Доклад Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания


«Реализация Концепции духовно-нравственноговоспитания в школе» (Слайд 1)
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 34
Химич Людмила Степановна
В.А. Сухомлинский писал: (Слайд 2)
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Конечно, актуально появление Концепции как идеологической основы нового стандарта, ключевой особенностью которого является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие обучающихся. (Слайд 3)
СТАТУС КОНЦЕПЦИИ (Слайд 4)
Каков же он, социальный заказ? Запрос семьи, общества, государства?
Это - (Слайд 5)
Воспитанный
Образованный
Умный
Культурный
Здоровый
Творческий
Высоконравственный
Гражданин
Концепция определяет: (Слайд 6)
- характер современного воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования. Он представляет собой нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ.
Идеал воспитания в России (исторический аспект): (Слайд 7)
Средневековая Русь
Воспитание православного русского человека, укоренённого в духовных традициях христианства
Императорский период (XVIII в. – 1917 г.)
Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М. В. Ломоносов)
Советский период (1917 – 1991гг.)
Воспитание советского человека - строителя коммунизма
Постсоветский период (1991 – 2000 гг.)
Свободная в самоопределении и развитии личность.
(Слайд 8) Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа. Историческая особенность - впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России.
Духовно-нравственное развитие Личности - это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
(Слайд 9) Цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
(Слайд 10) В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить:
- формирование способности к духовному развитию, готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах;
- развитие совести – нравственного самосознания личности;
- усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
В области формирования социальной культуры воспитание должно обеспечить: (Слайд 11)
- формирование российской гражданской идентичности;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
-  развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими;
- формирование первичных навыков успешной социализации;
- формирование у подростков социальных компетенций;
- укрепление доверия к другим людям, к государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
(Слайд 12) В области формирования семейной культуры воспитание должно обеспечить:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
-  укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-  формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России;
- усвоение нравственных ценностей семейной жизни, таких устоев как любовь, взаимопомощь, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Эта задача являются одной из самых сложных. Сейчас обучающиеся - дети, родители которых воспитывались в постсоветский период, когда понятие семейные ценности было утрачено.
(Слайд 13) Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в исторических, культурных и семейных традициях народа России, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира). В нашей стране государственные и муниципальные школы являются светскими. В общеобразовательной школе эта ценность может быть представлена как духовная основа российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком культурологическом контексте школьники могут усваивать системные знания о вере в Бога, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Вокруг базовых национальных ценностей группируется содержание воспитания в общеобразовательной школе. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Целостное воспитательное пространство структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:
1. Урочная деятельность;
2. Внеурочная деятельность (культурные практики);
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
4. Семейное воспитание;
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
(Слайд 14) УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика —организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.
(Слайд 15) СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
(Слайд 16) Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации. Чтобы сохранить целостное воспитательное пространство школы необходимо изучение определенной традиционной российской религии. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире.
Внесены изменения в Базисный учебный план – введен предмет ОРКСЭ, который открывает возможности для изучения школьниками курсов по выбору: "Основы православия", "Основы ислама", "Основы буддизма", "Основы иудаизма". Более подробно с предметом ОРКСЭ, введенном в гимназии с этого учебного года вас познакомит учитель начальных классов Шильдяева И. А.
Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся нашей школы осуществляется по следующим направлениям: (Слайд 17)
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание социальной ответственности и компетентности;
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры;
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
(Слайд 18) • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека мы осуществляем через проведение следующих мероприятий: участие учащихся школы в открытии часовни (парк Победы), посвященной погибшим в годы ВОВ, памятника на ул. Горпищенко, в честь героев, спасших детей ценой собственной жизни. Открытие памятной доски выпускнику нашей школы Павлу Бондареву. Проведение городского мероприятия (митинга, приуроченного годовщине вывода советских войск из Афганистана) для педагогов-организаторов города. Организация экскурсий в музеи города, к памятникам и памятным местам: посещение 35 батареи (6-А, кл. рук. Зубова Т. Ф.), участие в проекте «Гимн России» (4-Б, кл. рук. Гончарова Н. В., 8-А кл. рук. Лобузова Н. Н., 10-А, кл.рук. Белорунова Т. А., 7-Б, кл.рук. Заичко Е. С.), экскурсия в музей Севастопольского подполья (8-А, кл. рук. Лобузова Н. Н.). Классные часы: «Религиозные праздники зимы» (11-А, кл. рук. Мельникова А. В.), «День народного единства» (9-Б, кл. рук. Дроздова Ю.Н.), «Герои Отечества: прошлое и настоящее» (7-А, кл. рук. Ворчилова А..П.)), «Вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации» (6-В, кл. рук. Дружкова Я. А.), «Помнить, чтобы жить», приуроченный трагедии в Беслане (8-Б, кл. рук. Гросс Е. И.), «Кто такой патриот» (1-А, кл. рук. Борщ О. А.), «Быть счастливым в своей стране» (4-А, кл. рук. Шильдяева И. А.), «Наши права» (2-В, кл. рук. Дюрка И. А.), «Мои права и обязанности по закону РФ» (9-А, кл. рук. Вакуленко О.Б.), «Народные традиции» (3-А, кл. рук. Филинова Е. К.), участие в проекте «Стихи о ВОВ на видео» - Интернет-конкурс (4-б, кл. рук. Гончарова Н. В.).
Поздравление ветеранов школы и ВОВ с праздниками.
Проведение праздника: «День Защитника Отечества» Урока Мужества, конкурса инсценированной песни и конкурса строя и песни ко Дню Победы (с приглашением ВОВ), участие краеведческой команды под руководством Громовой Л. Ф., Сивягиной Е. А., Белоруновой Т. А. в конкурсах по краеведению(2 место в городе). Несение почётной Вахты Памяти на Посту № 1.
Просмотры кинофильмов по правовому воспитанию, встречи с представителем КМ Панфиловым Е. М. Участие в спортивные играх «Рубеж» и «Зарница».
Посещение городских библиотек, библиотечные уроки (Детюк В. П.).
Участие в городском конкурсе чтецов «Живая классика» и чтецов поэзии.
Проблемы:
-экскурсии должны быть тематическими;
-слабо организована шефская помощь ветеранам.
(Слайд 19) • воспитание социальной ответственности и компетентности.
Участие в улучшении школьной среды.
Овладевание формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека - тренинги
Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
Участие в школьном самоуправлении.
Разработка и участие в социальных проектах
Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.
(Слайд 20) • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
По данному направлению были проведены классные часы; «»Я среди людей – люди вокруг меня» (3—Б, кл. рук. Рекунова М. А.), «Вежливость – формула чуда» (2-б, кл. рук. Алфииренко Т. А.), «Учись общаться» (8-А, кл. рук. Лобузова Н. Н.), «Толлерантность и я. Что такое толлерантность?» (1-В, кл. рук. Бояр Н. В.), «Выбирай сердцем» (2-А, кл.рук. Осипова Л. В.), «Дружба начинается с улыбки» (1-Б, кл. рук. Чумак В. И.), «Мы разные, но мы дружные» (3-А, кл. рук. Филинова Е. К.), «Происхождение хороших манер» (10-Б, кл. рук. Сивягина Е. А.), «Хочешь иметь друга – научись другом быть» (5-А, кл. рук. Штых А. А.), «Жизнь дана на добрые дела» (5-Б, кл. рук. Каркищенко Н. Н.), «Человек начинается с добра» (6-В, кл. рук. Дружкова Я. А.), «Осторожно, бабушка» (о помощи пожилым людям ко Дню пожилого человека), 2-В, кл. рук. Дюрка И. А., «Уважай старость. Почему пожилым людям нужна твоя помощь?» (4-А, кл. рук. Шильдяева И. А.), «Что такое совесть» (1-А, кл. рук. Борщ О. А.), «Чувство взрослости» 8-Б, кл. рук. Гроосс Е. И., «Секреты общения» (9-Б, кл. рук. Дроздова Ю. Н.), «Челоыек начинается с добра» (6-А, кл. рук. Зубова Т. Ф.), «Если вы вежливы» (7-А, кл. рук. Ворчилова А. П.). Многие классы активно участвовали в операции милосердие: сбор игрушек, одежды, писем и новогодних поделок в Дом малютки, в Дом престарелых, для детей Донецкой и Луганской НР, распространение среди учащихся членских билетов организации «Красный крест».
Проблемы:
-нарушение дисциплины, сквернословие – проблемы, которые остаются на сегодняшний момент нерешёнными;
- снижение уровня воспитанности учащихся, учебной мотивации;
-отсутствие эффективных мер наказания за нарушение правил для учащихся.
Предложение: разместить классных уголках памятки по вежливому общению, правилам поведения, высказывания великих людей об основах общения.
(Слайд 20) • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
По данному направлению были проведены классные часы; «»Я среди людей – люди вокруг меня» (3—Б, кл. рук. Рекунова М. А.), «Вежливость – формула чуда» (2-б, кл. рук. Алфииренко Т. А.), «Учись общаться» (8-А, кл. рук. Лобузова Н. Н.), «Толлерантность и я. Что такое толлерантность?» (1-В, кл. рук. Бояр Н. В.), «Выбирай сердцем» (2-А, кл.рук. Осипова Л. В.), «Дружба начинается с улыбки» (1-Б, кл. рук. Чумак В. И.), «Мы разные, но мы дружные» (3-А, кл. рук. Филинова Е. К.), «Происхождение хороших манер» (10-Б, кл. рук. Сивягина Е. А.), «Хочешь иметь друга – научись другом быть» (5-А, кл. рук. Штых А. А.), «Жизнь дана на добрые дела» (5-Б, кл. рук. Каркищенко Н. Н.), «Человек начинается с добра» (6-В, кл. рук. Дружкова Я. А.), «Осторожно, бабушка» (о помощи пожилым людям ко Дню пожилого человека), 2-В, кл. рук. Дюрка И. А., «Уважай старость. Почему пожилым людям нужна твоя помощь?» (4-А, кл. рук. Шильдяева И. А.), «Что такое совесть» (1-А, кл. рук. Борщ О. А.), «Чувство взрослости» 8-Б, кл. рук. Гроосс Е. И., «Секреты общения» (9-Б, кл. рук. Дроздова Ю. Н.), «Челоыек начинается с добра» (6-А, кл. рук. Зубова Т. Ф.), «Если вы вежливы» (7-А, кл. рук. Ворчилова А. П.). Многие классы активно участвовали в операции милосердие: сбор игрушек, одежды, писем и новогодних поделок в Дом малютки, в Дом престарелых, для детей Донецкой и Луганской НР, распространение среди учащихся членских билетов организации «Красный крест».
Проблемы:
-нарушение дисциплины, сквернословие – проблемы, которые остаются на сегодняшний момент нерешёнными;
- снижение уровня воспитанности учащихся, учебной мотивации;
-отсутствие эффективных мер наказания за нарушение правил для учащихся.
Предложение: разместить классных уголках памятки по вежливому общению, правилам поведения, высказывания великих людей об основах общения.
(Слайд 20) • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
По данному направлению были проведены классные часы; «»Я среди людей – люди вокруг меня» (3—Б, кл. рук. Рекунова М. А.), «Вежливость – формула чуда» (2-б, кл. рук. Алфииренко Т. А.), «Учись общаться» (8-А, кл. рук. Лобузова Н. Н.), «Толлерантность и я. Что такое толлерантность?» (1-В, кл. рук. Бояр Н. В.), «Выбирай сердцем» (2-А, кл.рук. Осипова Л. В.), «Дружба начинается с улыбки» (1-Б, кл. рук. Чумак В. И.), «Мы разные, но мы дружные» (3-А, кл. рук. Филинова Е. К.), «Происхождение хороших манер» (10-Б, кл. рук. Сивягина Е. А.), «Хочешь иметь друга – научись другом быть» (5-А, кл. рук. Штых А. А.), «Жизнь дана на добрые дела» (5-Б, кл. рук. Каркищенко Н. Н.), «Человек начинается с добра» (6-В, кл. рук. Дружкова Я. А.), «Осторожно, бабушка» (о помощи пожилым людям ко Дню пожилого человека), 2-В, кл. рук. Дюрка И. А., «Уважай старость. Почему пожилым людям нужна твоя помощь?» (4-А, кл. рук. Шильдяева И. А.), «Что такое совесть» (1-А, кл. рук. Борщ О. А.), «Чувство взрослости» 8-Б, кл. рук. Гроосс Е. И., «Секреты общения» (9-Б, кл. рук. Дроздова Ю. Н.), «Челоыек начинается с добра» (6-А, кл. рук. Зубова Т. Ф.), «Если вы вежливы» (7-А, кл. рук. Ворчилова А. П.). Многие классы активно участвовали в операции милосердие: сбор игрушек, одежды, писем и новогодних поделок в Дом малютки, в Дом престарелых, для детей Донецкой и Луганской НР, распространение среди учащихся членских билетов организации «Красный крест».
Проблемы:
-нарушение дисциплины, сквернословие – проблемы, которые остаются на сегодняшний момент нерешёнными;
- снижение уровня воспитанности учащихся, учебной мотивации;
-отсутствие эффективных мер наказания за нарушение правил для учащихся.
Предложение: разместить классных уголках памятки по вежливому общению, правилам поведения, высказывания великих людей об основах общения.
(Слайд 21) • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: беседы с просмотром учебных фильмов организации «источник жизни»;
прогулки на природе для укрепления своего здоровья.
Спортивные соревнования, проведение школьной спартакиады.
Выступление агитбригад по ПДД и пожарной безопасности.
Участие в городских конкурсах по здоровому образу жизни.
Организация спортивных игр «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья».
Организация медосмотров. Проводятся месячники здорового образа жизни с проведением классных часов и бесед на тему профилактики здорового образа жизни.
Проблемы:
- не организованно проходят прогулки после уроков;
- отсутствуют эффективные меры по борьбе с курильщиками;
-редко проводятся профилактические лекции медицинскими работниками.
(Слайд 22) • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Посещение Дней открытых дверей в профессиональные учебные заведения.
Организация дежурства по школе. Трудовые операции: уборка закрепленных за классными коллективами школьной территории, мытьё стульев и парт.
Конкурсы поделок «Кормушка для птиц», «Лучшая новогодняя ёлочка»
Классные творческие мастерские (ко Дню учителя); выставка работ, выполненных на уроках технологии.
Проблемы:
-не организуются встречи с представителями разных профессий;
- не всегда хорошо организовано дежурство по школе;
- не организуются ярмарки творческих работ учащихся.
(Слайд 23) • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Посещение ТБМ (коллективы начальной школы), театра им. Луначарского, Елизарова. Проведение конкурса «Мисс Осень», новогоднего концерта «Новогодний звездопад».
Участие в художественном оформлении школьного помещения.
(Слайд 24) Школьный театр под руководством А. В. Мельниковой.
Проблемы:
- неопрятный внешний вид учащихся на концертах, слабый контроль со стороны родителей;
-плохая дисциплина учащихся во время концертов, слабый контроль со стороны учителей.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают духовно-нравственное развитие и воспитание личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
(Слайд 25) Главная задача педагогов - включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность по данным направлениям (в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала) а) беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии ,туристические походы необходимо ориентировать на актуальные для школьников в данный момент моральные проблемы, с максимальным побуждением и использованием их личной инициативы и участия;
б) конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки должны быть максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;в) полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.
(с учётом условий пункта а).
г) ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом
В заключение хочется сказать, что основой работы в любом направлении является образовательное событие, которое возможно при грамотном, тщательно продуманном воспитательном мероприятии, умении педагога сделать его личностно значимым событием для большинства школьников. Только при выполнении этих условий можно говорить о том, что образовательное событие состоялось и процесс достиг результата.
(Слайд 26) Общеобразовательную школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Закончить своё выступление хочется слова (Слайд 27) В. А. Сухомлинского: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…»

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
Каждому учителю (руководствоваться) взять за основу в своей работе
задачи и приоритетные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС. (Постоянно, учителя).
Каждому педагогу осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения. (Постоянно, учителя).
Продолжить работу по повышению уровня воспитанности личности обучающегося и поддержанию количества обучающихся, имеющих «высокий» и «достаточно высокий» уровни, через усовершенствование воспитательной среды школы.
Повышать педагогическую культуру родителей.
Классным руководителям 1-9 классов запланировать и провести родительские собрания по теме «Духовное и нравственное воспитание в семье», изучить опыт семей в этом вопросе.
Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.
Классным руководителям и воспитателям ГПД использовать в работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся Новые педагогические технологии.
Новые педагогические технологии по духовно-нравственнному воспитанию.
Проект «Нравственный человек. Какой он?»;
Составить законы жизни каждого классного коллектива и школы в целом;
Составить Кодекс нравственного поведения;
Результативность выполнения обучающимися кодекса и нравственных законов класса обсуждать в конце каждой четверти;
Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации школы в конце учебного года;
Достижения класса в целом оформить в виде компьютерной презентации.
Классному руководителю знакомить родителей класса с нравственными законами;
Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях
Театрализация каких-либо нравственных ситуаций – хорошее подспорье в воспитании нравственных начал школьника;
Организация встреч с выдающимися людьми, преодолевшими себя, состоявшимися в своей судьбе;
Чтение классным руководителем хорошей литературы, с последующим обсуждением прочитанного с ребятами.
Тематика педагогического лектория для родителей 1 - 4 классов.
Физическое и психическое развитие ребенка 7-9 лет.
Режим дня первоклассника.
Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка.
Родная речь, ее роль в первые годы школьного воспитания.
Поведение ребенка 7-9 лет и воспитание. Хочу, можно, нельзя, надо.
Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, пожарная безо- пасность).
Закаливание. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Воспитание сознательной дисциплины у школьников.
Поощрение и наказание ребенка.
Организация оздоровления и отдыха детей в период летних каникул. Психическое и физическое развитие ребенка.
Духовная жизнь семьи и развитие ребенка в этом возрасте.
Воспитание у ребенка чувства коллективизма, взаимопомощи в семье и классе, ответственности за свои поступки.
Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека.
Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, пожарная безопасность).
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста. Организация учебного труда школьника в процессе подготовки домашних заданий.
Организация оздоровления и отдыха детей в период летних каникул. Компьютер, телевизор и воспитание ребенка.
Воспитание гражданина. 35 Основы безопасности жизнедеятельности (ПДД, пожарная безопасность).
Как помочь ребенку стать внимательным.
Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников.
Алкоголизм, брак, дети, семья.
Организация оздоровления и отдыха детей в период летних каникул. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса. Младший подросток и его особенности.
Воспитание у школьников ответственного отношения к учебе.
О воспитании сознательной дисциплины.
Физическое воспитание и воспитание здорового образа жизни младших подростков в семье.
Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии школьников.
Досуг школьников. Средства массовой информации, кино, книги в воспитании школьников.
Трудовое воспитание в семье.
Организация оздоровления и отдыха детей в период летних каникул.
Тематика педагогического лектория для родителей 5 - 8 классов.

Особенности адаптации младших подростков к обучению на второй ступени. Единство полового и нравственного воспитания.
Добро, ласка, поощрение, требовательность, твердость, ограничение желаний в воспитании подростков.
Воспитание трудолюбия и бережливости. О переводной и промежуточной аттестации и подготовки к ней.
Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, пожарная безопасность).
Роль семейных традиций в воспитании подростков.
Детская нервозность, ее предупреждение и лечение.
Книга в жизни школьника.
Организация и проведение летнего отдыха и летней трудовой практики. Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться ро- дительской властью.
Умственное воспитание подростков и задачи семьи.
Самовоспитание подростков.
Основы безопасности жизнедеятельности (ПДД, пожарная безопасность, наркологическая безопасность).
Воспитание трудолюбия и бережливости. О переводной и промежуточной аттестации и подготовки к ней.
Эстетическое воспитание подростков.
Здоровый образ жизни – основа успешности школьника.
Активизация познавательной деятельности шестиклассника.
Организация и проведение летнего отдыха и летней трудовой практики.
Роль семьи в развитии моральных качеств подростков.
Потребности и желания подростков. Ограничение и дисциплина желаний - важное условие правильного воспитания.
Воспитание умения управлять 36 желаниями.
Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей. Патриотическое воспитание подростков.
О переводной и промежуточной аттестации и подготовки к ней.
Основы безопасности жизнедеятельности (ПДД, пожарная безопасность, наркологическая безопасность), консультации юриста.
Свободное время подростка. Влияние телепередач, компьютерных игр на развитие и здоровье.
Речевой этикет в семье.
Организация и проведение летнего отдыха и летней трудовой практики. Старший подростковый возраст. Его особенности.
Воспитание человечности у подростков.
Семья как коллектив.
Предупреждение нервных заболеваний в годы отрочества.
Тематика педагогического лектория для родителей 9-11 классов.
Анатомо-физическое и психологическое развитие старших подростков. Единство физической, нравственной, социальной и половой зрелости. Духовные потребности юношества и их развитие.
Правовое сознание юношества (с приглашением специалиста). Профессиональная ориентация и выбор специальности. О переводной и промежуточной аттестации и подготовки к ней.
Физкультура и спорт в жизни старшеклассника.
Группы риска и раннее выявление формирующейся зависимости от алкоголя, наркотиков, одурманивающих веществ.
Воспитание культуры поведения в общественных местах.
Организация и проведение летнего отдыха и летней трудовой практики. Педагогический такт в воспитании юношества.
Как говорить с юношами и девушками о любви, семье и браке.
Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.
Самовоспитание в годы ранней юности.
О переводной и промежуточной аттестации и подготовки к ней.
Свободное время старшеклассника.
Основы безопасности жизнедеятельности (с приглашением нарколога, юриста)
Роль традиций в семье.
Организация и проведение летнего отдыха и летней трудовой практики. Поиск смысла жизни в юношестве.
Интимно-личностное самоопределение юношей и девушек. 37 Мировоззренческое самоопределение юношей и девушек. Профессиональное самоопределение юношей и девушек.
Поддержка профессионального самоопределения юношей и девушек.
Подготовка старшеклассников к семейной жизни.
Гармоничное развитие личности - необходимое условие жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Военно-патриотическое воспитание старшеклассников, подготовка к службе в армии.
Организация рабочего дня выпускника при подготовке к выпускным экзаменам.