Интерактивные методы обучения на уроках математики и физики


* Интерактивные методы обучения на уроках математики и физики Тюлькина О.Б.,учитель математики и физикиМБОУ Новосельская ООШ Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения,  прогнозируя  их возможные последствия,  способные к сотрудничеству,  мобильные,  обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В придании старым мыслям новой формысостоит всё искусство и всё творчествоА. Франс * Общая характеристика интерактивного обучения «Inter» — это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность — способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. * Три вида активности Три формы взаимодействия учителя и учеников Пассивный метод   Учитель Ученик Ученик Ученик Активный метод   Учитель Ученик Ученик Ученик Интерактивный метод   Учитель Ученик Ученик Ученик ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. * Цель: создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится Задачи: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;формирование у учащихся мнения и отношения;формирование жизненных и профессиональных навыков. Принципы: занятие – не лекция, а общая работа. все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. Признаки интерактивного взаимодействия Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.Свобода выбора.Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. * Применение компьютерных технологий Активный диалог учителя и ученика с использованием демонстраций и контрольных заданий. Методика применения интерактивных технологий на уроках математики и физики Дает возможность интерактивного взаимодействия. Позволяет активизировать действия учащегося. (Недостаточно просто слушать и смотреть, приходится отвечать на некоторые вопросы, задаваемые в ходе демонстраций).Дает возможность получить оценку действий каждого ученика, при ошибочном ответе – подсказку и предложение повторить попытку. Позволяет организовать на уроках коллективно – самостоятельную работу.Дает возможность учителю индивидуально прослеживать работу и предложения учащихся, корректировать эту работу и помогать учащимся (всем вместе или индивидуально). Позволяет вплотную перейти к реализации деятельностного подхода к обучению. Формы и методы интерактивного обучения * Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)Работа в группах, парахТворческие заданияОбучающие игры (ролевые, деловые, образовательные) Метод проектовРазминки Карусель Синквейн Кластер Сравнительная диаграммаПазл Эссе Формулировка заданий: Сформулируй понятие. Докажи.Объясни. Аналитические и проблемные вопросы:“Почему? Из чего следует? От чего зависит?”“Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”. * Каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. * Творческие задания Составление математических и физических задач. Составление математических и физических кроссвордов. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры, физические величины или явления.Математические и физические сочинения. Доклады и рефераты. Рисунки к отдельным темам курса математики или физики. * Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк. – Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание синквейна.– Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.– Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.– Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.– Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. * Задача Сложная, текстоваяСравнивает, анализирует, утверждаетЧтобы решить задачу, надо составить математическую модельОтвет 9 кл. * Алгебраическая дробь Сократимая, несократимаяСокращать, складывать, вычитатьДробь, при записи которой используются буквыБуквенное выражение 7 кл. * Обыкновенные дроби Правильные, неправильныеСкладываются, вычитаются, сравниваютсяРавные части чего-либоЧасти 5 кл. * Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей. Признаки равенства треугольников, 7 класс1 карточка – словесная формулировка,2 карточка – рисунок к теореме,3 карточка – краткая запись условия и заключения теоремы,4 карточка – математическая запись доказательства5 карточка – задачи на применение признаков равенства треугольников * Кластер (англ. Cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. * Проект «Дерево знаний» * Мини-исследование Положительные моменты использования интерактивных методов обучения роль преподавателя резко меняется;повышается точность восприятия, увеличивается результативность работы памяти;развиваются устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Кредо интерактивного обучения: То, что я слышу, я забываю.То, что я вижу и слышу, я немного помню.То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером. Благодарю за внимание!