Методическая разработка по предмету «Ритмика» на тему: «Возможности уроков ритмики как средства реализации здоровьесберегающих технологий»

МБУ ДО
«Николаевская детская школа искусств»





Методическая разработка по предмету «Ритмика» на тему:
«Возможности уроков ритмики как средства реализации здоровьесберегающих технологий».
Составлена преподавателем хореографии НДШИ
Кисиленко Ириной Валерьевной для 1-го класса хореографического отделения.


п. Николаевка
2016 г.
Рассматривая преподавание предмета «Ритмика» с использованием здоровьесберегающих технологий, можно отметить большую эффективность, так как преподавание предмета не вызывает у детей переутомления и физического перенапряжения во время занятий. Урок построен так, что ребенок постепенно вовлекается в процесс работы, не испытывая дискомфорта от подачи материала и его восприятия.
Занятие строится по восходящей (от легкой разминки по кругу и на середине класса) к кульминации (выполнение несложных по координации танцевальных элементов и комбинаций движений), затем комплекс упражнений на ковриках (партер) и упражнения на расслабление в конце занятия. Комплекс упражнений на ковриках может иногда заменяться подвижной музыкальной игрой или танцевальной импровизацией на середине класса под музыкальное сопровождение.
За последние годы значительно вырос приток детей 5-6 лет, чему способствует ранее физическое и умственное развитие дошкольников, а так же возросшая популярность хореографии.
Возникает необходимость организации подготовительных классов, где детям предлагается первоначальный этап обучения, который готовит ребенка к освоению программы (физически и координационно), а так же развивает у детей чувство ритма и музыкальность. Программа должна физически развивать дошкольников, используя нетрадиционные эффективные разнообразные формы, средства и методы эстетического и музыкального воспитания детей, при этом ни в коей мере не нанося вреда здоровью ребенка.
Именно в возрасте 5-6 лет закладываются основы здоровья, гармонического, нравственного, умственного и физического развития ребенка. Дети интенсивно растут, и движение становится их потребностью, поэтому физическое воспитание важно в этот возрастной период. Как правило, движения детей в этом возрасте имеют стихийный характер, они возникают как непосредственная реакция на окружающие явления и часто беспорядочны и хаотичны. Для детей является проблемой определить правую или левую ногу, быстро среагировать на поворот в ту или иную сторону, правильно ориентироваться в пространстве.
В настоящее время существует много нетрадиционных направлений физического воспитания детей. Одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека, с применением здоровьесберегающих технологий. Ее разумное применение должно прослеживаться в правильно выбранной нагрузке для той или иной группы мышц, а так же в количестве повторов тех или иных движений и комбинаций, в составлении очередности движений и т.д. Необходимо устраивать на занятиях 10 минутные перерывы после истечения 30 минутных занятий, и небольшие дыхательные минутки после исполнения энергичных движений (прыжки, бег, подскоки, галопы и т.д.)
Эмоциональность ребенка развивается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Метод импровизации на свободную тему, выбранную педагогом, неотъемлемый элемент занятий ритмической гимнастикой. У детей развивается фантазия и образность мышления. Здесь очень важен подобранный педагогом музыкальный материал, который завораживает ребенка и погружает в мир фантазии и экспромта. Педагог должен очень тонко организовать ребят на выполнение этого задания, что бы ребенок не чувствовал стеснения и не испытывал неловкости.
Для разнообразия в проведении уроков часто используются спортивные п скакалка, надувные мячи, пластмассовые обручи. Выполнение танцевальных движений с предметами делают урок более разнообразным и интересным. Ребята испытывают положительные эмоции от занятий с предметами. Им очень нравится чувствовать, что они умеют овладевать новыми навыками при работе с предметами.
Огромное значение в проведении занятий ритмикой дает игровой метод. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих особенностей детей. Ребята быстрее начинают ощущать себя в пространстве, им прививается чувство коллективизма и сплоченности в группе, а так же взаимовыручки, что очень важно в процессе воспитания гармонически развитой личности.

План
проведения открытого урока по предмету «Ритмика», для учащихся подготовительного класса.

Тема урока: Разучивание приставочного шага с притопом в сторону (вправо и влево), разучивание перестроения из 1-ой линии в 2-е линии (методом приставочного шага с одновременным исполнением приседания в конце перестроения) М/р 2/4 (тем умеренный).
Цель урока: Технически и ритмически правильное исполнение всех разученных элементов на уроке. Добиться синхронности и музыкальности исполнения танцевальных элементов, разученных на уроке.

Поклон.
Музыкально-ритмическая разминка по кругу (шаг с носка, на носках, на пятках, подскоки, галопы, полька, бег с подниманием коленей перед собой с заноской ног согнутых в коленях назад.)
Выполнение несложных элементов музыкально-ритмической разминки на середине класса (упражнения на развитие ритма, слуха и координации) в шахматном порядке:
- ходьба на каждый счет, через счет.
- хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли.
- сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками через счет и наоборот.
- хлопки и удары стопой на сильную долю такта двухдольного и трехдольного размера.
4. Выполнение и разучивание танцевальных элементов на середине класса:
- разучивание приставочного шага в сторону с правой ноги враво и с левой ноги влево (уч-ся стоят в шахматном порядке) М/р 2/4 на 1 т.
- разучивание приставочного шага вперед и с правой ноги и с левой ноги поочередно, с последующим приседанием на месте после приставочного шага (уч-ся стоят в шахматном порядке) М/р 2/4 на 2т.
- разучивание перестроений из одной линии в две линии вперед и назад (методом изучения приставочного шага вперед) с приседанием на месте после перестроения М/р 2/4 на 2 т.
-разучивание галопа с поворотом корпуса из круга и в круг (по 2 движения в каждую сторону) М/р 2/4 на 1т. в каждую сторону.
5. Движения по диагонали: легкий шаг с носка, полька в парах (ручки крестиком), подскок в парах (ручки крестиком), галоп в парах (ручки лодочкой), бег на носочках по VI поз. (pa curu).
6.Выполнение на середине класса прыжков через скакалку (на двух прямых ногах, перескок через скакалку по диагонали).
7. Выполнение вращательных движений двумя руками сложенной вдвое скакалки перед собой вертикально вверх и в сторону одной рукой вертикально вверх (поочередно правой и левой рукой для развития гибкости и подвижности суставов кистей) М/р 2/4
8. Выполнение комплекса гимнастических упражнений на ковриках в положении сидя и лежа:
-расслабление всего тела лежа на ковриках на спине
- выполнение упражнений на закрепление мышц тела и расслабление
- комплекс упражнений для танцевальной осанки (в положении сидя и лежа)
- комплекс упражнений на развитие гибкости позвоночника, выворотности суставов ног и развития балетного шага
- упражнения на расслабление корпуса, рук, ног
8. Музыкально-подвижная игра «Музыка» ( на развитие ритма и на определение характера темпа музыкального сопровождения)
9. Дыхательное упражнение на развитие равновесия у учащихся и поклон в конце занятия. Здесь можно сделать простую форму port de bras М/р 3/4.













Список использованной литературы:
1. Лисицкая Т.С. «Ритм + пластика». Физкультура и спорт. М., 1988г.
2. Лифиц И.В. «Ритмика»: учебное пособие. – М.: Академия. 1999г.
3. Фирилева Ж.Е. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. С.-П., 2001г.
4. Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». – М.: Советский композитор. 1991г.
5. Щербакова Н.А. «От музыки к движению и речи»: Практическое пособие для музыкальных руководителей специализированных образовательных учреждений – М, 2001г.

15