Презентация к уроку «ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО» (§ 2)
Уроки «ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО» (§ 2)
Задачи занятия:1) представить основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения;2) обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и её основных проявлениях;3) характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности и показать различия абсолютных и относительных экономических величин
1) Какова связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением? 2) Почему страны различаются по уровню и темпам экономического развития? 3) Какое влияние оказывают на экономику социальная и политическая структуры общества? 4) В чём проявляется экономическая культура общества? 5) Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
сравнить различные определения слова «экономика», данные в учебном тексте
Экономика — это умение...рассчитать затраты производства, составить семейный бюджет, принять рациональное решение о покупке товара, распределить полученную прибыльЭкономика — это знание о...способах распределения ограниченных ресурсов, путях повышения эффективности, поведении участников рыночных отношений, законах рыночного механизма, методах государственного регулирования
Что изучает экономическая наука1) Почему экономическая наука появилась вместе с рыночной экономикой? 2) Что стало предметом изучения экономической науки? 3) Можно ли удовлетворить постоянно растущие потребности общества? Как это сделать?
«Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния» (А. Маршалл), «Экономическая наука — это наука, рассматривающая явления с точки зрения цены» (Г. Давенпорт), «Экономическая наука — это исследование общих способов сотрудничества людей с целью удовлетворения своих материальных потребностей» (А. Пигу), «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые имеют различное употребление» (К. Менгер)
Производство ведётся на нескольких уровняхОдин уровень — деятельность индивида, фирмы, различных рынков. Этот уровень принято называть микроэкономикой. Другой уровень — функционирование национального народного хозяйства в целом. Это макроэкономика.
2. Экономическая деятельность и её измерителиНазовите 3—4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства
обмен — товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; производство — прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда
Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар
назовите две формы организации хозяйства, укажите более эффективную из них и аргументируйте свою точку зрения.
товарное хозяйствотоварное хозяйство в большей степени отвечает целям хозяйственной деятельности — максимальному удовлетворению потребностей общества. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличивать производительность труда и совершенствовать потребительские качества товаров для совершения выгодного обмена. Это увеличивает производительность экономики и помогает рационально использовать ограниченные ресурсы
натуральное хозяйствов натуральном хозяйстве нет места для обмена продуктов и услуг, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня населения, т. е. наиболее полного удовлетворения его потребностей. В этом виде хозяйства используются примитивные орудия производства, простые традиционные технологии. Всё это ограничивает возможности повышения производительности труда, улучшения качества и увеличения объёма продукции. Производительность экономики при натуральном хозяйстве ниже, чем при товарном.
обсудить высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Абсолютныеэкономические величиныОтносительные экономические величины
Валовый национальный продукт (ВНП)Национальный доходВаловый внутренний продукт (ВВП)ВВП на душу населенияНоминальный ВВПРеальный ВВП
СтранаВВП на душу населения, долл.Индия3400Китай7400Бразилия10 900Россия15 900Польша18 800Франция33 300Япония34 200Германия35 900США47 400Норвегия59 100
какой путь достижения экономического роста нужно выбрать России? Как преодолеть сырьевую ориентацию экономики? Каковы основные направления модернизации экономической сферы жизни общества? Есть ли будущее у инновационной экономики?
Домашнее задание§ 2. Задания 1, 3, 4