Конспект урока по русскому языку Правописание НЕ с именами существительными
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, Диляра Айратовна!
- Рада Вас видеть.
- Мы тоже рады Вас видеть.
- Дежурный, кто сегодня отсутствует на уроке?
- Сегодня отсутствует Акберов Адель! Он у стоматолога.
II. Проверка домашнего задания
Чтобы сэкономить время домашнее задание не проверяется. Учитель собирает тетради, чтобы проверить их. Ребятам раздаются проверенные тетради.
III. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний.
Выполняется упражнение под звездочкой.
- Ребята посмотрите на упражнение под звездочкой. Необходимо выяснить в каком слове не является приставкой, а в каком – частью корня? В каком предложении употреблена отрицательная частица не? Попрошу вас разобрать слова нерешительность и ненастье по составу для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос.
1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды. 2. Ненастье задержало наш отъезд. 3. Не силой борются, а умением.
Ответы учеников: В первом предложении не является приставкой. Это видно из морфемного разбора слова. Во втором предложении не является частью корня. Слово «настье» в русском языке нет. В третьем предложении не является частицей и пишется раздельно.
2. Работа над правилом.
- Ребята, вы совершенно правильно ответили на вопросы. Прочитайте правило в своем учебнике и попробуйте понять, в каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно.
Ученики самостоятельно читают правило. Затем учитель делает вывод по правилу с помощью алгоритма, который представлен на доске. (Приложение 1)
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по вариантам.
- Запишите сегодняшнее число, классную работу и тему урока в своих тетрадях.
Выполняется упражнение 238 на стр. 98. 2 ученика выходят к доске. Остальные учащиеся выполняют работу в своих тетрадях. Один ученик и первый вариант выписывают словосочетания с существительными, в которых не-
· приставка, другой ученик и второй вариант – словосочетания с существительными, в которых не- - часть корня. (Приложение 2)
2. Выполнение упражнения на листочках. (Приложение 3)
3. Выполнение теста. (Приложение 4)
4. Устная работа.
Выполняется упражнение 239 на стр.48. (Приложение 5)
5. Выполнение упражнения 242 на стр. 97 письменно в тетрадях. (Приложение 6) После выполнения упражнения учитель просит учеников вспомнить пословицы, где не является частью корня, приставкой и частицей. Затем учитель помогает понять смысл приведенных пословиц.
- Ребята, при выполнении упражнений на сегодняшнем уроке вы встретились с двумя очень похожими словами – невежа и невежда. Эти слова очень похожи по звучанию, но отличаются по своему написанию и по значению. В литературном языке очень важно четко разграничивать их по значению и правильно употреблять в речи. Кто может объяснить значение данных слов. Ученики объясняют значения. Если они не смогут, учитель сам лает толкование слов.
6. Выполнение упражнения 241 на стр.96 (Приложение 7)
V. Итог урока
Учитель просит учащихся еще раз повторить, в каких случаях не с существительными пишется слитно, в каких – раздельно. Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на сегодняшнем уроке.
Учитель ставит оценки активным учащимся, комментирует каждую оценку. Задает домашнее задание ( упражнение 243, стр. 97 – приложение 8) и объясняет что необходимо в этом упражнении сделать.
- Ребята, на этом наш урок закончился. Можете быть свободными.
Приложение 2
Упр. 238, стр. 96.
Остновиться в (не)решительност, (не)брежность в одежд, упрек в (не)срьёзност, ошибки из-за (не)внимательност, (не)аккуратность учениц, (не)прветливость в обращени, расказывать (не)былицы, (не)прветливость к врачу, окзаться (не)веждой, остваться (не)учем, чуствовать (не)приязнь, вырзить (не)расположение, большие (не)вздоры, (не)точность в ответ, (не)прклонность характера.
Приложение 3
Замените выделенные слова близкими по значению с приставкой не-
Ложью не проживаешь. - ___________________________________________
Его угнетало рабство. - _____________________________________________
В решении примера вкралась ошибка.- _________________________________
Он не пришел на матч из-за отсутствия времени. - ______________________
Слова для справок: неточность, неправда, неволя, нехватка.
Приложение 5
Упр.239, стр. 96
Ниже с помощью словосочетаний разъяснено значение слов с приставкой не- Узнайте слова по их толкованию и запишите.
1. Низкий урожай – неурожай. 2. Отсутствие внимания. 3. отсутствие вежливости. 4. Недостаток организованности. 5. Отсутствие самостоятельности. 6. Отсутствие предусмотрительности. 7. Отсутствие благозвучия, режущие слух неприятное сочетание звуков. 8. Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств.
Приложение 6
Упр. 242, стр. 97
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
1. (Не)работа сушт а забота. 2. (не)место краст человека а человек место. 3. Друзья в (не)счастье познаются. 4. В осеннее (не)настье семь погод на дворе. 5. (Не)печ? кормит а руки. 6. (Не) котёл варит а стряпуха.
(Пословицы)
Приложение 7
Упр. 241, стр. 96
Отгадайте загадку. Чем является не: приставкой или отрицательной частицей? Перепишите текст, раскрывая скобки. Расставьте разделительные запятые. Подчеркните грамматические и однородные члены.
Он (не)акула и (не)кит
Он (не)барсук и он (не)крот
Но под землёй не пр...падёт
Он (не)орёл (не)гусь (не)дрозд
Но может долететь до звезд.
(Не)догадаешься вовек
Всё может только
(Д. Родари.)
Приложение 8
Упр.243, стр. 97
Выпишите в такой последовательности предложения, расставляя в них пропущенные знаки препинания: 1) где не- –часть корня, 2) где не- – приставка, 2) где не- – отрицательная частица.
1. Замерзший бор шумит среди лазур, мтёт втвями сневу небес, и кажется, (не)буря будт лес а буйный лес, качаясь, будт бурю. (С. Маршак.) 2) Что ты нам расскажшь ветер (не)поседа-ветерок? (Е. Тургенев.) 3) Опять гудит бушут (не)погода. (Б. Лихарев.) 4. Заколдован (не)видимкой, дремлт лес под скаку сна. (С. Есенин.)
Учебник: Баранов М. Т. «Русский язык. 6 класс», 2002
Класс: 6
Тема: Не с существительными
Цели урока
Образовательные:
- сформировать умения выбора слитного или раздельного написания не с существительными;
- научить детей различать, где не является приставкой, частицей, частью корня.
- обрабатывать навык правильного написания частицы не с именами существительными.
Развивающие:
- развитие образного мышления и логического мышления, речи, чувства языка, речевого слуха;
- овладение приёмами сравнения, обобщения, классификации.
Воспитательные:
- воспитание любви к языку, привитие интереса к познанию;
- формирование школьника как личности;
- развитие воли, интеллекта, самостоятельности мышления, творческих способностей.
Тип урока по дидактической цели: урок-орфография
Основные методы, применяемые на уроке: проблемный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: учебник, доска, карточки с заданиями, тесты, алгоритм «Не с существительными».
15