Механизм реализации плана внеурочной деятельности через модульный проект Открытая книга
Механизм реализации плана внеурочной деятельности через модульный проект "Открытая книга"
Модель взаимодействия семьи и школы
Своё выступление я хочу начать со слов Саввы Артемьевича Дангулова, русского советского писателя: "Говорят: Родина начинается с матери. Да позволено будет сказать нам: и с учителя. Есть в его миссии нечто такое, что сближает её с великой миссией, которую сообщила природа матери. Представление о мире, как о прекрасном и вечном, представление, которое вместе с жизнью даёт ребёнку мать, учитель призван сделать и осмысленным, и зримым."
Осознавая свою высокую миссию, мы, словесники, расширяя представления детей о мире и жизни, обращаемся к книге, нравственные уроки которой помогают в воспитании подрастающего поколения.
Есть у А.П.Чехова рассказ "Дома". Напомню краткое содержание. Прокурор окружного суда, узнав, что его семилетний сын курит, пытается объяснить ребенку, что это плохо. Он беседует с мальчиком и понимает, что «логикой и моралью ничего не поделаешь» и приходит к выводу: «У него(ребенка) в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». И отец, укладывая Сережу спать, сочиняет сказку, которая производит на мальчика сильное впечатление. А Евгений Петрович вспомнил себя самого, «почерпавшего житейский смысл из басен, романов, стихов…»
Не случайно рассказ называется «Дома». Оказаться дома мальчику – это значит понять отца, который нашел соответственно его возрасту форму общения – через придуманную сказку, художественное слово. Вот здесь и открывается:
огромная роль семьи в воспитании ребенка;
роль выбора правильной, соответственной возрасту, поэтому действенной формы общения с ребенком.;
наконец, открывается и понимается роль "домашнего семейного чтения" вслух произведений художественной литературы.
"Испокон века книга растит человека" - гласит народная мудрость, не давая забыть о важности чтения с самого раннего возраста. А ведь чтение вместе – это и есть общение. Традиция семейного чтения очень важная часть в системе семейного воспитания.
Именно поэтому в 2012 году молодыми учителями нашей школы был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Семейное чтение», целью которого являлось создание модели партнерства и взаимодействия семьи и школы для повышения интереса к чтению среди учащихся средней школы. Проект занял первое место в городском конкурсе «Компетентные родители» в 2014 году, в связи с чем нашей школе дали статус методической площадки по развитию данного направления. Проект развивался и совершенствовался. Если изначально участниками являлись родители и учащиеся параллелей 5-7 классов, то к 2014-му году были задействованы параллели с 4 по 11 классы. Проект «Семейное чтение» перерос в модульный проект «Открытая книга». В 2015 году мы представили его на Кадровой школе Югры и получили письмо поддержки от директора Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
О том, что же представляет собой наш проект и каков механизм его реализации, мы с удовольствием вам расскажем.
Главная проблема, которую затрагивает проект, - это снижение мотивации к чтению художественных текстов среди обучающихся школы. Говорить о важности чтения для учащегося не нужно. Чтение – это важнейшая составляющая развития духовно-нравственного воспитания ребенка. Наш проект предлагает повысить мотивацию к чтению среди учащихся с помощью не только разнообразных способов и форм проведения мероприятий, но и с включением во всю эту деятельность родительской общественности. Причем родители должны являться не зрителями, а участниками наравне с детьми. В связи с этим проект «Открытая книга» решает и еще одну важную проблему современного общества – проблему низкой компетентности родительского поведения. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Родители по разным причинам отдаляются от детей, все чаще происходят семейные кризисы, что неблагоприятно влияет на учащихся. Необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, увидеть свои родительские возможности, а также взглянуть на своего ребенка по-новому, с другой стороны, оценить его не только в условиях домашней обстановки, но и в условиях общественной жизни. Проект способствует тому, чтобы родители увидели детей в новых социальных ролях, сблизились со своими детьми.
Для успешной реализации проекта мы поставили ряд задач:
Вовлечь родителей в образовательный процесс, формировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
Ознакомить детей и взрослых с многообразием увлекательных и полезных занятий, связанных с литературой и чтением.
Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
Для каждого звена разработана своя программа мероприятий с учетом всех возрастных особенностей:
Начальная школа (4 класс) – конкурс «Читаю я, читаем мы, читаем вместе!»
Средняя школа (5-8 классы) – дискуссионный клуб «Семейный круг»
Старшая школа (9-11 классы) – театрализованный конкурс «Ваш выход»
Литературно-музыкальная композиция "Музыка в зеркале поэзии..."
Начальная школа (4 класс) – «Читаю я, читаем мы, читаем вместе».
На этом этапе проводится конкурс семейного чтения среди учащихся 4 класса и их родителей. В каждом классе сначала проходит отборочный тур, в результате которого выбирают победителей, а они представят свое чтение в финале.
Конкурсанты – родители и дети – выразительно, артистично читают произведение (или отрывок из произведения), жюри оценивает выступление. Побеждает та семья, которая в итоге набрала большее количество баллов (баллы ребенка и его родителя складываются).
Средняя школа (5-8 классы) – «Семейный круг».
Данный этап представлен деятельностью дискуссионного клуба «Семейный круг», где происходит столкновение родителей и учащихся в вопросах нравственности на основе прочитанных заранее литературных произведений. В споре рождается истина, и в ходе дебатов участники приходят к единой точке зрения. Данная форма работы позволяет родителям по-новому взглянуть на своих детей, сблизиться с ними. Учащиеся же, высказывая и доказывая свои точки зрения в противовес своим родителям, демонстрируют свои личностные качества, коммуникативные способности. Заседания литературного дискуссионного клуба могут проходить очень эмоционально, но это приносит только пользу, ведь эмоциональное потрясение является одним из главных стимулов к чтению. Ребенок желает снова испытать пережитые чувства и эмоции, а значит, снова берет книгу и возвращается к чтению.
Старшая школа (9-11 классы) – «Ваш выход».
Увлечь современного человека чтением сегодня непросто, а уж тем более чтением классики. На смену книге пришли современные информационные технологии: компьютерные игры, медиа, Интернет, телевизионные шоу-программы. Для старшеклассников любой классик — лишь громкое имя из обязательной школьной программы.
Задачу привития интереса к чтению мы решили с помощью театрализованного конкурса «Ваш выход». Каждая пара участников проекта (среди учащихся и среди родителей) с помощью жребия выбирает себе пару из классического литературного произведения:
1.Юные Ромео и Джульетта
2.Грей и Ассоль – «Алые паруса»
3.Мастер и Маргарита
4.Болконский и Ростова – «Война и мир»
5.Печорин и княжна Мери – «Герой нашего времени»
6.Базаров и Одинцова – «Отцы и дети»
7.Каренина и Вронский – «Анна Каренина»
8.Тристан и Изольда
9.Отелло и Дездемона
Конкурс включает три этапа:
Визитная карточка;
Признание в любви;
Историческая фото-хроника;
Участники должны показать знание художественного текста с помощью театрализации, вызвать у зрителя соответствующие эмоции, сформировать в сознании зрителя образ, наиболее приближенный к той или иной эпохе.
Учащимся нравится сценическое перевоплощение. Здесь ребята учатся и самодисциплине, и умению работать в коллективе, умению слушать и слышать друг друга. Это обогащение внутреннего мира подростка, обогащение мира его эмоций. Это развитие фантазии, памяти, внимания, речевой культуры школьников, а также их родителей.
Конечно же, перед началом всех мероприятий и по окончанию их проводятся анкетирования и диагностики родителей и учащихся. Сравнивая их результаты в начале года и в конце, мы видим прогресс, а значит, наш проект дает свои положительные результаты, и его по праву можно считать успешным. В реализации проекта, помимо родителей и учащихся, принимают участие классные руководители, учителя русского языка и литературы, учителя музыки, библиотекари, педагоги дополнительного образования, психологи.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать об отзывах родителей и учащихся. После каждого проведенного мероприятия на той или иной параллели родители не просто благодарят педагогов школы, но и просят продолжать и приглашать их чаще на такие мероприятия. Признание родителей и учащихся – это главный показатель результативности.
В чём ценность этого проекта? На наш взгляд, участие в проекте учеников, родителей и учителей даёт опыт функциональной грамотности каждому, способности исполнять свои профессиональные, общественные и бытовые обязанности. Опыт участия в проекте приравнивается к накоплению человеческого капитала - капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
А что же учитель? Какова его основная роль? Учитель предстаёт в качестве камертона, который настраивает души юного поколения на гуманитарные ценности. И в этом наша миссия нескончаема.
У А.С.Пушкина в стихотворении "Памятник" почти все глаголы совершенного вида: "воздвиг", "вознёсся", "не зарастёт", "переживёт", "убежит". На этом фоне особенно выделяются глаголы несовершенного вида. "Восславил я свободу" - здесь глагол совершенного вида. А вот про "чувства добрые" сказано "пробуждал" - несовершенный вид. То же самое и в строке "И милость к падшим призывал".
Так и наша работа по духовному воспитанию не имеет совершенного вида. Она бесконечна, пока живёт учитель.