Новые информационные технологии на уроках музыки


Новые информационные технологии на уроках музыки
Елена Евгеньевна Крень,
учитель музыки МБОУ «Гимназия №4» г. Курска
Современный век – это век высоких технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом определяющих вектор развития человеческого общества.
В настоящее время информация становится решающей силой в развитии человеческой цивилизации. Становится очевидным, что объективное развитие научно-технического прогресса ставит перед образованием новые задачи: в первую очередь овладение учителем информационной культурой – сводом правил поведения человека в информационном обществе.
Развитие информационных технологий расширило их применение в сфере образования. Возможности средств новых информационных технологий позволили организовать новые виды учебной деятельности, связанные с преобразованием и управлением информации.
Многим учителям кажется, что ничего в жизни школы не изменилось, но это не так. Сегодня мальчишки и девчонки совершенно по другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют современной техникой: они знают, где и как добыть важную информацию, следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного, физического развития подрастающего поколения. Делать это старыми способами и средствами невозможного. Объём информации, которую учитель должен передать детям, значительно увеличился, следовательно, овладеть им, используя репродуктивные методы, нельзя. Поэтому актуальным становится внедрение научных достижений педагогики и современных педагогических и информационных технологий в повседневную жизнь школы.
Современный школьник с трудом воспринимает учителя с мелом в руке. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий приемам работы с информацией, вызывает большое уважение у своих учеников.
Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, мы определили для реализации этих подходов некоторые ведущие идеи.
Необходимо изменить отношения между учеником и учителем в сторону партнерских, таким образом, превращая ученика из объекта педагогического воздействия в субъекта учебной деятельности.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи становятся современные информационные технологии.
Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных аудио- и видеовоспроизводящих устройств (усилительная аппаратура, , медиаклавиатура, мобильный телефон, ноутбук, планшет и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (мультимедийный комплекс, современная акустическая система, MIDI-клавиатура, проекционная техника, компьютер, планшет и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
Активное внедрение компьютерных технологий в уроки музыки ставит перед современным учителем задачу совершенствования его профессиональной и методической подготовки. Преподавание музыки посредством компьютерных технологий имеет ряд преимуществ. С одной стороны, обучение в сочетании с аудиовизуальными средствами повышает положительную мотивацию к учению, с другой, активизирует их познавательную деятельность, развивает творческие способности, создает возможность доступа к современной учебной информации.
Вы не увидите в нашем кабинете музыки скучные лица или отвлеченные глаза. Откуда им взяться, если на уроке мы говорим об искусстве, познаем его, переживаем, высказываем свое мнение, фантазируем, сочиняем! На уроках систематически используются возможности современного интерактивного оборудования и дистанционных технологий обучения, что отражено в календарно-тематическом плане рабочей программы. Это презентации, обучающие программы, включающие необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты, тесты, викторины.
Программа, по который мы работаем написана Т.И.Науменко, В.В. Алеевым. Программа не дает в изучении в общеобразовательной школе музыкальных терминов, символов, а помогает детям понять язык музыки, почувствовать его, осмыслить свою жизнь и окружающий мир. Именно это является процессом познания. Знание музыки своего народа, ближайших соседей, мировой классики воспитывает не только культуру человека, но и другие важные человеческие качества. Программа позволяет работать творчески и не останавливаться на достигнутом.
Все вышеперечисленное позволило нам органично использовать современные информационные технологии на уроках музыки. Это и демонстрация презентаций, разработанных моими учениками к изучаемым темам, и использование СD- и DVD-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению задач обучения, достижению нового качества образования.
Готовясь к урокам музыки, гимназисты с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с поиском информации в интернете. Они узнают биографии композиторов, истории создания произведений, готовят презентации на заданные темы. В нашей практике есть разные варианты подобных заданий. Например, опережающее домашнее задание перед уроками по творчеству Антонио Вивальди и его концерту «Времена года», П.И. Чайковского и его фортепианному циклу «Времена года». Ребятам доставляет удовольствие знакомиться с авторскими поэтическими иллюстрациями к данному произведению, а на уроке они стараются понять, какая часть данного концерта звучала, и почему автор выбрал именно такие средства музыкальной выразительности. Конечно, можно приготовить все заранее самому учителю, раздать готовые материалы, но останется ли это в памяти ребенка? Главное в работе современного учителя - обеспечивать самостоятельное усвоение новых знаний, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
Для решения этих задач используется метод создания презентаций. Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов - П.И. Чайковского, А. Вивальди и Г.В. Свиридова, репродукции картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по – разному показывают это время года. В работе с этими произведениями искусства используется методика сравнения и анализа.
Широко применяется и метод проектов. Обучающимся предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики с помощью педагога намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.
Огромную помощь в работе оказывают компьютерные диски, например, такие, как «Энциклопедия классической музыки» (Интерактивный мир), «Музыкальный класс». А освоение новых компьютерных программ, таких как PowterPoint, позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Сегодня мы можем отметить следующие результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий:
рост учебной мотивации, качества знаний и умений у обучающихся, их познавательной активности
быстрое накопление универсальных учебных навыков, обеспечивающих желание и умение учиться;
формирование коммуникативной компетентности учителя.
В настоящее время около 90% гимназистов вовлечены в творческую деятельность, связанную с ИКТ.
По нашему глубокому убеждению, умение работать с информацией действительно становится ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетенции. Это задача школы, задача любого педагогического коллектива.