Определение круга профессий предпочтительного выбора в соответствии с методикой Дж. Голланда (СПО 10-11 класс)
Определение круга профессий предпочтительного выбора в соответствии с методикой Дж. Голландаэлемент программы СПО для 11 класса
Данная методика разработана для определения круга профессий, которые необходимо выбирать исходя из круга предпочтительного выбора.
Очень популярная в западной культуре классификация профессиональной среды по соответствующим типам людей. Именно Дж. Голландом была разработана теория, заключающаяся в том, что существует 6 типов людей, различающихся по тому, какая профессиональная среда им ближе.
В каждом из типов профессиональной среды действует больше людей соответствующего типа, различающихся по предпочтениями, интересам, склонностям, жизненной позиции.
Определение по данной методике своего типа очень полезно для обучающихся, так как она позволяет оценить их интересы и склонности, предпочтения и позиции для самих себя, и посредством этого выделить круг определенных профессий, в которых они смогут чувствовать себя комфортно и уверенно.
Для начала следует рассказать обучающимся о том, что представляет из себя данная классификация по Голланду.
Классификация типов личности (сфер профессиональной деятельности) по ГолландуАмериканский психолог Дж. Холланд (Голланда) предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности: реалистический; артистический; интеллектуальный; конвенциальный; предприимчивый; социальный.
Реалистический (практический) тип
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.
Социальный тип
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.
Артистический тип
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.
Конвенциальный (упорядочивающий) тип
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).
Предприимчивый (предпринимательский) тип
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).Интеллектуальный (исследовательский) тип
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.
Методика проведения тестирования
Для проведения тестирования обучающимся необходимо построить таблицу, состоящую из 6 колонок (как количество типов).
Учитель называет пару профессий, перед каждым названием указывается цифра столбца, в котором нужно поставить «+», если обучающийся из двух профессий выбирает ее. Например, для первой строчки: «В каждой паре представленных профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. 1 - инженер-технолог, 2 - конструктор». В случае, если обучающийся отдает предпочтение первой профессии, то он на первой строчке ставит знак «+» в первую колонку, если профессии «конструктор», то во вторую.
По завершении тестирования, подсчитывается наибольшее число плюсов в той или иной колонке. Также, следует уделять внимание и числам, оказавшимся на втором или третьем месте по популярности, если разрыв составляет не более 4 единиц.
По итогам тестирования следует зачитать обучающимся результаты и попросить каждого сделать вывод в виде определения круга наиболее подходящих профессий.
Таблица выборов
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
1 инж.технолог/ 2 конструктор 2 гидролог/ 4 ревизор 1 вязальщик/ 3 сан. врач 2 зоолог/ 5 главный зоотехник 1 повар/ 4 наборщик 2 математик/ 6 архитектор 1 фотограф/ 5 зав. магазином 3 работник детской комнаты милиции/ 4 счетовод 1 чертежник/ 6 дизайнер 3 учитель/ 5 менеджер 2 философ/ 3 психиатр 3 воспитатель/ 6 художник по керамике 2 ученый - химик/ 4 бухгалтер 4 экономист/ 5 заведующий отделом 2 редактор научного журнала/ 5 адвокат 4 корректор/ 6 критик 2 лингвист/ 6 переводчик художественной литературы 5 зав. хозяйством/ 6 дирижер 3 педиатр/ 4 статистик 1 радиооператор/ 2 специалист по ядерной физике 3 завуч по внеклассной работе/ 5 председатель пофсоюза1 наладчик/ 4 монтажник 3 спортивный врач/ 6 фельетонист 1 агроном - семеновод/ 5 председатель колхоза 4 нотариус/ 5 снабженец 1 закройщик/ 6 декоратор 4 перфоратор/ 6 карикатурист 2 археолог/ 4 эксперт 5 политический деятель/ 6 писатель 2 работник музея/ 3 консультант 1 садовник/ 2 метеоролог 2 ученый/ 6 актер 1 водитель троллейбуса/ 3 медсестра 3 логопед/ 4 стенографист 1 инженер - электроник/ 4 секретарь - машинистка 3 врач/ 5 дипломат 1 маляр/ 6 художник по металлу 4 главный бухгалтер/ 5 директор 2 биолог/ 3 главный врач 6 поэт/ 3 психолог 5 телерепортер/ 6 режиссер 1 телемеханик/ 5 прораб Итоги тестирования
Каждая колонка соответствует определенному типу:
Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, радионален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководитель. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.Артистический тип -опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.
Разработано: учитель ГБОЦ ЦО №1403,
Корчагина Мария Олеговна