Творческая работа Интерактивные методы обучения



Творческая работа
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУРОКАХ ФИЗИКИ
Автор:
преподаватель физики
ГБПОУ РК «Калиновский техникум МСХ и СО»,
учитель физики МОУ «Овощновская школа»
Ашимова Гульнара Арифовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. Анализ различных моделей обучения
I.1. Пассивная модель обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
I.2. Активная модель обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
І.3. Интерактивная модель обучения . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ІІ. Соответствие требованиям современного урока . . . . . . . . . . . . . 8
ІІІ. Структура интерактивного урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
IV. Интерактивные методики обучения
IV.1. Работа в малых группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ІV.2. Учебный мозговой штурм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
IV.3. Игровые элементы при изучении физики
как средство привития интереса к предмету . . . . . . . . . . . . . . . . 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Примеры мотивации урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Пример работы в малых группах . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3. Примеры учебного мозгового штурма . . . . . . . . . . . . . . 22
4. Игра «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
5. Игра «ТЕНДЕР» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
6. Дополнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

ВВЕДЕНИЕ
... применение принципа активности в обучении особенно нужное в украинской школе, так как в самый раз нам надо преодолеть ту пассивность, которая с годами вырабатывалась у нашего народа, и развить инициативу и творческие способности нашей молодежи.
Г. Ващенко
Модернизация общего среднего образования соответственно Законам Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», концепции общего среднего образования, Государственного стандарта общего среднего образования, предусматривает реализацию принципов гуманизации образования, ее демократизацию, методологическую переориентацию процесса обучения и развитие личности ученика, формирование его основных компетентностей.
Соответственно этому изменяются и подходы к выбору форм и методов обучения, его оценивания. Цель современного образования - научить ученика видеть проблемы разного характера и направления, решать их, используя знания.
Школа не может не испытывать изменений, которые диктует XXI столетие. Она должен готовить молодых творческих менеджеров, лидеров, способных оценить прошлое и создавать лучше будущее. А для этого недостаточно ориентироваться на передачу и усвоение опыта, накопленного человечеством. Важным становится умение в лавиноподобном потоке информации найти нужную, уметь с ней работать, а не просто накапливать сумму энциклопедических знаний.
Важнейшей задачей школы является научить ребенка мыслить. Ведь большинство проблем, которые возникают в науке, технике, культуре, имеют открытый характер и потому не имеют однозначного и простого решения.
Если мы хотим, чтобы на наших уроках было интересно, ученики не скучали и ощущали, что не тратят времени напрасно, нужно дать им возможность принимать решение, подвергать критике, высказывать свои мысли, делать выбор.
Формирование интереса к предмету - одна из главных задач, которую я выделяю в процессе преподавания физики. А для ее достижения существует много современных технологий обучения.
Интерактивные методы обучения, на мой взгляд, позволяют организовать учеников для самостоятельного получения знаний, способствуют усвоению умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности.
I. Анализ различных моделей обучения
Прежде чем перейти к основательному рассмотрению интерактивных учебных технологий и интерактивного урока, выясним общую суть интерактивного обучения и сравним его с общеизвестными подходами к обучению. В 60- х годах XX столетие Я. Галант в работе «Методы обучения в советской школе» предложил активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности.
I.1. Пассивная модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воссоздать материал, переданный ему учителем, текстом учебника, и т.п. - источником правильных знаний. К соответствующим методам принадлежит метод, по которому ученики лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизводящее опрашивание учеников). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют творческих задач.
I.2. Активная модель обучения
Такой тип предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом», вступает в диалог с учителем.
Пассивная модель обучения, как показывает опыт, является малоэффективной и поэтому не актуальной. В современной школе и она уступает место активной модели обучения.
На современном этапе задача учителя заключается в том, чтобы научить учеников мыслить, анализировать сделанное, вносить коррективы, т.е. направить мысль ученика в нужное русло. Это реализует интерактивное обучение.
І.3. Интерактивная модель обучения
Слово «интерактив» пришло из английского языка от слова «іпtегасt», где іпtег - «взаимный» и асt - «действовать». Таким образом, интерактивный - способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель - создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик ощущает свою успешность, интеллектуальную способность.
Суть интерактивного обучения заключается в том, чтобы учебный процесс происходил в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это – совместное обучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученики, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлектируют по поводу того, что они знают, умеют, осуществляют. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно оказывает содействие формированию навыков и умений, определению ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Во время интерактивного обучения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения. В1918 году в городе Корин (между Киевом и Житомиром) А. Ривин организовал обучение учеников разного возраста в парах сменного состава. За один год ученики проходили программу трех-четырех лет обучения. В школе училось одновременно по 40 детей в возрасте от11 до 16 лет. Уроков как таковых в школе не было. В хорошую погоду дети учились в саду, на свежем воздухе. Во время занятий они свободно двигались, разговаривали друг с другом. В основу методики Ривина была положена идея «уча других, учись сам».
Свыше 2400 лет тому Конфуций сказал:
«То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю».
Эти три простых утверждения обосновывают необходимость использования активных методов обучения. Немного изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Таким образом, процесс обучения - не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Он нуждается в напряженной умственной работе ребенка и его собственного активного участия в этом процессе: объяснение и демонстрация сами по себе никому не дадут настоящих, стойких знаний. Этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.
Итак, если попробовать дать определение понятия интерактивного обучения, то это - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие школьника в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе учебного познания. Так как каждый ученик имеет конкретную задачу, по которой он должен публично отчитаться, потому что от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой и перед всем классом задачи.
Интерактивные технологии обучения включают в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, интерактивные метод и приемы, стимулируют процесс влияния на умственные и учебные условия и процедуры, с помощью которых можно достичь запланированных конечных результатов.
ІІ. Соответствие требованиям современного урока
Проведение уроков по интерактивной методике отвечают требованиям современного урока:
нестандартные формы проведения урока и мероприятия, которые оказывают содействие их восприятию;
научный уровень преподавания предмета;
отбор учителем наиболее эффективных методов и форм обучения;
развитие познавательных интересов учеников;
осуществление межпредметных связей;
вооружение учеников приемами самостоятельной работы, формирование навыков самоконтроля;
учет принципов дифференциации и индивидуализации;
объективность оценивания;
оптимальность домашнего задания;
результативность урока (степень достижения цели, качество знаний и уровень формирования учебных навыков, положительные изменения в развитии и воспитании учеников).
Особенностью интерактивного обучения является подготовка молодого человека к жизни и гражданской активности.
Интерактивное обучение предоставляет ученикам основные познавательные и гражданские умения, навыки и образцы поведения. Такие уроки захватывают учеников, пробуждают в них интерес и мотивацию, учат самостоятельному мышлению и действиям. Эффективность и сила влияния на
эмоции и сознание учеников в значительной мере зависит от умений и стиля работы конкретного учителя.
Развитие науки и техники дало учителям и ученикам новые формы коммуникации, новые типы выполнения абстрактных и конкретных задач, превращающих учителя из авторитарного транслятора готовых идей на вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала учеников. [8]
Применение альтернативных технологий предъявляет определенные требования к структуре урока.
III. Структура интерактивного урока
Структура урока состоит из пяти этапов.
І. Мотивация.
ІІ. Объявление темы, цели урока и ожидаемых результатов.
ІІІ.Предоставление необходимой информации.
ІV.Интерактивное упражнение.
V. Подведение итогов урока.
Мотивация - фокусирование внимания учеников на проблеме и вызов интереса к обсуждаемой теме. Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая дает возможность ученикам осознать, что они сейчас начнут изучать. Мотивация четко связана с темой урока, она психологически готовит учеников к ее восприятию. Ученики привлекаются к определению темы урока.
Этап мотивации урока непосредственно переходит к этапу объявления темы, цели урока и ожидание результатов.
Объявление, представление темы и ожидаемых результатов.
Во время определения темы урока ученики выясняют вопрос:
какие знания они должны усвоить и на каком уровне;
какими умениями и навыками должны овладеть;
какие ценности в себе могут сформировать.
Предоставление необходимой информации может происходить в форме мини-лекции, раздачи письменных инструкций или дидактического материала.
Интерактивная часть
Интерактивная часть - систематизация учебного материала:
инструктирование;
распределение ролей в группах;
выполнение задачи.
Формы проведения интерактивной части могут быть самыми различными - дебаты, ролевые игры, работа в малых группах «уча – учусь», «мозговой штурм»,и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Активная форма работы - дебаты - организованный процесс формирования и защиты собственных позиций. Цель дебатов – всестороннне рассмотреть и обговорить проблемы.
«Микрофон» - форма работы, которая предоставляет возможность каждому ученику быстро поочередно сказать, отвечая на вопрос, высказывая свою мысль, позицию по вопросу.
Форма групповой работы «Уча – учусь».
Инструктирование: учитель рассказывает ученикам о цели задания, правилах, последовательности действий, количестве времени на выполнение.
Распределение ролей в группах.
Выполнение задачи. Учитель играет роль организатора, помощника.
Рефлексия результатов учениками: осознание полученных результатов, которые достигается путем их специального коллективного обсуждения. Устное обсуждение по определенным вопросам.
При подведении итогов выясняется понравился ли урок, что нового узнали или чему научились учащиеся. Затем обобщает материал учитель, оцениваются результаты урока.
Как оценивать работу учеников во время проведения интерактивных уроков? Как подтвердить, что ученики действительно овладели необходимыми знаниями, сформулировали для современной жизни ценности и компетентности? Эти важные проблемные вопросы побуждают, вместе с традиционным методом оценивания учебных достижений учеников, искать новые подходы к их оцениванию. Можно применять двойную шкалу оценивания - оценивание не только результатов работы, а и самого процесса обучения. Как ученик принимает участие в деятельности - его активность, способ общения, готовность к сотрудничеству, способность отстаивать свою мысль, аргументировать свою позицию, связывать приобретенные знания с жизнью.
В начале урока ученики выставляют себе оценку за приобретенные знания по теме. Во время работы на уроке - краткие устные, письменные ответы, работа в парах, группах, участие в дискуссии, решение практических задач - происходит трансформация оценки с последующей ее коррекцией со стороны учителя. [8]

IV. Интерактивные методики обучения
IV.1. Работа в малых группах
1. Введение
Урок, на котором используются групповые формы работы, отличается от традиционного. Во-первых, все ученики берут в нем активное участие. Во-вторых, они не только высказывают свои мысли, но и общаются, прислушаются к чужим идеям и соображениям. Это очень ценные навыки для молодежи и людей любого возраста в демократическом обществе. Работу в малых группах можно с успехом применять при изучении нового материала, при повторении, решении задач.
2. Описание
Перед внедрением работы в группах учитель должен спланировать: .
а)Время. Наилучшая модель —. начать с объяснения задачи всему классу, потом — работа в группах и подведение итогов.
б)Место. Готовя класс к занятию, следует принять во внимание следующее:
что будут делать группы;
члены группы должны видеть и слышать друг друга;
члены группы будут пользоваться материалами;
вспомогательные учебные материалы должны быть доступные.
в)Письменные инструкции. Инструкции:
должны быть написанные понятным для каждого ученика языком;
могут быть написаны на доске, большом листе бумаги, розданы на карточках каждой группе или каждому ученику;
должны четко указывать, каким должен быть результат работы группы;
должны быть протестированы (сделай сам или попроси сделать это другого учителя).
г) Умение работать в группе. Чем сложнее задача, тем больший объем работы должны выполнять ученики вместе. Вполне возможно, что учителю необходимо посвятить много времени для ознакомления учеников с правилами работы в группе. Обучение правилам работы в группе является чрезвычайно важным моментом. [9].
Правила работы в группе
Бери активное участие в работе группы.
Слушай своих коллег.
Сделай свой взнос в результат работы группы.
Проси о помощи, если в ней нуждаешься .
Помогай другим.
Деление на группы
Для кратковременных задач оптимальными являются группы, которые состоят из 4-5 лиц.
Группы должны быть неоднородными за половому признаку, по интелектуальным показателям. Лидеры класса не должны быть руководителями групп. Работа в группах — это не система ни для награждения лучших учеников, ни для «подтягивания» более слабых. Это метод, который разрешает всем ученикам действовать интерактивно.
Инструкция для учителя
Перед началом урока подготовь материалы, расставь столы.
Коротко объясни задачи.
Раздели учеников на группы.
Определи задачи, раздавая материалы или записывая инструкцию на доске.
Видели группам время для ознакомления с задачей.
Убедись, что все поняли инструкцию.
Определи время для выполнения задачи.
Попроси представителей групп объявить результаты работы.
Проведи обсуждение упражнения со всем классом.
Советы учителю
1. Можешь помогать ученикам, когда они работают в группах. Попроси учеников, чтобы они рассказывали о том, что уже выполнили. Старайся подсказывать детям новые идеи.
Контролируй работу групп, но не руководи ими. Разреши, чтобы они работали сами, даже, если допускают ошибки.
Заинтересуй учеников проводить анализ,почему данный метод является хорошим или плохим, делать выводы, наблюдая за собственной работой и работой других.
Проси учеников, чтобы они размышляли вслух, слушали других, делали выводы из полученной информации.
Когда ученики работают в группах, ты являешься наблюдателем. Обрати внимание на детей, которые владеют необходимыми навыками для выполнения конкретной задачи.
ІІІ.2. Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:
это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
учителю легко поддержать трудного ученика, обратив вниманиена его идею;
наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легкоорганизовать деловую игру.
IV.3. Игровые элементы при изучении физики как средство привития интереса к предмету
Игровую форму занятий можно применять на разных этапах урока. Идея игры заключается в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а ученики стараются ее решить.
Ролевая игра - это процесс создания игрового мира с погружением у него игрока как самостоятельной личности. Рассмотрим это определение подробнее.
Игровой мир может отражать реальный мир, а может, наоборот, быть миром условно-историческим, литературным или вообще выдуманным организаторами игры. Однако в любом случае он должен быть целостным. Мир создается именно в процессе игры, а не к ее началу, и в его создании принимают непосредственное участие все игроки, независимо от роли, которую они играют. Именно поэтому «неигровое поведение», т.е. нарушение правил жизни в игровом мире, в большинстве игр наказывается очень сурово, вплоть до устранения из игры.
Игра имеет свои принципы организации. Все начинается из замысла. Основное внимание при этом необходимо уделить следующим моментам: задуманный мир должен быть целостным и полным; определяется продолжительность игры, форма ее проведения ,выясняется количество игроков. Следующий важный момент - отбор организаторов игры и создание команды мастеров, ее задача - разработка замысла игрового мира, подготовка к игре, контроль за ее ходом. Следующий этап организации игры - составление правил.
Игра считается успешной, если достигнута поставленная цель и задачу.
Во время организации нестандартного урока, который имеет вид деловой игры, необходимо придерживаться следующих положений:
1.Правила игры должны быть общими, четко сформулированными, содержание предложенного материала должно быть доступным пониманию учащихся.
2.Игра должна давать достаточное количество материала для умственной деятельности, иначе она не будет оказывать содействие выполнению педагогических целей, не будет развивать природную прозорливость и внимание.
3.Во время проведения игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль ее результатов со стороны всего коллектива учеников или избранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым; понятным и справедливым.
4.Каждый ученик должен быть активным участником игры. Продолжительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
5.В процессе игры ученики должны научно грамотно приводить свои суждения, их речь должна быть правильною, четкой, лаконичной.
6.Игру нужно закончить на уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет позитивную роль.
Игра - могущественное средство воспитания и самовоспитание личности, которая влияет не только на игровой, а и на реальный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Примеры мотиваций урока.
7класс. Тема: Приспособление живых организмов к действию архимедовой силы и внешнего давления.
Отрывок из романа Александра Беляева «Человек-амфибия»:
«Ихтиандр опускается все глубже и глубже в темные глубины океана. Ему хотелось побыть одному, прийти в себя от новых впечатлений… Он углублялся все медленнее. Вода становилась все гуще, она уже давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли серо-зеленые сумерки».
Вопрос: Могут ли живые существа, кроме человека, жить в глубинах океана?
10 класс. Тема: Электроемкость. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора.
Историческая справка. В XVII – XVII в.в. электричество представляли себе как какую-то жидкость невесомую и электрическую, которая могла «вливаться» в проводник и «выливаться» из него. Отсюда понятно и возникновение термина «емкость».
2. Пример работы в малых группах.
Фрагмент урока «Невесомость» (7 класс)
Со временем, когда станет известно о том наслаждении, которое испытывает человек в состоянии невесомости, огромное количество людей будет стремиться пережить это ощущение.
В. Юнг
Структура фрагмента урока
Постановка цели.
Введение. Что такое вес? (Эксперимент)
Можно ли испытать невесомость на Земле? (Обращение к жизненному опыту).
Преимущества, которые испытывают люди в состоянии невесомости. (Обращение к литературным источникам)
Как избежать неудобств связанных с состоянием невесомости. Работа в группах, метод «мозгового штурма»
Предоставление результатов, обговаривание работы в группах.
1.Постановка цели.
Какие можно найти преимущества в состоянии невесомости и какие неудобства оно причиняет? Давайте попробуем найти способы, с помощью которых можно избежать этих неудобств.
2. Введение.
Невесомость – это потеря веса. Что же такое вес тела?
Эксперимент1. Тело подвешено на нити. Нить растянута. Сила с которой груз растягивает нить, - его вес. Вес тела приложен к нити. Во время падения тело не растягивает нити, вес тела равен нулю.
Эксперимент 2. Вы все имеете вес. К чему приложен ваш вес? Он действует на стул. А на пол? Частично.
Давайте попробуем переносить свой вес:
Весь вес приложен к стулу.
Вес приложен частично к стулу, частично к полу.
…к стулу, к полу к столу.
Весь вес приложен к полу.
Вы почувствовали свой вес и попробовали его перенести. А не приходилось ли вам его терять?
3. Обращение к жизненному опыту.
Невесомость – состояние тела, когда оно теряет свой вес, т.е. не давит на опору, не растягивает подвес. Пребывал ли кто-нибудь из вас в состоянии невесомости?
Помочь найти ответ на вопрос.
Кто быстро ехал по выпуклому мосту, и его подкидывало на сидении?
Кто на горках подскакивал на санках и покрикивал от удовольствия?
Кто прыгал в высоту, в длину? Просто подпрыгивал, ощущая чувство свободного полета?
Кто попадал в воздушные ямы, находясь в самолете?
Кто прыгал с высоты?
Итак, в состоянии частичной невесомости пребывали все. Невесомость – приятное чувство (цитата Юнга). Попробуйте представить себя космонавтами. Вам легко, п риятно, вы – невесомы.
4. Обращение к литературным источникам
Преимущества в состоянии невесомости для человека очень ярко описаны К.Э.Циолковским в фантастической повести «За пределами Земли».
Легко и доступно проводить различные работы. Все части сооружения одинаково доступны. Не нужно никаких кранов, блоков, домкратов.
Сила нужна, но она может быть очень мала; необходимо только больше времени.
Нет обвалов, падений, разрушений. Где бы вы ни были, вы никуда не сможете упасть и разбиться.
Ни один предмет также не может оторваться и свалиться на вас.
5. Работа в группах
Но невесомость приносит и определенные неудобства. Вообразите себе, что вы присоединились к экипажам на борту космических кораблей. И, конечно, там властвует состояние невесомости. Вы проснулись утром и хотите умыться невесомой водой, потом позавтракать невесомой едой, выпить невесомый чай.
Попробуйте:
перемещаться по кабине и пользоваться невесомыми вещами;
умыться;
поесть;
выпить чай;
переместиться по кабине (обратите внимание на фото);
сохранять вещи в порядке (обратите внимание на фото).
Каждая группа получает задание: предложить способ, как умываться, пить, есть, передвигаться, сохранять вещи в состоянии невесомости. Задания составлены на основе фрагментов, взятых с научно-фантастических произведений. «Ключевые слова» пропущены.
6. Обсуждение работи в группах
Представители групп представляют варианты решения проблемы в группе. Вывешиваются плакаты каждой группы. Учитель подводит итог, зачитывает «ключевые слова».
Инструкция для групп:
Каждый из вас получает фрагмент из научно-фантастического рассказа, автор которого описывает явление невесомости. В названии этого фрагмента сформулирован вопрос, на который должна ответить ваша группа.
Выберите секретаря, который будет вести записи.
Прочитайте внимательно фрагмент и предложите фразу, которая пропущена — это будет ответ на поставленный вопрос.
Попробуйте предложить несколько вариантов ответов на поставленный вопрос.
Время выполнения задания - 5 мин.
Работая в группе, используйте правила «мозгового штурма»:
Предлагай, опираясь на идеи других людей.
Воздерживайся критики.
Цель - количество.
Разреши «парить» воображению.
Задания для групп
В материалах, которые раздаются детям, выделенные слова пропускаются. Каждая группа работает над другим заданием.
1. Как умываться в состоянии невесомости?
Сначала отсутствие тяготения создавало множество неудобств. Умываться можно было только с помощью губки. Вода, оставленная в неплотно закрытом сосуде, выливалась через край, растекалась вокруг. ее капли собирались в радужные шарики, которые плавно двигались в воздухе, будто мыльные пузырьки. Встреча с ними не предвещала ничего хорошего: вода мгновенно впитывалась одеждой.
Г. Бовин «Дети Земли»
2.Как пить в состоянии невесомости?
Елена Николаевна принесла пульверизатор — вода в этом мире без тяготения не выливалась сама из бутылки, ее приходилось выталкивать оттуда с помощью резиновой груши.
Ю. Сафронов, С. Сафронов «Внуки наших внуков»
3. Как есть в состоянии невесомости?
Пищу варили с постоянным риском обжечься, так как это происходило в герметически закрытом сосуде. Особенно тяжело было есть: о тарелках пришлось забыть. Жидкую еду высасывали из широкогорлих бутылок через резиновые соски. Твердую пищу прикрывали особыми сеточками, чтобы она не разлеталась во все стороны при первом же неосторожном движении.
Г. Бовин «Дети Земли»
4.Как сохранять стойкое равновесие в состоянии невесомости?
Главное неудобство заключалось в том, что нужно было постоянно пристегиваться ремнями к сидению. Следовало только забыть это сделать, и неосторожный человек плавно поднимался вверх и беспомощно барахтался в воздухе до тех пор, пока его не прибивало к стене или к потолку. Такая же судьба постигала незакрепленные предметы.
Г. Бовин «Дети Земли»
5.Как двигаться?
К подошве наших ботинок были привинчены небольшие металлические пластины. Они притягивались к электромагнитам, расположенным под полом. Благодаря этому мы могли нормально передвигаться по кабине.
Г. Бовин «Дети Земли»
6. Как сохранять вещи в порядке в состоянии невесомости?
Комната была как бочка с рыбой; невозможно было повернуться, чтобы не зацепить чего-нибудь – столы, стулья, кресла, зеркала, которые висели в воздухе кто как хотел, передвигались в достаточно живописном беспорядке, но как-бы задумавшись. Книжки раскрылись, распушились и, вращаясь, будто говорили: «Читайте нас со всех сторон…»
К.Э.Циолковский «Мечты о Земле и небе»
3. Примеры учебного мозгового штурма
В форме учебного мозгового штурма можно решать творческой задачи .
Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель.
Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся. До штурма:
1.Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило напервом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ
Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. Втом числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Рекомендации:
1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.
Пример.
Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными и результаты полезными. Если разными группа будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка «за оригинальность» снижается.
2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.
Пример.
а) Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед.Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
б)Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед,
в) Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
Перечислим дидактические ценности УМШ:
это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать своимысли;
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Примерные темы для учебного «мозгового штурма»
1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки, почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.
2. Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.
3. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалился. Найдите возможные причины.
Такие задачи и метод их решения с помощью «мозгового штурма», на мой взгляд, повышают интерес к предмету, развивают творческие способности учеников, а также учат работать в коллективе.
4. Игра «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
вопроса, по1 творческому и
по 2 задачи. Участники:
конкуренты – две команды учащихся;
наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;
арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
До игры:
1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
2. Формируются команды, определяется состав «фирмы-нанимателя».
Во время игры:
1. Учитель задает тему.
2. Команды придумывают друг другу по 5 заданий по этой теме. Тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных
3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим «фирма-наниматель» оценивает, например, по 5-ти бальной системе каждое задание и по 10-ти бальной системе - каждый ответ.
4. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полета», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Если в игре принимает участие более двух команд, игру можно «закольцевать». То есть команда А дает задание команде Б, та в свою очередь команде В… а последняя – команде А. И каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди.
На каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники.
Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересована в знаниях своего участника. А значит сильные подтягивают слабых.
5. Игра «ТЕНДЕР»
Участники:
задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленый ученик;
изобретатели, исследователи или решатели – в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников;
приемная комиссия – эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.
До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно.
Пример.
Речь задачедателя:
Вы знакомы с простейшим устройством для измерения силы – пружинным динамометром. Теперь разработайте конструкцию прибора для измерения максимального усилия трактора, тянущего за собой борону. Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра.
Пример.
Речь задачедателя:
Господа научные сотрудники! Наша фирма изготавливает резиновые шнуры. Перед нами стоит задача: исследовать, как зависит эластичность резины от различных факторов – мелких механических повреждений, проколов, влажности окружающей среды и даже наличия электрического и магнитного полей… Вам предстоит разработать проект серии экспериментов. Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде.
Эти самые проекты можно осуществлять в лабораторных работах и на физическом практикуме. И делают их ребята с гораздо большим интересом, чем стандартные работы из учебника. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру.

6. Дополнения
Правила работы в группах
І. Общие правила
1. Начинайте высказываться по желанию, а потом поочередно.
2. Не перебивайте друг друга.
3. Обсуждайте идею, а не ученика, который ее высказал.
4. Старайтесь прийти к общему мнению, но своя мысль имеет право на существование.
ІІ. Правила общего обсуждения
1. Не говорите вместе.
2. Обращайтесь непосредственно к ученику.
3. Всем слушать одного.
ІІІ. Правила дружной работы
1. Перед работой следует договориться, кто будет выполнять определенные задания.
2. Не спорить напрасно.
3. Старайтесь понять друг друга.
Лист для само- и взаимооценивания в группе
Фамилия ученика
Критерии оценивания 1. Активность во время работы над заданием в группе
2. Усный ответ: а) полный; б) четкий; в) без ошибок; г) без помощи учителя 3. Активность на уроке во время устного опроса Оценка за урок Оценка за тестовое задание
ВЫВОДЫ
Интерактивные методы обучения успешнее всего применяются на этапах формирования умений и навыков, закрепления и систематизации изученного, анализа лабораторных работ и т. д.
Постановка проблемных ситуаций пробуждает в них интерес к познанию, к приобретению новых знаний, позволяет им самоутвердиться в собственных глазах и в глазах товарищей, когда достигнута, пусть и небольшая, но «своя» цель. Поэтому на уроках я широко применяю проблемные ситуации из различных областей знаний. Решение таких «ситуаций» развивает активную самостоятельную и групповую деятельность учащихся.
Методика работы в малых группах приучает детей к ответственности за результат работы в группе, учит не только высказывать свои мысли, но и прислушиваться к другим, что безусловно пригодится им в дальнейшей жизни.
Используя различные формы и методы интерактивного обучения на уроках физики, мы достигаем высокого уровня усвоения знаний учащимися, формируем устойчивые умения и навыки развиваем интерес к предмету, учим мыслить, анализировать, делать выводы.
Проведение интерактивных уроков предоставляет ученикам основные познавательные и общественные умения, требует активизации возможностей учеников, готовит молодого человека к жизни и общественной активности.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Освітні технології / За ред. О.М.Пєхоты. – К.: А.С.К.,2001.
2. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посіб. / За ред. О.Пометун. – К.: А.С.К.,2004.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – 2-е изд., доп., перераб. – Луганск: СПД Резников В.С.,2006, 100с.
4. Шарко В.Д. Сучасний урок фізики: технологічный аспект: Посібник для вчителів і студентів. – К., 2005. - 220 с.
5. Фартушна І.О. Формы та методи інтерактивного навчання на уроках хімії / журнал «Хімія». - 2007. - №4. – С.5-8.
6. Активні методи навчання в навчальному процесі середніх спеціальних навчальних закладів (Інформаційний лист).- Г.: ВиССО СССР, 1987.- 23 с.
7. Деловая игра как метод обучения профсоюзных кадров.- М.: Высш. шк.профсоюзного движения ВЦ СПС им. И.М.Шверника, 1986.
8. Онопріенко І.П. Ділова гра як ресурс активного навчання / журнал «Хімія». - 2007. - №2. – С.14-16.
9. Біда Д.Д. Інтерактивні уроки фізики. – Х.: Вид. группа. «Основа», 2006.- 96с.
10. Крохіна Н.П. Розвіток пізнавального інтересу учнів на уроках фізики. – журнал «Фізика в школах України». №5 (105), березень 2008 р. – с. 2-5.