Мастер-класс Организация работы с творческими детьми

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»
Цели: 1. Довести до сведения участников конференции необходимость организации коллективной творческой деятельности, а также формы и методы сотворчества учителя с детьми;
2. Демонстрация одного из возможных вариантов работы с детьми по организации коллективной творческой деятельности;
3. Акцентировать внимание присутствующих на важности работы с дополнительной литературой, методическими справочниками.

Оборудование: Творческие работы учащихся научного общества «Поиск», номера газеты «Химия. Первое сентября» с творческими работами учащихся.
I. Вступительное слово учителя:
Знакомство с формами и методами сотворчества учителя и учащихся.
Из собственного опыта:
Каждый учитель стремится к тому, чтобы ученики любили и хорошо знали его предмет. Для этого на протяжении всего курса изучения предмета учитель должен использовать такие формы работы с детьми, которые вызывают интерес, развивают творческие способности.
Традиционно на начальном этапе изучения предмета провожу турнир «Что мы знаем, что мы умеем?» с приглашением родителей. Целесообразность проведения урока химии в виде турнира заключается в том, что предмет изучается первый год, и это один из способов заинтересовать ребят. В игре участвует 2 команды. Из числа наиболее подготовленных учащихся 9-х классов создается творческая группа, которая вместе с учителем разрабатывает форму и правила проведения урока, выбирают систему оценок, изготавливает призы. Один из учеников играет роль старика Хоттабыча. Все они вместе помогают учителю в проведении игры. Такая работа нравится детям и родителям, т.к. повышает интерес к химии, и они считают, что: «Урок повышает интерес к химии, учит работать коллективно». Турнир по теме «Основные классы неорганических соединений» на конкурсе «Я иду на урок» удостоен 2 премии. (№ 15, 2003 г в газете «Химия. Первое сентября»), «Путешествие серы по таблице Д.И. Менделеева» № 18, 2004 г в газете «Химия. Первое сентября» удостоена 3 премии.
Часто раздаю детям доклады, для подготовки которых ребятам необходимо просмотреть дополнительную литературу, учащиеся, не задействованные в подготовке доклада, готовят интересный, увлекательный материал по заданной теме, из рубрики «Знаете ли Вы, что»
Творчество учащихся можно развивать в процессе развивающих игр при выполнении нестандартных упражнений, при решении занимательных задач. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, на удовольствие. Игра должна вызывать веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Она должна быть доступной, эмоциональной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра выполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения.
На урок к моим учащимся в гости часто заглядывают сказочные персонажи. Так, например, огнедышащий дракон преграждает путь учащимся в царство химических государств (солей, кислот, оснований, оксидов). Только правильно выполнив задания дракона, учащиеся попадут в эти государства. Или же учащимся не сообщается тема урока, а только даются задания, помогающие сформулировать тему самостоятельно. Так, например, при изучении темы «Гидролиз», ребятам предлагается следующее задание:
КСI г N2О ш
АI2О3 о FeCI3 о
NaNO3 и K2S л
К3РО4 д ZnSO3 и
Н3РО4 к P2O5 х
К2SО4 р PbCO3 з
Если из предложенных формул вы правильно выберите формулы солей, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока:
Каким образом еще я развиваю творчество учащихся? После сложного интеллектуального труда в конце урока 2-3 минуты оставляю для разминки: читаем стихи, загадки про химические элементы, разгадываем кроссворды, ребусы, из рубрики «О химии с улыбкой» читаю курьезные случаи из жизни знаменитых химиков.
Очень нравится ребятам, когда я читаю работы выпускников нашего лицея. Многие откликаются и приносят свои «Пробы пера» о химических элементах, соединениях, сценарии вечеров, турниров, оригинальные кроссворды, ребусы по изучаемым темам. Особенно интересно, когда рассказы, стихи, сказки мы с учащимися читаем вслух на уроке и оцениваем их. Стараюсь ребят поддерживать, помочь им анализом, подбодрить и их творческие работы использовать как можно шире во внеклассных мероприятиях. За годы моей работы накопилось много материала, отражающих творчество учащихся материалы обобщены в приложении к газете «Химия. Первое сентября» №1, 2006г, №3, 2006г, №4, 2006г
II. Демонстрация творческих работ учащихся:
Раздаю участникам конференции творческие работы детей, те, ознакомившись, высказывают свои точки зрения.
III. Беседа с участниками:
- Что такое астрология?
- Что такое химология?
- Как найти хорошего друга, спутника жизни по свойствам химического элемента?
IV. Практическая работа: предлагаю участникам конференции раскрытие одного из вариантов творческой работы с учащимися.
Сегодня очень важно формировать культуру здоровья и здорового образа жизни школьников. Цель и задача учителей химии – помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан его поддерживать.Чтобы работа была необычной, интересной и творческой, ссылаюсь статью М.М Левицкого «Химику не нужна астрология», в частности на формулу, связывающую точную дату рождения человека с порядковым номером химического элемента. Речь в статье идет о науке химологии, заменяющей астрологию.
N = 1200 Х + 10у + Z + 120V – 1210 __ 1
400
Где N- номер химического элемента (по периодической системе);
X- число рождения (от 1 до 31);
Y- Месяц рождения (от 1до 12);
Z- Предпоследняя цифра года рождения (от 0 до 9);
V- Последняя цифра года рождения (от 0 до 9);
Участники конференции, подставив свои данные, вычисляют соответствующий им химический элемент. Это дает возможность учащимся, знающим неорганическую химию, пользуясь справочниками, правильно составить гороскоп и найти ответы на любые вопросы.
Например, как найти хорошего друга, спутника жизни? Для химика ответ оказался прост – образуемые соединения должно было быть устойчивым. Так для металла лучшую пару составит неметалл (KCI, PbCI2).
Для ученика очень важно найти хороших друзей в коллективе, уметь наладить нормальные взаимоотношения. Общий принцип здесь тот же – устойчивость химического соединения. И если выпали металлы: серебро, золото, платина, то это означало, что эти учащиеся легко могут перенести жизненные невзгоды. Они действительно отличались добротой, благородством, могли выдержать тяжелую нагрузку. Все это заинтересовало детей. Итогом данной работы явилось то, что учащиеся с большим желанием приступили к сбору материала для выступления на конференции, т.к. понимали, что это позволит им получить дополнительную информацию о неизвестных им свойствах элементов. Это способствовало развитию способностей, эрудиции, творческих возможностей. По программе в 9 классе изучаются химические элементы и их свойства, поэтому в отобранную группу вошли учащиеся лицейских 9-х классов с повышенным интересом к изучению естественных наук. Так методическая копилка кабинета химии пополнялась новыми творческими работами учащихся, помогающими в проведении уроков, различных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Раскрывая свойства химических элементов, учащиеся акцентировали внимание на значение этих элементов для здоровья человека, на последствия избытка или недостатка их в организме человека. Учащиеся проделали работу, позволяющую выявить содержание этих элементов в различных продуктах питания. По данной теме учащиеся лицея Берсенев Сергей и Хайретдинова Лиана работали над исследовательским проектом «Химологическая характеристика человека», итогом данной работы стала победа на IV конкурсе исследовательских проектов в рамках Малой академии наук школьников.
V. Вывод: В заключение мастер-класса участники конференции обменялись мнениями и выразили благодарность и заверение в том, что непременно апробируют данную методику на своей практике.
15