Выступление на педсовете Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования
Система оценки достижений планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Структура итоговой оценки освоения обучающимсяосновной образовательной программы начального общего образования
1. Личностный результат 3. Предметный результат
2. Метапредметный результат
Особенности системы оценивания планируемых результатов
Компоненты системы оценки Объект оценивания
Предметные, метапредметные результаты Личностные результаты
Цели Определение уровня усвоения обучающимися опорной системы знаний, уровня овладения метапредметными действиями. Определение эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОУ
Содержание Требования к результатам
Формы Персонифицированная количественная оценка Персонифицированная/
неперсонифицированная качественная оценка
Компоненты системы оценки Объект оценивания
Предметные, метапредметные результаты Личностные результаты
Способы Тематические к.р., тестовые работы, диагностические работы, задания частично-поискового характера Проекты, портфель достижений, задания творческого характера, мониторинговые исследования.
Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, листы наблюдений, классные журналы (в том числе электронные), справки по результатам внутришкольного контроля Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)
Характеристика обучающихсяУсловия эффективной системы оценивания Повышение квалификации учителей.
Нагрузка учащихся и учителей.
Реализация принципов оценочной деятельности (систематичность, позитивность, личностная ориентация)
1. Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов начального образования является:
сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):
1. Оценка личностного прогресса в форме Портфолио.
Педагог отслеживает, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.
Разделы рабочего ПортфолиоСтраницы раздела «Портрет»
Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Место для фото (или автопортрета)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес
Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
Чем я люблю заниматься
Я ученик (Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.») Я могу делать
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет Чему научусь Рисунок или пример
Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Я читаю.
Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
Мой распорядок дня
Время Дела Рисунок
Утро День Вечер Я и мои друзья
Вопрос Напиши Нарисуй
Чем я люблю заниматься? Какая игрушка у меня самая любимая? Сколько у меня друзей и как их зовут? Какой у меня самый любимый цвет? Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? Страницы раздела «Коллектор»
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
План – памятка Решения задачи
Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила общения
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
2. Оценка уровня воспитанности в сравнительном аспекте на начало и окончание учебного года (по Н.П. Капустину). В ходе определения уровня воспитанности учитываются следующие критерии:
Личностные результаты
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внут-реннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, прини-мать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя. 1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимо-помощь и взаимоподдержку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.
7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем 1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем 1. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).
2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.
4. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральны-ми нормами и этическими требованиями.
Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
5. Ответственно отно-ситься к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохра-нению живой природы.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
7. Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе
3. Психологическая диагностика, включающая в себя определение
готовности учащегося к обучению в школе;
сформированности внутренней позиции обучающегося;
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса;
сформированности самооценки;
сформированности мотивации учебной деятельности;
уровня школьной тревожности по Филлипсу.
Психолого-педагогическая диагностика проводится школьным педагогом- психологом в начале, середине и на окончание учебного года.
Для изучения динамики школьной мотивации в течение учебного года разработаны таблицы, которые при заполнении будут выглядеть примерным образом:
Таблица №1
Сводная таблица
Динамика школьной мотивации в течение учебного года
Город, республика Братск
Школа МОУ СОШ №18
Класс 1 б
Количество детей в классе 19
Программа УМК «Школа России»
Общее количество детей
В классе (n = 19) Периоды наблюдений
октябрь декабрь апрель
Ко-во детей % Ко-во детей % Ко-во детей %
Суммарный балл
25-30 9 47,4 6 31,5 4 21,1
Суммарный балл
20-24 10 52,6 9 47,4 9 47,4
Суммарный балл
< 14 0 0 4 21,1 6 31,5
Начиная со 2 класса, школьная мотивация должна становиться более устойчивой (таблица №2).
Таблица №2
Сводная таблица
Динамика школьной мотивации в течение учебного года
Город, республика Братск
Школа МОУ СОШ № 18
Класс 2 б
Количество детей в классе 18
Программа УМК «Школа России»
Общее количество детей
В классе (n = 18) Периоды наблюдений
октябрь декабрь апрель
Ко-во детей % Ко-во детей % Ко-во детей %
Суммарный балл
25-30 13 72,2 9 50 14 78
Суммарный балл
20-24 4 22,3 7 39 3 16,5
Суммарный балл
< 14 5 5,5 2 11 1 5,5
Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
2. Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Для оценки метапредметных результатов будут созданы Листы достижений каждого учащегося, которые будут выглядеть следующим образом:
Ученик: Иванов Петр Школа: №18 Класс: 1а Учитель: Почекаева О.В.
Результаты развития УУД Значение для обучения Уровень сформированностиАдекватная школьная мотивация. Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Достаточный
Мотивация достижения. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Высокий
Развитие основ гражданской идентичности. Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Достаточный
Функционально-структурная сформированность учебной деятельности Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Достаточный
Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Высокий
Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Достаточный
Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий. Достаточный
Уровень сформированности будет определяться 2 раза в год: на начало учебного года и на момент его окончания по уровням: оптимальный, высокий, достаточный, низкий.
УУД Результаты развития УУД Значение для обучения
Личностные действия
- смыслообразование- самоопределение
Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.
Кроме вышеназванного, учитель отслеживает метапредметные результаты учащихся по предметам:
«Русский язык»: одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».
«Математика»: освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе:
Учитель знает:
− важность формирования универсальных учебных действий школьников;
− сущность и виды универсальных умений,
- педагогические приемы и способы их формирования .Учитель умеет:
- отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
- использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
- привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
3. Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе стартового, текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
1) Стартовая диагностика
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала
Результаты оценки стартовой диагностики в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком на ту или иную ступеньку лесенки.
По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников фиксируются с помощью линеечек (Т. Дембо, С. Рубинштейн). Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальных линеечек и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки:
К – красота, П - правильность, С - старание, А – аккуратность и т.д.
Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестики на другом уровне.Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:- ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее. И не раньше, чем с середины 1 класса), переходим к формированию прогностической самооценки.1 класс. Ретроспективная оценка.
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.
2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т.к. является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.
Например, после прочтения диктанта предлагается детям оценить умение проверять те или иные орфограммы. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен - внизу.
Если задание на прогностическую самооценку дается впервые, не стоит просить детей оценивать себя после диктанта до учительской проверки. Нужно раздать проверенные диктанты и попросить поставить второй крестик по результатам учительской проверки.
Наиболее выразительные расхождения прокомментировать индивидуально или открыть смысл прогностической оценки (без термина): «Надо учиться рассчитывать свои силы. Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все силы. Только так ваши знания будут расти.
2 этап самооценки: (2-4 класс).
На уроке литературного чтения учащимся необходимо выучить и рассказать наизусть басню В. Д. Берестова «Гусь и его критики». Дети готовят задание в группах. Они обсуждают результаты своих выступлений и оценивают себя по следующим показателям: ПР — правильность передачи текста,
П + И — соблюдение пауз и интонации,
К — выделение голосом ключевых слов,
А — артистичность исполнения басни.
Показатели выносятся на доску:
Затем проходит обсуждение самооценок учащихся. Дети высказывают свое отношение к самооценке одноклассников (т. е. используются элементы взаимооценки): указывают на недостатки при чтении, т. е. на завышенную самооценку, на преимущества того или иного выступления, т. е. на заниженную самооценку. Самое главное, что дети объективно оценивают определенное высказывание, а не сравнивают выступления разных групп.При выполнении самостоятельных, проверочных, тестовых работ используются такие же шкалы. Но, как бы ученик ни выполнил очередную работу, ее результаты можно сравнивать только в ряду других по данной теме. Если у ребенка есть устойчивый успех, т. е. уменьшается количество ошибок, то можно говорить о том, что он овладевает программным материалом. Большего внимания требуют дети, у которых в нескольких работах встречаются 1 — 2 типичные ошибки и они все время повторяются.Сравнение результатов нескольких работ позволяет учителю увидеть, а ребенку и его родителям показать, как происходит процесс обучения, есть ли положительная динамика, умеет ли ребенок себя адекватно оценивать.Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с оценкой учителя, а сравнение двух собственных самооценок — прогностической и ретроспективной. Основываясь на опыте педагогов, можно сделать вывод, что если учитель систематически работает над ретроспективной самооценкой, то уже в конце первого — начале второго года обучения можно начинать работу над прогностической самооценкой. Образец такой работы педагог должен показать. Например, перед выполнением задания “Списать слова, разделить их для переноса и на слоги” учитель предлагает детям прочитать данные слова, а затем попробовать оценить себя по следующим показателям:
если я считаю, что все слова разделю для переноса правильно, крестик ставлю в самом верху;
если я уверен, что ни одно слово не разделю правильно, крестик ставлю внизу;
если я сомневаюсь в том, что все слова смогу разделить правильно, крестик ставлю посередине.
Точно такая же работа ведется и над делением слов на слоги. Затем дети выполняют задание. Если такая работа проводится впервые, то учитель собирает выполненные задания, проверяет их, исправляет ошибки, но не оценивает. Проверенные работы раздаются, и на второй линеечке появляется крестик самооценки, который дети ставят по результатам проверки учителя. Когда такая работа станет привычной, ученикам предлагается оценить себя еще раз до проверки задания учителем. У ребят возникает необходимость в самоконтроле, т. е. необходимость еще раз проверить правильность выполнения задания.
2) Текущее оценивание
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заводится для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель отмечают в нем с помощью линеечек, или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
Так, для букварного периода этот лист может выглядеть, например, так:
Лист индивидуальных достижений
Ученик:_____________ Школа:______ Класс:______ Учитель:______________
№ п/пФормируемые навыки и умения Даты
старт сент. окт. нояб. дек. итог
1. Навыки чтения
1.1 Техника чтения Чтение слогов
Чтение слов Ударение Чтение предложений Чтение текстов Безошибочность чтения Выразительность чтения 1.2 Понимание прочитанногоОтвет на прямой вопрос по прочитанному
Словесное рисование картин к прочитанному Построение плана текста с помощью иллюстраций к нему Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте 1.3 Пересказ С опорой на помощь учителя или иную
Без опоры на помощь 1.4. Чтение наизусть
1.5 Составление рассказа
2. Навыки письма
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
3. Вычислительные навыки
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
Список формируемых навыков может быть продолжен учителем
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков, навыков экспериментальной и творческой деятельности опыта социальных отношений, в частности навыков совместной работы, и др. Заполнять лист может как учитель, так сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Впоследствии, по мере развития самооценки учащихся можно отказаться от листа достижений и предложить детям фиксировать свои индивидуальные продвижения самостоятельно, воспользовавшись с этой целью «Списком планируемых тематических результатов обучения».
3) Промежуточное оценивание
В конце темы (раздела, этапа обучения) следует провести срезовую работу, направленную на проверку сформированности необходимых навыков.При подготовке к тематической (промежуточной) проверке необходимо, помимо содержания и последовательности расположения заданий в работе, обсудить также и общие правила ее выполнения, систему оценивания. Для формирования более полного представления о критериях и нормах оценивания, правильности выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом целесообразно обсуждать эти параметры с детьми, устанавливать их совместно, например, с учетом сложности задания - это поможет ребенку еще раз продумать и весь процесс его выполнения. Такая работа особенно полезна на начальной стадии формирования алгоритмов, универсальных способов деятельности. Полезно также договариваться о системе поощрительных и штрафных оценок (например, баллов). Аналогичную деятельность желательно вести и в ходе изучения темы. Контрольно-оценочная деятельность младших школьников является одним из самостоятельных элементов содержания образования.
В содержании проверочной работы в соответствии с принятым подходом выделяются две части:
обязательная
дополнительная.
Задания первой части должны выполнить все дети. При этом важно, чтобы установленные критерии не требовали выполнения всех заданий обязательной части работы, а допускали право на ошибку.
Дополнительные задания выполняются (или не выполняются) учащимися на добровольной основе. Важно, чтобы дополнительные задания были разнообразны и по сложности, и по типу заданий. Ученик имеет право продемонстрировать свои индивидуальные достижения и получить высшую оценку за любой, самостоятельно им определенный, набор заданий, которые он может и хочет выполнить.
Рассмотрим вариант реализации одной из целей обучения, стоящей перед начальной школой, по русскому языку.
Русский язык, 1 класс. Конец учебного года
В первом классе русский язык впервые воспринимается детьми не только как средство общения, но и как предмет специального изучения. Поэтому в конце первого класса необходима не только систематизация знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но в принципиально иное содержание и формы работы, предлагающие новый уровень обобщения. Необходимо также заложить начало формирования нового (лингвистического) отношения младших школьников к родному языку (слову, предложению); правописанию (орфографии); систематической работе над каллиграфией.
Эти особенности изучения русского языка в первом классе определяют следующие цели при проверке достижения учащимися ОБЯЗАТЕЛЬНОГО уровня требований:
- (1) писать под диктовку слова и предложения из 3-5 слов (общим объемом 15-17 слов), написание которых не расходится с произношением;
- (2) правильно списывать слова и предложения (без пропусков, искажений, соблюдая правила орфографии);
- (3) писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ части проверочной работы при этом отслеживаются умения:
- (4) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов (общим объемом до 19 слов), написание которых не расходится с произношением, при этом количество орфограмм в тексте увеличено по сравнению с обязательным уровнем требований (см. п.1);
-(5) устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
-(6) записывать по памяти небольшой текст (1 -2 предложений);
-(7) писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.Список планируемых результатов обучения, соответствующий поставленным целям, может быть представлен следующим образом:
Планируемые результаты обучения
№ п/пПланируемые результаты Образцы заданий Требования к выполнению Сроки
1 (обяз.) писать под диктовку слова, предложения БарсикУ Ани живет кот Барсик. Он весь белый, на лапках темные пятна. Хвост пушистый. Барсик любит играть. (18 слов) Как минимум: записывать текст на слух без пропусков, замен, искажения букв; не более пяти ошибок, исправления ошибкой не считаются апрель
2 - 3 По целям 2, 3 таблица заполняется аналогично 4 (доп.) писать под диктовку слова, предложения В лесуЮра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. Под елкой норка. Там укрылись серые ежи. (19 слов) Как минимум: записывать текст на слух без пропусков, замен, искажения букв; не более пяти ошибок, исправления ошибкой не считаются 5 - 7 По целям 5 - 7 таблица заполняется аналогично
Продвижения учащихся в освоении поставленных целей можно отразить в Листе индивидуальных достижений, имеющем вид:
Лист индивидуальных достижений
Ученик:_____________ Школа:______ Класс:______ Учитель:______________
№ п/пФормируемые навыки и умения Даты
старт сент. окт. нояб. дек. итог
1. Навыки письма
2.1 Оформление предложений при письме Большая буква в начале предложения, в именах людей, в кличках животных
Знаки препинания в конце предложения 2.2 Написание букв "и", "а", "у" в сочетаниях "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу"
2.3 Написание слов без пропусков, искажений букв
2.4. Соблюдение правил каллиграфии
2. Навыки чтения
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
3. Вычислительные навыки
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
Список формируемых навыков может быть продолжен учителем
При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учета и контроля дают учителю всю необходимую информацию о том, как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достиг ли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют также осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют традиционные отметки.
В организации системы промежуточной аттестации важно, чтобы тематическая проверка не стала одномоментным актом. Предпочтение следует отдавать такому процессу контроля, при котором каждый учащийся имеет право до-сдать те из обязательных заданий, результаты выполнения которых пока не могут быть оценены как положительные, а также повторно выполнить, пересдать дополнительную часть тех работ, результаты по которым его/ее не удовлетворяют (с соответствующим заполнением пустых клеток в листе контроля). При этом не следует устанавливать чрезмерно жесткие временные рамки: в принципе пересмотр оценки достигнутого уровня возможен в рамках всей ступени обучения.
Для учащихся, имеющих существенные трудности в обучении, рекомендуется щадящий режим контроля и оценивания: разделение содержания аттестации на мелкие части (введение так называемых "пробных зачетов") и поэтапная процедура контроля в ходе изучения темы.
Формирование итоговой оценки освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования
На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
• речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;
• коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе
-накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам
-оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
Вывод 1 делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
Вывод 2 делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.Вывод 3 делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:
• о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
• о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.
Так как для проведения итоговых работ используется единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой оценки деятельности образовательного учреждения начального образования является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх (четырёх) итоговых работ: по русскому, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.