Приобщение школьников к этнокультурным традициям посредством народных игр


Приобщение школьников к этнокультурным традициям посредством народных игр. Ирина БуйновкаяАндрей ХомивкаАлексей Виннер 2015 Актуальность Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики, в частности, приобщение школьников к этнокультурным традициям посредством народных игр в рамках физического воспитания, является важной педагогической задачей. Цель: выявление условий приобщения школьников к этнокультурным традициям посредством использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в процессе физического воспитания. Задачи: 1. Раскрыть национальное своеобразие традиционного физического воспитания русского народа.2. Выявить народные игры, состязания, подходящие для физического воспитания школьников в рамках образовательного процесса.3.Описать и классифицировать народные игры, состязания, самобытные физические упражнения, адекватные задачам физического воспитания в школе.4. Выявить этно-педагогические условия использования народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений в процессе физического воспитания.5. Предложить рекомендации по эффективному использованию народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений в современной практике физического воспитания. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.  «О, радость жизни, детская игра!Век не уйти с соседского двора. За мной являлась мать. Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать — кидали, да не попадали... И к ужину обоих долго ждали». Валентин Берестов «Лапта»: Лапта “ Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр.В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...” Куприн А.И. « Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”.А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"  Классификация народных игр Игры с элементами бега: ГорелкиВолк и гусиСерый волкЛовишкиЖмуркиУтена Игры с элементами метания Штандер. Летучий мяч, или воланВоробьи и др. Игры с прыжками, силовыми элементами Игра в «Резиночку»Без соли сольМасленичный столб и др. Рекомендации по эффективному использованию народных игр В ходе игры педагог: привлекает внимание ребят к ее содержанию; следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки;делает краткие указания; Рекомендации по эффективному использованию народных игр поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих; приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации;обучает оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. При проведении спортивно-оздоровительных занятий с национально-культурным компонентом решаются воспитательные задачи: воспитание глубокой приверженности к материальным и духовным народным ценностям, изучение и внедрение утраченных элементов традиционной физической культуры, При проведении спортивно-оздоровительных занятий с национально-культурным компонентом решаются воспитательные задачи: воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, выработка привычки к самостоятельным занятиям национальными видами спорта, танцами, играми, состязаниямпривитие навыков занятий самобытными физическими упражнениями в свободное время. Спасибо за внимание!