Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся на ступени начального образования «МОЯ ЛЕСЕНКА»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки
муниципального района Безенчукский Самарской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР Директор школы
Чегодайкина С. Д Титков А. А.
___________________ ________________
«____»_____________ «____»___________
________________г. ________________г.
ПРОГРАММА
духовно-нравственного воспитания и развития учащихся
на ступени начального образования
«МОЯ ЛЕСЕНКА»
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
6,5 – 10,5 лет (учащиеся начальной школы)
Срок реализации программы: 1- 4 классы
Автор: Могилина Галина Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукский район, Самарская область.
2014 г.
Пояснительная записка
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, но и в таком обществе возникают проблемы в воспитании подрастающего поколения. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Так как современная система обучения совершила новый виток в развитии, претерпев модернизацию, а ведущей тенденцией общественного развития XXI века – это «Образование через всю жизнь», то на смену репродуктивному, знаниевому обучению пришло творческое, компетентностно-ориентированное. На выходе из школы ученик должен быть конкурентоспособным, обладающим умением приспосабливаться к конкретной ситуации, умением добывать информацию и пользоваться ею. Следовательно, воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого классными руководителями и учителями опыта, а как общая творческая и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Актуальность и новизна программы заключаются в том, что в настоящее время (в период смены ценностных ориентиров) воспитание должно способствовать развитию и становлению адекватной личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей. Реализовывать приоритеты российского государства в сфере образования и вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В рамках формирования новой российской общеобразовательной школы, являющейся источником ценностного и морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, остро назрела проблема духовно-нравственного воспитания и развития учащихся на ступени начального образования. При составлении авторской программы «Моя лесенка» за основу взят курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Издательство М. «Просвещение» 2012 г. Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в соответствии со школьной программой развития ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки, утверждена приказом директора.
Программа «Моя лесенка» реализуется образовательным учреждением ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы: Досуговый центр, ФАП, сельская библиотека, детский сад «Светлячок», ДЮСШ, школа бокса «РИНГ», воскресная школа, что позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. Программа может быть адаптирована, с учётом возрастных особенностей учащихся, в любом образовательном учреждении.
Цель программы:
формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению;
воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и имеющей активную гражданскую позицию.
Задачи программы:
создать  условия для развития способностей каждого учащегося, формирования духовно богатой, свободной,  физически здоровой, творчески  мыслящей личности,  способной адаптироваться в новых условиях жизни;
создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития разносторонних способностей каждого ребёнка;
формировать в младшем школьнике чувство коллективизма, навыки самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины;
привлечь родителей и представителей общественности к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Формы внеклассной работы:
классные часы об истории Российского государства, об истории малой родины и школы на основе музейно-краеведческой работы;
беседы, классные часы и шефская помощь учащихся участникам и ветеранам Великой Отечественной войны;
сотрудничество с Досуговым центром, ФАПом, сельской библиотекой, детским садом «Светлячок», ДЮСШ, школой бокса «РИНГ», воскресной школой;
поездки и экскурсии с целью знакомства с историей родного края;
уроки мужества, нравственности, доброты, турниры  вежливости;
участие в акциях, добровольческих и волонтёрских движениях;
празднование памятных дат в жизни учащихся и дат календаря;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления, фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера;
организация театрального класса;
проекты, КВН, конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок;
краеведческая работа;
анкетирование учащихся, родителей;
коллективные, групповые и индивидуальные консультации, беседы и т.д..Содержание воспитательной работы:
создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель- общественность»;
просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение учащихся и родителей.
Сроки реализации программы - 4 года (1-4 класс), при проведении 1 занятия в неделю. В процессе реализации программы в неё могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые методы и формы работы, новые мероприятия.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями и представителями общественности.
2.Содержание курса
Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства  долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Изучая Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
При составлении плана воспитательной работы с классом мероприятия планируются в соответствии со следующими направлениями, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание социальной ответственности и компетентности;
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа включает в себя семь направлений:
гражданско-патриотическое Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
учебное Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать адекватно и целесообразно.
физкультурно-оздоровительное Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
художественно-эстетическое Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы;
для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
трудовое Цель работы классного руководителя в этом направлении является вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника.
нравственное Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
семейное Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Условия успешной реализации программы:
поддержка идеи программы коллективом школы, учащихся, их родителями и учителями;
привлечение к реализации программы школьного психолога, медицинского работника;
организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей;
сотрудничество с учителями, работающими в классе и сообществами (с Досуговым центром, ФАПом, сельской библиотекой, детским садом «Светлячок», СРЦН «Земляничная поляна», ДЮСШ, школой бокса «РИНГ», воскресной школой, музыкальной школой).
Ожидаемые результаты:
вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника и потребности в творческой самореализации;
овладение нового вида деятельности – учения;
изменение самого ученика, его развитие как результат учебной и воспитательной деятельности;
активная жизненная позиция школьника, умеющего видеть перспективу своей жизни и строить планы по её построению;
приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
патриотическое и гражданское самосознание;
уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
соблюдение народных традиций и толерантность по отношению к многонациональной России;
представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта;
развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей;
осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся;
формирование основ правил поведения в общественных местах;
воспитание любви к родному краю и к Родине;
сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
Критерии и способы изучения эффективности
программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Лесенка» целесообразно использовать следующие критерии:
защищённость и комфортность ребёнка в классе;
развитие личностных качеств;
удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
уровень воспитанности;
сформированность ценностных отношений учащихся;
формирование мотивации к обучению;
умение общаться, сознавать свои поступки;
сформированность классного коллектива;
воспитанность учащихся.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
различные методики диагностики;
беседы с учащимися;
наблюдения;
интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Самоуправление класса
Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
добровольность;
демократизм;
выборность;
гуманизм;
равноправие;
социальная направленность;
творчество;
самостоятельность;
критика и самокритика;
взаимопомощь;
отчётность.
Для достижения данных принципов необходимо:
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
В классе формируется государство «Знайка» и государственные органы управления (государство класса в государстве школы). Высший орган самоуправления – общее собрание класса. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители учащихся, школьный психолог, медицинский работник или лицо из любого сообщества. Общее собрание путем открытого голосования избирает:
Президента (является координатором жизнедеятельности государства, имеет право предложить замену одного из министров, если последний не выполняет своих обязанностей. Он обязан быть в курсе всех дел школьного объединения, поддерживать тесную связь со школьной администрацией и правительством школьного государства);премьер-министра (контролирует работу министерств по всем направлениям);
министерство образования (организация помощи слабоуспевающим гражданам государства, проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин);
министерство труда (организация и проведение трудовых десантов, субботников);
министерство культуры и досуга (организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.);
министерство информации (контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.);
министерство физкультуры и спорта (формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, фиксируют спортивные достижения);
министерство правопорядка (отвечает за дисциплину и соблюдение общественного порядка, организует дежурства среди учащихся).
Структура и порядок образования органов управления
классного самоуправления
Президент

Премьер-министр

Министерство
образования Министерство труда Министерство
культуры и досуга
Министерство
информации Министерство
физкультуры и спорта Министерство
правопорядка

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Работа с родителями
Родители класса активно участвуют во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они имеют высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников.
Совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной благодаря использованию разнообразных форм работы (индивидуальные, групповые, коллективные):
Изучение условий семейного воспитания:
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
особенности семейного воспитания;
беседы, анкетирование родителей, индивидуальные консультации, тематические консультации ;сочинения учащихся о семье;
конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
общешкольные и классные родительские собрания; (см. приложение)
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия, проведение совместных праздников;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
регулярная проверка дневников.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
родительские собрания;
заседания родительского комитета;
четкие и лаконичные записи в дневниках;
записки- извещения.
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Примерная тематика классных часов в 1 классе
Тема Форма проведения
сентябрь 1 сентября - День знаний!
«Это – Я!» Классный час- презентация, самопредставление«Что значит быть прилежным учеником?»
Права и обязанности школьника. Беседа
«Твой режим дня». Беседа с презентацией
Путешествие по профессиям «Кто построил этот дом» Экскурсия по школе.
октябрь Страна, в которой я живу! Права и обязанности детей. Классный час- презентация
«Друзья Мойдодыра» Ролевая игра, проект
Праздник «Золотая осень» Праздник
24 октября - Международный день школьных библиотек. Библиотечный час. Экскурсия в библиотеку
ноябрь «Отношение к школе и её имуществу». Беседа
Классный час, посвященный Дню Конституции. Беседа с презентацией
Интеллектуальный «Осенний марафон» Марафон
«Волшебные слова» «Что такое хорошо и что такое плохо?» Беседа-игра
декабрь «Как вести себя в общественных местах» Беседа-игра
«Прощание с грамотой» Праздник
Праздник чисел первого десятка «5+5» Праздник
Мастерская Деда Мороза. Новогодний праздник Праздник, проект
январь «Не говори да, если хочешь сказать нет» Беседа-игра
«Поведение на перемене» Ролевая игра
февраль «Один раз обманешь, другой раз не поверят» Беседа
«Самое интересное занятие» Устный журнал
«А ну-ка, мальчики» Веселые старты
 «Прощание с Азбукой» Праздник
март  «О наших бабушках, мамах и сестричках» Утренник
«Светофор». Практическое занятие
“Природа нашего края” Беседа с презентацией, проект
Конкурс знатоков природы Игровая программа
апрель «Трудиться - всегда пригодиться» Беседа с презентацией, проект
«Мой дом – наведу порядок в нём» Практическое занятие
«Подари книге вторую жизнь» Акция
По сказкам А. С. Пушкина Литературный турнир
май «Что? Где? Когда?» КВН
Экскурсия в природу Экскурсия
Трудовой десант «Экологическая облава» Десант
«До свиданья 1 класс, мы прощаемся с тобой, переходим во второй!» Праздник
Примерная тематика классных часов в 2 классе
Тема Форма проведения
сентябрь «Здравствуй, школа!» Классный час- презентация
«Школь-ный дневник. Как с ним работать» Практическое занятие
Мои любимые уроки и распределение поручений Викторина- игра
«Не надо ссориться» и «Дружба начинается с улыбки» Диагностика детского коллектива.
октябрь «В природе должно быть все чисто и красиво» Прогулка с пользой
«Дары осени» Конкурс поделок из природного материала
«Россия – родина моя!» Беседа
Мы читаем земляка Самуила Маршака Громкие чтения
ноябрь «Любимые герои» Литературный классный час и конкурс рисунков
«Поведение мальчиков по отношению к девочкам» Этическая беседа
«Твои друзья, кого называют друзьями» Беседа
«Правила поведения в школе» Беседа с презентацией
декабрь «Береги здоровье смолоду» Игровая программа
«Чему учат в школе?» КВН
Наши старшие товарищи Встреча с учащимися-спортсменами
«Все на лыжи и санки скоро праздник новогодний Игры на улице и праздник
январь Тренировка памяти Психологический классный час- презентация
«Опрятность и аккуратность в одежде» Игровая программа
февраль «Путешествие по карте»
(Наш Безенчукский район) Беседа с презентацией, проект
Брей-ринг по сказкам, «Живи, книга!» Конкурсная программа
«Правда и ложь» Беседа
Рыцарский турнир Игровая программа
март «Что такое мелкое хулиганство?» Профилактический кл. час
«А ну-ка, дочки!» Игровая программа
"Колобок на новый лад" Профилактический кл. час
“О лени и лентяях” Ролевая игра
апрель «Откуда берутся грязнули?» Утренник
День космонавтики Беседа с презентацией
"Профессия моих родителей" Беседа с презентацией, проект
«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как потушить» Беседа с презентацией, проект
май «День памяти» (встреча с ветеранами войны и труда) Встреча
«Зеленый наряд родного края» (посадка цветов на пришкольном участке) Практический классный час\ акция
Русские традиции Игровая программа
«Прощай, 2 класс!» Праздник
Примерная тематика классных часов в 3 классе
Тема Форма проведения
сентябрь «Здравствуй, школа!» Игровая программа
«Что значит быть учеником?» Практическое занятие
«Каждому знать положено, правила дорожные! » Классный час- презентация
«Учись учиться» Беседа с презентацией
октябрь «Золотые руки» Выставка поделок
«Царица Осень» Игровая программа
«Россия-Родина моя!», «Край любимый, край родной» (осенняя посадка деревьев и кустарников) Классный час- презентация
«Толерантность», «Все мы разные, но все мы равные» Ролевая игра с презентацией
ноябрь «Я люблю свою землю» Утренник
«Государственные символы России» Классный час- презентация
«Красота русской зимы» Экскурсия изготовление кормушек для птиц
«Ваше здоровье в ваших руках», «Воспитай себя» Беседа с презентацией
декабрь «Урок здоровья». «Как уберечься от простуды?» Беседа с презентацией
День Конституции «Государственное устройство России» Классный час- презентация
«С детства дружбой дорожи», Практическое занятие
Новогодний огонёк Праздничная программа
январь «А гражданином быть обязан», «Для чего нужна религия» Ролевая игра с презентацией
«Что такое доброта?» «Добрым быть приятнее, чем зависимым и жадным» Профилактический классный час
февраль «Мой Пушкин» Громкие чтения
«Мы в ответе за тех, кого приручили» Беседа с презентацией
«Да здравствуют мальчики». Спортивный праздник
«В добрый путь!» Проект
март «Мир человеческих чувств», «Добрым быть совсем не просто» Ролевая игра с презентацией
«Улыбка мамы» Игровая программа
«Навыки жизни», «Твое здоровье» КВН
«Глубоко ранит острый меч, но ещё глубже – злая речь» Беседа
апрель День юмора Игровая программа
«Давайте родную природу беречь». Практическое занятие
«Делу время, потехе час» Профилактический кл. час
«Не нравится – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй» Беседа
май «Что такое хорошо и что такое плохо?» Беседа с презентацией
«С кем поведешься, того и наберешься», «Хочу и надо - трудный выбор» Ролевая игра с презентацией
«Правила дорожные знать каждому положено» Классный час- презентация
«3-й класс, мы прощаемся с тобой – здравствуй, лето!» Игровая программа
Примерная тематика классных часов в 4 классе
Тема Форма проведения
сентябрь 1 сентября - День знаний!
Интеллектуальный классный час
8 сентября - День Бородинского сражения Громкие чтения
Опрос «Занятость уч-ся в системе дополнительного образования» Опрос
«В мире пешеходных наук» по правилам дорожного движения Беседа с презентацией
октябрь 1 октября - День пожилых людей. Беседа\ акция
«Золотая осень!» Игровая программа
«Правила движения достойны уважения». Конкурс рисунков
24 октября - Международный день школьных библиотек Библиотечный час
ноябрь «Школа - твоя вторая семья, береги её» Беседа
«Помоги себе сам и своему товарищу» Практическое занятие
О вреде курения – к Международному дню отказа от курения. (18 ноября) Ролевая игра с презентацией
20 ноября - Всемирный день ребенка Профилактический классный час
декабрь «Кто умён, тому не лень чистить зубы каждый день!» Мини-спектакль
12 декабря - День Конституции РФ. «На что имеем право…»(права и обязанности детей) Правовой классный час
«Край любимый, край родной» Игровая программа
Новогодний огонёк Игровая программа
январь 12 января день рождения Шарля Перро КВН по произведениям писателя
«Инфекционные болезни. Помоги себе сам» Профилактический классный час
февраль 10 февраля - День памяти А. С. Пушкина (1799 - 1837) Громкие чтения
17.02 день рождения А. Л. Барто Конкурс чтецов
23 февраля - День защитника Отечества КВН для мальчиков
«Доброта и труд всегда рядом идут» Ролевая игра
март 8 марта - Международный женский день КВН для девочек
«Самое интересное занятие» Устный журнал
21 марта - Всемирный день поэзии Конкурс чтецов
«Береги здоровье смолоду» Игровая программа
апрель 2 апреля - Международный день детской книги Библиотечный час
7 апреля - Всемирный день здоровья Практическое занятие
«Путешествие в космос» Игровая программа
Дорога глазами ребёнка Конкурс рисунков
май «Военное прошлое малой родины» Конкурс чтецов
9 мая - День Победы. День воинской славы России. «Поклонимся великим тем годам!» Участие в праздничных мероприятиях
«Зеленый наряд родного края» (посадка цветов на пришкольном участке) Практический классный час\ акция
«Прощай, начальная школа - впереди лето!» Игровая программа
Примерная тематика
проведения классных родительских собраний в начальных классах
1       класс
«Первый раз - в первый класс». Трудности адаптации первоклассников к школе.
(Организационное)
Особенности интеллектуального и личностного развития учащихся 1 класса.
Трудности адаптации первоклассников к школе.
Как развивать у ребёнка желание читать.
Мотивы учения младших школьников.
Режим дня школьника.
Эмоциональные состояния взрослого и ребенка. Что стоит за этим? (Лекторий)
Перелистывая страницы учебного года… (Итоговый)
2       класс
Снова вместе! Особенности обучения учащихся второго класса.
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Как развивать у детей внимание.
Поощрения и наказания детей в семье.
Утомляемость ребёнка и как с неё бороться.
Как вырастить ребенка нравственным?
Как уберечь ребенка о насилия?
Перелистывая страницы учебного года… (Итоговый)
3       класс
Чтение – окно в мир познания.
Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
Воображение и его роль в жизни ребёнка. Домашняя школа интеллектуального развития.
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.
Мой ребенок становится трудным…
Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
Поощрение и наказание как методы воспитания.
Итоги третьего года обучения «До новой встречи!» (Итоговый)
 
4       класс
«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка».
«Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочное время.
«Чтобы учение было в радость».
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
О родных и близких с любовью.
Как научить своего ребенка жить в мире людей?
Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?
Перелистывая страницы четырёх лет обучения … (Итоговый)
Примерная тематика аналитико-диагностической деятельности
учащихся в начальном звене
для изучения мотивационной сферы учащихся
и изучения детского коллектива
1 класс
Диагностика №1 «Краски»
Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
Диагностическая методика №2 «Урок физкультуры».
     Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:
      Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.
 Диагностическая методика № 3 «Солнце, тучка, дождик»
     Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
      В классе мне –
      С друзьями мне –     
Дома мне –
Диагностика №4 «Фотография»
Она проводится в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Диагностика № 5 "Рамочка для фотографии"
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
2 класс
Диагностическая методика №1 «Настроение»
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во 2 классе. Рядом с каждым предметом нарисованы  три рожицы. Ученику предлагается выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги. Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
Например,
Математика - ©
Физкультура - ©и т.д.
Диагностика №2 «Школа будущего»
Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть, под знаком «-» то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Диагностическая методика № 3 «Пьедестал»
 Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика №4 «Дом, в котором я живу»
     Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
Диагностическая методика № 5 «Остров невезения»
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: "Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но и будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Диагностическая методика № 6 «Волшебник»
Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый из них получает волшебную палочку (палочку от мороженого) и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой и учебник превращается в кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.
3 класс
Диагностика №1 «Ранжирование»
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Диагностика №2 «Ассоциации».
Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на с лова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листы бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словами ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика – 2, русский – буква и т. д.
Список слов может быть следующий:
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Физическая культура
Изобразительное искусство
Труд
Музыка
Урок
Отметка
Школа
Учитель
Класс
Друг
Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой. По результатам диагностирования их можно сопоставить с результатом учебной деятельности учащихся.
Диагностическая методика № 3 «Круги на воде»
      Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.
Диагностическая методика №4 «Мультфильм о нашем классе»
      Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.
1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.
Диагностическая методика № 5 "Лесная школа"
Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться на 1-го сентября в лесную школу. После "посещения" лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они увидели в лесной школе, ответив на следующие вопросы:
Как выглядит лесная школа?
Какие предметы есть в расписании лесной школы?
Кто учит зверят в лесной школе?
Какой он - учитель в лесной школе?
Какие отметки ставят в лесной школе?
Как учатся зверята в лесной школе?
Использование этой диагностики очень эффективно. Эффективность ее состоит в том, что фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.
4 класс
Диагностическая методика № 1. "Сочинение"
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:
Что я знаю о языке ?Что я знаю о математике ?Мой самый любимый предмет.
Мое самое любимое занятие.
Мой самый грустный день в школе.
Мой самый счастливый день в школе.
Мой выходной день.
Что я думаю о моей учебе в школе.
Как я хочу закончить четвертый класс.
Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
Диагностическая методика №2
«Самые памятные события из жизни моего класса»
     Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.
Диагностическая методика №3
     Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это…
Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это…
Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
Ребята, с которыми мне хотелось бы дружить в классе, это…
Ребята, без которых мне было бы трудно, это…
Опросник «Мой класс»
Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».
Ребятам нравится учиться в нашем классе.
Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
В нашем классе каждый ученик — мой друг.
Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
Многие дети в нашем классе любят драться.
Все ученики в нашем классе — друзья.
Некоторые ученики не любят свой класс.
Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
Наш класс веселый.
Дети в нашем классе много ссорятся.
Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.
Анкетирование
1.Тебе нравится в школе или нет?
Не нравится
Нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
Хочу остаться дома.
По-разному бывает
Иду с радостью
3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?
Не знаю
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится
Бывает по-разному
Нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?
Да
Не хотел бы
Не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто
Редко
Не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
Мало
Много
Нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Не очень
Не нравятся
Обработка результатов.
     За положительное отношение к учебе – 3 балла.
     За выбор нейтрального ответа – 1 балл.
     За отрицательный ответ – 0 баллов.
     25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
     20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
     15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.
     10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
     Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.
Анкета Цель: выявить характер отношений между учениками.
Доволен ли ты своими отношения ми с одноклассниками?
Да, доволен.
Скорее да, чем нет.
Скорее нет, чем да.
Нет, не доволен.
Твои отношения с одноклассниками?
Дружеские.
Ровные, нормальные.
Равнодушные.
Враждебные, конфликтные.
Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
Что не нравится?
Охотно ли ты ходишь в школу?
Всегда.
Не всегда.
Иногда.
Редко.
Никогда.
Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
Всегда.
Иногда.
Редко.
Никогда.
Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
Да.
Нет.
Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
Да.
Нет.
Каким ты считаешь свой класс?
Дружным.
Не очень дружным.
Совсем недружным.
Что ты предлагаешь для того, что бы класс стал еще дружнее?
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся  3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться;
я всегда выполняю домашнее задание;
я люблю читать;
мне интересно находить ответы на непо нятные вопросы;
я стремлюсь получать хорошие отметки. 2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я стараюсь в учебе;
я внимателен;
я самостоятелен;
я помогаю другим и сам обращаюсь за по мощью;
мне нравится самообслуживание в школе и дома. 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я  берегу  землю;
я берегу  растения;
я  берегу  животных;
я  берегу  природу 4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся;
я выполняю правила внутришкольной жизни;
я участвую в делах класса и школы;
я добр в отношениях с людьми;
я справедлив в отношениях с людьми. 5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен;
я соблюдаю культуру поведения;
я забочусь о здоровье;
я умею правильно распределять время уче бы и отдыха;
у меня нет вредных привычек.    
 Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 — это есть всегда   4 – часто   3- редко  
2 - никогда           1 - у меня другая позиция
     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
       Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
     Средний балл:  5         -        4,5      - высокий уровень
                               4,4      -         4         - хороший уровень
                               3,9      -         2,9      - средний уровень
                               2,8      -         2         - низкий уровень
Анкета Классный руководитель глазами воспитанников
1.С каким настроением ты идешь в школу?
С радостью.
С привычным равнодушием.
С предчувствием неприятности.
Скорее бы это все кончилось.
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
Часто.
Редко.
Никогда.
3. Если бывают, то от кого они исходят?
От учителей предметников.
От классного руководителя .От учеников вашего класса.
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
Часто.
Редко.
Никогда.
5. Какую роль выполняет в классе твой классный руководитель?
Контроль за успеваемостью и дисциплиной.
Вторая мама.
Организатор досуга.
Помощник ребят в трудных делах.
Старший товарищ.
Другое (Какую?)…
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
Хвалить, подбадривать.
Делать замечания.
Ругать.
Жаловаться родителям.
Забота.
Другое (Какое?)…
7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? Что тебе хотелось бы от него перенять?
Великодушный характер.
Манеру поведения.
Умение всегда хорошо выглядеть.
Разносторонние знания.
Другое.
Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?
10. Ты считаешь, что твой класс
Сплочен и дружен.
Разбит на группы.
Каждый живет сам по себе.
11. Какие внеклассные мероприятия тебе нравятся?
12. Что ты  знаешь о своем классном руководителе? (хобби, увлечения, мечты)
13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Литература и информационные источники:
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2005.
Дереклеева Н. И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
Дереклеева Н. И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1–4 классы. «Вако»2003.
Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
Зюзько М. В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007
Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
Ковалёв С. В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 1990.
Кудрявцева Т. С., Пухаева Л. С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 1997.
Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т. М. Кумицкая, Е. Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
Петрусинский В. В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Издательство М. «Просвещение» 2012 г.
Селевко Г. К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
Степанов Е. Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
Степанов С. С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г. Дубна, «Феникс», 1996.
Фридман Л. М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.
http://voloschinckaij.narod.ru/programma.htm
http://rudocs.exdat.com/docs/index-459302.htmlhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/library/vospita