Рабочая программа по Музыке 1 класс. Для обучения на дому детей с ОВЗ.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке составлена для обучающегося с ОВЗ (аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (легкая степень); системное недоразвитие речи (2 уровня)) 1 класса Шелофастова Ростислава. Обучающемуся рекомендовано обучение на дому.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
СанПин № 242 328615 от 10.07.2015г.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Письмо Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28.02.2003г. №27/2643-6.
Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
При обучении на дому количество часов уменьшается за счет объединения тем программы, следовательно, программа рассчитана на 17 часов.
Общая характеристика курса.
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
Место курса «Музыка» в учебном плане.
На изучение курса «Музыка» в учебном плане отведено 0,5 часов в неделю, 17 часов в году. Количество часов уменьшено за счет объединения тем.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты.
У учащегося будет сформировано:
положительное отношение к урокам музыки.
Учащийся получит возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач
Содержание курса.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка вокруг нас (8 ч.) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыка и ты (9 ч.) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование.
№ п/пДата Тема урока Характеристика видов деятельности обучающихся
план факт 1. Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас». 8 час.
1.1. Роль музыки в повседневной жизни человека. 4часа
«И Муза вечная со мной!»
Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия.
Наблюдает за музыкой.
Различает настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Сравнивает музыкальные и речевые интонации, определяет их сходство и различие.
2 Музыка осени.
Наблюдает за музыкой.
Различает настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах.
3 Музыкальная азбука.
Наблюдает за музыкой.
Сравнивает музыкальные и речевые интонации, определяет их сходство и различие.
Применяет словарь эмоций.
Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах.
4 Обобщающий урок Музыкальные инструменты.
Сравнивает музыкальные и речевые интонации, определяет их сходство и различие.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применяет словарь эмоций. Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах. Осуществляет первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
5 1.2. Мир музыкальных инструментов.
4 час.
Звучащие картины.
«Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдает за музыкой.
Различает настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Применяет словарь эмоций.
Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах.
6 Разыграй песню.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах. Осуществляет первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
7 «Пришло Рождество, начинайся торжество». Родной обычай старины.
Наблюдает за музыкой.
Различает настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах.
8 Добрый праздник среди зимы.
Сравнивает музыкальные и речевые интонации, определяет их сходство и различие.
Проявляет эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применяет словарь эмоций. Исполняет песни, играет на детских элементарных музыкальных инструментах.
9 Раздел 2. Музыка и ты. 9 часов 2.1.Чувства человека в музыке. 5 часов
Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. Сравнивает музыкальные произведения разных жанров. Разучивает и исполняет образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Подбирает изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
10 Музыка утра. Музыка вечера.
Сравнивает музыкальные произведения разных жанров. Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивает речевые и музыкальные интонации, выявляет их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Разыгрывает народные песни.
11 Музыкальные портреты.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивает речевые и музыкальные интонации, выявляет их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Разыгрывает народные песни.
12 У каждого свой музыкальный инструмент. Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивает речевые и музыкальные интонации, выявляет их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизирует (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.
13 Мамин праздник. Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Разыгрывает народные песни. Инсценирует песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам. Составляет афишу и программу концерта, музыкального спектакля.
14 2.2. Музыкальные образы. 4 часа Музыкальные инструменты. Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивает речевые и музыкальные интонации, выявляет их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизирует (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Разучивает и исполняет образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
15 Звучащие картины. Сравнивает музыкальные произведения разных жанров. Разучивает и исполняет образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Подбирает изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощает в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений.
16 Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Импровизирует (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Инсценирует песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам.
17 «Ничего на свете лучше нету».
Сравнивает музыкальные произведения разных жанров. Исполняет различные по характеру музыкальные сочинения. Разучивает и исполняет образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Воплощает в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценирует песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Адаптированная рабочая программа по музыке.