Психологическое сопровождение учащихся — как один из механизмов повышения качества образования
Психологическое сопровождение учащихся как один из механизмов повышения качества образования.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, а включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Психологическое сопровождение является необходимым условием развития современной школы, т.к. система образования может эффективно функционировать, учитывая требования личности, общества, государства только при условии грамотного применения знаний о законах и механизмах функционирования человеческой психики.
Как сделать, чтобы школьная среда была развивающей, безопасной и наиболее привлекательна для ребенка? Как обеспечить благоприятный климат в детских и педагогических коллективах? Как максимально раскрыть потенциалы школьников и помочь учащимся группы риска успешно социализироваться? Как сформировать мотивацию школьников и создавать точки роста для педагогов? Эти и другие психологические вопросы и проблемы встают в каждой школе и требуют непосредственного участия психолога в их решении.
Сопровождение это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Суть психологической деятельности в сопровождении ребенка в образовательном процессе.
Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность психолога и педагога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.
Создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В рамках данной идеологии оказывается возможным обоснованно и четко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное определить понятие социально-психологического статуса ребенка. То есть мы получаем возможность ответить на вопрос, что именно нужно знать о ребенке для организации условий его успешного обучения и развития. В самом общем виде социально-психологический статус представляет собой систему психологических характеристик ребенка или подростка. В эту систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно разделены на две группы. Первую группу составляют особенности ребенка. Прежде всего, особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и другое. Их нужно знать и учитывать при построении процесса обучения и взаимодействия. Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у ребенка в различных сферах его жизни и внутреннем психологическом самочувствии в различных ситуациях. Их надо находить и корректировать (развивать, компенсировать). И те, и другие нужно выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.
Психолог, работающий в русле данной модели, получает возможность профессионально определиться в отношении всех участников системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения. Выражаясь традиционным языком, психолог получает представление о том, кто является и кто не является объектом его практической деятельности. Наряду с ним, ребенка по пути развития ведут специалисты разных гуманитарных профессий (педагоги, медицинские работники, социальные педагоги и воспитатели, социальные работники) и, конечно, его родители. В решении проблем конкретного ребенка или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
осуществляемый совместно с педагогами анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития
определение психологических критериев эффективного обучения и развития
разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития
приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Традиционно психологическое сопровождение учащихся реализуется нами в следующих направлениях:
Психодиагностика. Прежде всего, это диагностика психического развития учащихся – диагностика познавательной сферы и обучаемости. С этой целью мы применяем следующие методики: ГИТ, ШТУР, интеллектуальная лабильность, диагностику свойств внимания, особенностей памяти. Данные методики позволяют оценить способности каждого учащегося, эффективность разных систем и методов преподавания. Выявить учащихся с высоким уровнем умственного развития, определить профиль обучения каждого учащегося. Осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.
Психокоррекционная и развивающая работа проводится в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Мы расставили следующие приоритеты:
6-10 лет - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
10 - 13 лет - обеспечение преемственности обучения на этапе перехода в следующее звено, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива.
14-15 лет - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научение способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
16-17 лет - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по различным методикам, например, таким как М.Битянова «Развитие проективного мышления», Т.Евграфова «Научная организация труда школьника», В.Родионов «Занятия по формированию социальных навыков здорового образа жизни».
Третье направление: консультирование и просвещение
Консультирование еще один важный вид практической работы. Консультирование может иметь различное содержание. Цель консультирования – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учителя, учащиеся, родители.
Часто встречающиеся психологические проблемы обращений следующие:
- нарушение детско-родительских отношений;
- проблемы учения (неуспеваемость, отсутствие мотивации к учению, дезадаптация);
- проблемы дисциплины;
- проблемы взаимоотношений в школе;
- проблемы личностного характера и другие.
Групповые консультации проводится по итогам диагностики учащихся:
- мотивационно - личностной сферы;
- познавательной сферы;
- эмоционально – волевой сферы;
- профориентационной направленности;
- интеллектуального развития и др.
С целью повышения качества образования в школе постоянно проводится психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Так для создания ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка проводятся лектории, семинары, практикумы. Например, такие, как
Возрастные особенности детей.
Как помочь ребенку справиться со школьными трудностями.
Правила здорового образа жизни.
Как помочь выбрать профессию.
Просветительская работа с учащимися строится с учетом возрастных потребностей и ценностей школьников. Проводятся конференции, семинары, психологические занятия на различные темы. Например, такие, как:
Психологический климат в классе.
Конфликты и пути выхода из них.
Умей сказать «Нет!»
Я в мире профессий.
В рамках лектория происходит знакомство учителей с возрастными, психологическими особенностями детей. Популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований, формирование потребности в психологических знаниях способствуют повышению качества образования. Так были проведены семинары, педсоветы, практические занятия на темы «Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся», «Профессионально-личностные качества учителя», «Детская тревожность – одна из главных проблем современной школы» и др.
В заключении хотелось бы отметить, что психологический аспект является одним из ключевых на современном этапе развития образования. Для достижения поставленных целей психологическая служба школы призвана работать в команде с другими специалистами школы, создавая развивающую безопасную среду образовательного учреждения, которая максимально реализует возможности и способности каждого субъекта образовательного процесса.
Заголовок 115