Электромагнитные явления
Световые явления
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении оборудования, проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На заключительном этапе проводится защита и обсуждение результатов исследования.

Цели и задачи курса

Создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать знания; творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.











Требования к уровню подготовки

В процессе занятий учащийся приобретает умения:
- решать задачи;
- наблюдать и изучать явления; объяснять результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы; делать выводы; участвовать в дискуссиях.

Учебно-тематический план


Тема
Общее количество часов
В том числе




теоретический
практический

I
Тепловые явления
…°6 ч
3 ч
3 ч

II
Изменение агрегатных состояний вещества
5 ч
2 ч
3 ч

III
Электрические явления
13 ч
5 ч
8 ч

IV
Электромагнитные явления
5 ч
2 ч
3 ч

V
Световые явления
5 ч
2 ч
3 ч


Итого:
34 ч
14 ч
20 ч

Содержание программы

Тепловые явления (6 ч)

Тепловое равновесие. Температура.
Исследование 1: Наблюдение процесса установления теплового равновесия и измерение времени релаксации.
Закон сохранения энергии.
Исследование 2: Построение графика зависимости температуры воды от времени ее нагревания электрическим нагревателем небольшой мощности.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
Решение задач «Тепловые явления»

Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч)

Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Исследование 3: Измерение удельной теплоты плавления льда.
Исследование 4: Способы определения влажности воздуха
Парообразование и конденсация. Тепловые машины. КПД двигателей.

Электрические явления (13 ч)

Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток, условия его существования. Закон Ома для участка цепи.
Решение задач «Электрические явления».
Изготовление самодельных приборов

Электромагнитные явления (5 ч)

Магнитное поле Земли. Постоянные магниты.
Исследование 5: Изучение спектров постоянных магнитов. Занимательные опыты с постоянными магнитами.

Световые явления (5 ч)

Исследование 6: Изучение отражения света от плоского и вогнутого зеркала.
Исследование 7: Зависимость угла преломления от угла падения.
Опыты с плоским зеркалом.
Решение задач «Световые явления».


Литература

Билимович Б. Ф. «Физические викторины» М. Просвещение, 1977 г.
Горев Л. А. «Занимательные опыты по физике» М. Просвещение, 1985 г.
Ланге В. Н. «Физические парадоксы и софизмы» М. Просвещение, 1978 г.
Перельман Л. И. «Занимательная физика» кн. 1/2 М. Наука, 1979 г./ 1983 г.
Перельман Л. И. «Знаете ли вы физику» М. Наука, 1992 г.
Перышкин А. В., Чемакин В. П. «Факультативный курс физики. 7 класс» М. Просвещение, 1980 г.

Оборудование и приборы

Калориметр, термометр, часы, стакан, гигрометр, психрометр, постоянные магниты, железные опилки, магнитная стрелка, плоское зеркало, транспортир, прямоугольный треугольник, булавки, кнопки, стеклянная пластина, миллиметровая бумага, линейка, циркуль.


15