Особенности восприятия детьми-дошкольниками дорожных ситцуаций (презентация для выступления на родительском собрании в ДОУ)


«Особенности восприятия детьми-дошкольниками дорожных ситуаций».Часто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно – их нарушают. А ведь как гласит народ-ная мудрость, «Ничто не убеж-дает лучше при-мера». Самые частые причины аварий:-переход проезжей части в месте, не предназначенном для этого или на запрещающий сигнал светофора;-переход улицы непосредственно перед транспортом, который стоит или приближается;-переход улицы, где она плохо просматривается в обе стороны;-детские игры и шалости вблизи проезжей части или на ней;И еще многое другое… Первое правило безопасности - каждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, – первоисточник этих знаний для детей. Осторожно – на дороге дети!Как же правильно научить детей оценивать дорожную ситуацию? Почему дети ведут себя на дороге «не так»? Что нужно знать о физических и психических состояниях де-тей для преду-преждения ДТП? Осторожно – на дороге дети!1.Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях.2.Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации. Осторожно – на дороге дети!3.Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях. Дети иначе, чем взрослые переходят через дорогу, потому что поведение детей в жизни и на дороге, зависит от многих фак-торов, и ос-новную роль здесь играют природные данные: Какие?-Психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым.-Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты.-На детей большое влияние оказывают эмоции.-Дети дошкольного возраста часто еще не способны точно определить источник звука, а в рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Какие?-Дети ориентируются преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются правилами.-Подойдя к дороге или выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается.-Дети с трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Какие?-Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля.-Детям свойственно «туннельное зрение», при котором юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд-Рост маленьких пешеходов – серьезное препятствие для обзора ок-ружающей об-становки. Какие?-Дети до 4-х лет, как правило, почти незнакомы с ПДД, их поведение базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек.-В экстремальной ситуа-ции, когда дети постав-лены перед выбором как поступить, они впа-дают в состояние бе-зысходной опасности, теряются. Выходом из этой ситуации может быть сис-тема формирова-ния у детей навы-ков безопасного поведения на про-езжей части. В возрасте 3-4 лет:-познакомить ребенка со средствами передвижения, характерными для нашей местности, их названием;-рассказать про части автомашины, грузовой машины;-объяснить, что существуют правила дорожного движения, где есть правила поведения на улице, правила поведения в общественном транспорте, а так же разные сигналы светофора;-в качестве помощи и поддержки можно почитать произведения С.Михалкова «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит» и посмотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД. В возрасте 4-5 лет:-дать ребенку знание об общественном и грузовом транспорте; -дать знание об улице: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;-рассказать о том, какие дорожные знаки бывают; -познакомить с правилами дорожного движения;-в качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Е. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, смотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД В возрасте 5-6 лет:-знакомить ребенка с запрещающими и предписывающими знаками;-вести работу по изучению работы регулировщика;-работать на формирование у ребенка умения ориентироваться на дороге;-продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте;-в качестве помощи можно почитать произведения Н. Носова «Кирюша попадает в переплёт», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице, организовать сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин», «Мы едем, едем, едем», «Мы – машинки». В возрасте 6-7 лет:-учить ребенка соблюдать правила дорожного движения;-закреплять правила поведения на улице;-в качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», Н. Кончаловской «Самокат», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовывать сюжетно-ролевые игры на соответствующую тематику, а так же настольно-печатные игры по правилам дорожного движения. Все в Ваших руках!Материал подобран, обобщен и подготовлен с опорой на разнообразные информационные источники сети интернет, публицистические статьи и учебные литературные издания педагогом-психологом МБДОУ № 76 г. Сыктывкара Заговорич И.М.Спасибо за внимание!