Прентация исследовательской работы Родное село Сузаново в задачах
МОБУ «Сузановская СОШ» Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов. Предмет: «математика»Номинация: «Исследовательская работа»Тема нашей работы: «Родное село Сузаново в задачах». Автор: Ижока Андрей Вячеславович учащийся 7 классаНаучный руководитель: учитель математики Шихавцов Максим Сергеевич 2015- 2016 уч. г.
Мне стало интересно – кто придумывает задачи, которые мы решаем в наших задачниках? Иногда задачи кажутся совсем оторванными от реальной жизни и совсем неинтересными. Вот и решил я выступить в роли генератора интересных, привязанных к реальной жизни, задач. Примеры задач, которые не хотелось бы решать.
Цель работы: помочь сохранить память о селе, через составление сборника задач на краеведческом материале. Гипотеза исследования заключается в следующем: если собрать исторические архивные материалы и выбрать математическое содержание, установив зависимости между числами, то можно составить интересные задачи о селе Сузаново. Для осуществления нашей цели мы поставили следующие задачи: 1. Собрать исторические материалы об истории села Сузаново; 2. Закрепить навыки по составлению и решению текстовых задач; 3.С использованием компьютерных технологий создать мультимедийную презентацию с задачами.
Алгоритм составления задач на историческом материале Историческая справка. Выбор математического содержания и типа задачи. Установление зависимости между числами.Сбор фактических данных. Составление условия задачи, ее решение и оформление.
История родного края в математических задачах Историческая справка: Наше село было организованно семьёй Петерс. Глава семьи Пётр Иванович Петерс. Его супруга Петерс Сузанна и их дети. После пожара паровой мельницы в Деевке семья Петерс переехала и купила землю в 600 га у еврея Биберштейн. Отца радовало то, что каждому из его десяти сыновей достанется в наследство по 60 га земли. Таким образом в 1911 году возникло село Сузаново. 1 мая 1912 года умерла супруга Ивана Павловича – Сузанна и в честь своей жены муж называет своё место поселения.ЗАДАЧА №1 Село Сузаново было основано в 1911 году. Сколько лет родному селу на сегодняшний день? Решение: 2016 -1911=105 (лет)Ответ: 105 лет. Сузаново 1960 г.
Историческая справка: Село росло ,развивалось. Строились одна улица за другой улицей. Так же в центре села был построен магазин. До семидесятых годов в нашем селе можно было в магазине менять яйца на товары повседневного спроса, вспоминает коренной житель села Сузаново Дик Николай. Мне как мальчишке очень часто хотелось конфет. И чтобы в магазине получить 600 грамм карамельных конфет, мне нужно было принести яиц. Одно яйцо в то время принималось по 6 копеек за штуку. 1килограмм карамельных конфет стоил 1рубль . ЗАДАЧА №2 Сколько нужно сдать Николаю в магазин куриных яиц, чтобы получить 600 грамм карамельных конфет? 1килограмм карамельных конфет стоил 1 рубль .Решение:1рубль = 100 копеек. 1кг. конфет = 1000грамм конфет. 100:1000= 0,1 копейки стоил 1 грамм конфет. Тогда 600грамм х 0,1 = 60 копеек.60:6 = 10 яиц.Ответ: Николаю нужно было сдать 10 яиц.Магазин: «Товары повседневного спроса»
Историческая справка: В 1960 году у нас в селе была своя дизельная электростанция. Этот огромный дизельный двигатель стоял в помещении в центре села. Для него специально был построен домик. Эта электростанция вырабатывала электричество и подавало ток на улицы нашей деревни. В то время улица Советская уже была полностью сформирована – дома стояли по обе стороны. На улицах Шахтёрская и Молодёжная была только одна сторона. Улица Молочная была заполнена домами полностью. К каждому дому подходили провода. Их было два- один провод фазный, а другой нулевой. Напротив каждого дома стоял столб.Задача №3. Электрики тянули провода в деревне. Было посчитано, что необходимо 10 км. провода для подвода электричества к каждому дому от электростанции. Всего 80 домов в селе. Напротив каждого дома должен стоять столб. Расстояние между столбами должно быть 20 метров. Сколько необходимо столбов электрикам?Решение: 1)10 км =10 000м. 2)10000:2= 5000м. 3) 5000:20= 250 столбовОтвет: электрикам необходимо 250 столбов. Местная электростанция.
Историческая справка: Один интересный момент. По этим столбам тянули ещё и третий провод. Это был провод для радио. В каждом доме было своё сетевое радио. Так же в центре села, там где почта , по соседству, в соседней комнате был местный радио узел. Там заправлял диктор Захаркин. Он каждый день передавал сводку по выполнению плана в колхозе ( сколько убрали зерна, сколько надоили и т.д.) Но самое страшное для учеников было то, что в конце недели в радиоузел приходил зауч. местной школы и передавала оценки по школе, кто и что получил за неделю. Хорошо было бы, если это радио было только в домах. Но большой основной громкоговоритель висел на столбе в центре, на улице Советская. И вся деревня слышала кто получал двойки, а кто пятёрки.Задача№ 4.По радио один раз в неделю объявлялась оценка одного и того же ученика. Радиовещание длилось 3 учебных года. Сколько раз за это время был озвучен ученик Коля? Местное радио.
Историческая справка: После 1970 года всех учеников стали возить в школу, в соседнюю деревню Хуторку. Перевозка так же была необычной. В зимний период ученики ездили в будке прицепленной к гусеничному трактору Т-4. Будка была поставлена на большие сани. В эту будку школьники набивались как селёдка в банку. Старшеклассники даже не залазили в будку – ехали просто стоя на санях. Им было интересно и смешно. В самой будке была солома и много тулупов, которые приносили заботливые родители, чтобы дети по дороге не замёрзли. В ней ехали не только Сузановцы, но ещё и другие школьники из попутных деревень – Малаховка, Васильевка.Задача№5Расстояние от Сузаново до Васильевки 8 км. От Васильевки до Малаховки- 4км. От Малаховки до Хуторки -6 км. Скорость трактора Т-4 20 км. в час. Сколько времени были школьники в пути ?Решение:8+4+6= 18 км. 2) 18 :20 = 0,9 ч. 2) 0.9 х 60 = 54 мин.Ответ: школьники были в пути 54 минуты. «Осторожно дети»
Историческая справка: Каждую осень, всё село, особенно Славило Бога за то, что Он посылал урожай зерновых и в огородах. На праздник «Жатва» приглашалось всё село, так же поступали и на свадьбу. Пир готовился, как минимум, на 300 человек взрослых не считая детей. Хлеб подавался на стол особенный – традиционная сдоба «цвайбак». В переводе с немецкого вдвое склеенные. Это такие маленькие булочки в диаметре 4 см., склеенные две вместе. В 1960 году домов было 80 дворов. Каждый дом должен был принести эти булочки в обязательном порядке. Их пекли в русских печах, по особенной технологии. Сначала в печи сжигалась большая корзина соломы и на углях от соломы пекли эти булочки. В печь ложился большой противинь размером 1метр х 30 см. Если печь разогреть не достаточно, то булочки получаются сырыми. А если перегреть, то булочки подгорали. Опытные хозяйки могли точно определить сколько нужно было сжечь соломы.Задача №6.Один взрослый человек съедает за обедом 3 «цвайбак». На праздник «Жатва» приглашены 300 человек. В деревне всего 60 домов. Сколько нужно принести каждому дому булочек ?Решение:1)300 х 3=900 булочек; 2) 900:60 =15 булочек.Ответ: 15 булочек нужно принести каждому дому. Праздник «Жатва»
Историческая справка:В 60- е годы на 8 Марта, да и на масленицу конюх села Сузаново Дик Яков Дмитриевич катал всех детей на санях, прицепленные к саням двух лошадей. На санки садились по два человека. Это было любимое развлечение сельчан нашего села зимой.Задача №715 саней было прицеплено к саням лошадей. На каждых санях сидело по 2 школьника, весом 50 кг каждый. В основных санях сидел конюх и 3 взрослых, весом 80 кг каждый. Вес санок 3 кг. Вес основных саней 100 кг. Сколько весит груз, который тянут лошади?Решение:1)15 х 3 =45 кг – вес саней; 2)15 х 2 =30 школьников ; 3)4 х 80 = 320 кг- вес взрослых; 4) 30 х 50 =1500кг – вес всех школьников; 4) 45+320+100+1500= 1965 кг= 1т. 965кг.Ответ: лошади тянут вес 1т. 965кг. На 8 Марта и на масленицу.
Д. Пойа сказал: «Хочешь научиться плавать – иди в воду, хочешь научиться решать задачи – решай их». И тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия (а каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы), будет стремиться познавать всё больше и использовать полученные знания в жизни. Задачи, содержащие краеведческий материал - это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. При этом возникает желание решать такие задачи, а значит готовиться к дальнейшей «взрослой жизни». Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований. В дальнейшем я планирую продолжить составления исторических задач связанных с годами времен Великой Отечественной войной и современными проблемами нашего села. Таким образом, в результате проведенной работы, подтвердилась моя гипотеза: знание истории родного края поможет в развитии умений решения текстовых задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач, расширят наши знания об истории родного села и каждый из нас захочет более глубоко изучить прошлое и настоящее родного края.
Спасибо за внимание !