Презентация к уроку «ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО» (§ 2)


Уроки «ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО» (§ 2) Задачи занятия:1) представить основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения;2) обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и её основных проявлениях;3) характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности и показать различия абсолютных и относительных экономических величин 1) Какова связь между жизнью общества в целом и его эко­номическим положением? 2) Почему страны различаются по уровню и темпам экономического развития? 3) Какое влия­ние оказывают на экономику социальная и политическая структуры общества? 4) В чём проявляется экономическая культура общества? 5) Нужно ли ограничивать экономиче­скую свободу? сравнить различные определения слова «экономика», дан­ные в учебном тексте Экономика — это умение...рассчитать затраты производства, составить семейный бюджет, принять раци­ональное решение о покупке товара, распределить полу­ченную прибыльЭкономика — это знание о...спо­собах распределения ограниченных ресурсов, путях повы­шения эффективности, поведении участников рыночных отношений, законах рыночного меха­низма, методах государственного регулирования Что изучает экономическая наука1) Почему экономическая наука появилась вместе с рыночной экономикой? 2) Что стало предметом изучения экономической науки? 3) Можно ли удовлетворить постоянно растущие потребности общества? Как это сделать? «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных дей­ствий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния» (А. Маршалл), «Экономическая наука — это наука, рас­сматривающая явления с точки зрения цены» (Г. Давен­порт), «Экономическая наука — это исследование общих способов сотрудничества людей с целью удовлетворения своих материальных потребностей» (А. Пигу), «Экономи­ческая наука — это наука, изучающая человеческое пове­дение с точки зрения соотношения между целями и огра­ниченными средствами, которые имеют различное употреб­ление» (К. Менгер) Производство ведётся на нескольких уровняхОдин уровень — деятельность инди­вида, фирмы, различных рынков. Этот уровень принято называть микроэкономикой. Другой уровень — функцио­нирование национального народного хозяйства в целом. Это макроэкономика. 2. Экономическая деятельность и её измерителиНазовите 3—4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства об­мен — товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; про­изводство — прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда Расположите слова в последовательности, отражаю­щей процесс преобразования объектов природы в предме­ты потребления: обмен, ресурсы, распределение, производ­ство, потребление, товар назовите две формы организации хозяйства, укажите более эффективную из них и аргументируйте свою точку зрения. товарное хозяйствотоварное хозяйство в боль­шей степени отвечает целям хозяйственной деятельно­сти — максимальному удовлетворению потребностей обще­ства. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличивать производительность труда и совершенствовать потребительские качества товаров для совершения выгод­ного обмена. Это увеличивает производительность эконо­мики и помогает рационально использовать ограниченные ресурсы натуральное хозяй­ствов натуральном хозяй­стве нет места для обмена продуктов и услуг, что затрудня­ет возможность повышения жизненного уровня населения, т. е. наиболее полного удовлетворения его потребностей. В этом виде хозяйства используются примитивные орудия производства, простые традиционные технологии. Всё это ограничивает возможности повышения производительности труда, улучшения качества и увеличения объёма продук­ции. Производительность экономики при натуральном хо­зяйстве ниже, чем при товарном. обсудить высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть ис­кусство удовлетворять безграничные потребности при по­мощи ограниченных ресурсов». Абсолютныеэкономические величиныОтносительные экономические величины   Валовый национальный продукт (ВНП)Национальный доходВаловый внутренний продукт (ВВП)ВВП на душу населенияНоминальный ВВПРеальный ВВП СтранаВВП на душу населения, долл.Индия3400Китай7400Бразилия10 900Россия15 900Польша18 800Франция33 300Япония34 200Германия35 900США47 400Норвегия59 100 какой путь достижения экономического роста нужно выбрать России? Как преодолеть сырьевую ориентацию экономики? Каковы основные направления модернизации экономической сферы жизни общества? Есть ли будущее у инновационной экономики? Домашнее задание§ 2. Задания 1, 3, 4