Статья Познавательный интерес и эмоциональное отношение учащихся к урокам биологии и естествознания.


Познавательный интерес и эмоциональное отношение учащихся к урокам биологии и естествознания.
Познавательный интерес – это важнейший мотив умения усвоения материала учащимися. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю , в чтении дополнительной литературы. Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: идущие от его содержания, вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке, вытекающие из отношений с учителем и друг с другом на уроке.
Что в содержании урока вызывает интерес? Это наличие новизны в учебном материале. Нередко бывает так, что тема урока биологии знакома из курса природоведения, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. В данной ситуации нужно показать учащимся новизну материала с помощью проблемного вопроса или путём записи на доске плана урока. Интерес к уроку могут вызвать различные аспекты его содержания, но для их восприятия важно возбудить эмоциональный интерес. С этой целью широко используют произведения искусств, стихи, песни, красочные иллюстрации, живые красивые цветы. Так по теме «Биосфера и человек» можно как эпиграф к этой теме взять такие стихи Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование регионального компонента. При изучении темы «Органы цветкового растения» в 6 классе, а именно «Строение и значение цветка. Особенности строения плодов» урок я начинаю со стихотворения:
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать…
Это даёт возможность учащимся понять, что цветок – не только орган семенного размножения, но одно из самых ярких красивых созданий в мире растений. Обращаем внимание также на растения, которые являются охраняемыми в Хакасии. О таких растениях, которые уничтожаются людьми, учащиеся сами говорят, рассказывают об их значении, делают сообщения о лекарственных растениях (марьин корень, ландыш сибирский т.д.). Чтобы лучше запомнились охраняемые растения, играем в цепочку, кто больше назовёт растений Хакасии. (Лилия- ятрышник- купальница- володушка и т.д.).
На уроках биологии использую самостоятельные лабораторные работы по инструктивным карточкам, опыты, наблюдения, творческие работы, ролевые игры по биологии, проведение недели естественного цикла (например, «интеллектуальный марафон»,КВН, счастливый случай и т.д.).
Итак, под развитием познавательного интереса подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников ,по стимулированию учебной активности. Действия учителя, должны побуждать школьников к активному учению, способствовать созданию положительного отношения к учёбе. Конечно, степень активности учащихся зависит и от их самих, от сознательного отношения к учёбе, любознательности, воспитанности, а также волевых усилий. А если у ученика нет таких качеств, формирование их входит в профессиональную функцию учителя. Вся трудность и противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она в свою очередь зависит от учителя, его умения активизировать их. Степень активности школьников и является реакцией на методы и приёмы работы учителя.
Следовательно, уровень познавательного интереса повышается активными методами обучения учащихся, побуждает их к старательному обучению.