Доклад на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии


Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии
«… необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно , чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Послание Президента
Н.А. Назарбаева
Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание основных закономерностей влияния естественных наук на материальные , интеллектуальные и культурные сферы общества.
Развитие функциональной грамотности на уроках географии и биологии поставлено через технологию развития критического мышления (ТРКМ). В основе развития критического мышления лежат три последовательных  стадии: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока,  от учебных возможностей класса. Мной используются следующие приемы:
Кластер.
Эссэ.
Таблицы вопросов.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
«Инсерт».
Задания на соответствие.
Творческие задания.
Дискуссии.
ФишбоунДерево предсказаний
Верные –неверные утверждения
Корзина идей
ЗХУ
Денотатный граф
РАФТ и дрУченики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.
Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и легче адаптируется в жизни.
Результаты работы:
У учащихся заметно повысился интерес к моим предметам;
Учатся вырабатывать собственное мнение, осмысливая информацию;
Научились делать выводы , логически мыслить;
Вырос интерес к творческим заданиям и заданиям с повышенной трудностью;
Повысилась культура общения.
Повысился процент качества знаний. Даже слабые дети включаются с интересом в работу
Учитель географии и биологии Дерун Н.Н.