Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса Буква С, согласные звуки с и с
Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С.
Задачи урока:
– формирование умения выделять звук в слове;
– формирование умения находить слова с заданным звуком;
– формирование умения различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формирование умения анализировать текст;
-- формирование умения работать в парах, группах.
Оборудование: карточки «смайлики» для рефлексии, карточки со схемами-«человечками» , карточки со словами для групповой работы.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1.Самоопределение к деятельности
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
2. Актуализация знаний
Постановка учебной задачи.
Цель: мотивация учащихся на осознание потребности к построению нового способа действий.
Рефлексия (показ настроения).
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня прекрасное настроение, а с каким настроением ко мне пришли вы? Покажите смайликом. Замечательно. Желаю вам удачи на уроке!
Выделение звука [с].
- Послушайте стихотворение.
Всем известная
Болтунья местная.
В лес приносит на хвосте
Сотни сплетен-новостей.
По деревьям скачет боком,
Белобокая (Сорока)
Слайд
-Произнесите чётко слово СОРОКА.
-Назовите первый звук.- [с]
- Он какой? [с] – согласный глухой, твёрдый.
-Послушайте загадку.
С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица)
Слайд.
-Произнесите чётко слово СИНИЦА.
-Назовите первый звук.- [с,]
- Он какой? [с,] – согласный глухой, мягкий.
-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
-Составьте план работы на уроке.
План (примерный)
Выделение в слове звуков [с] и [с’].
Знакомство с новой буквой.
Чтение слогов и слов.
Составление схем слов.
Работа с предложением.
6. Работа с текстом. Познавательные УУД:
1. формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
3. Открытие нового знания
Цель: построение детьми нового знания (работа в паре) -Кто знает букву, которая обозначает звуки [с] и [с’]?
- Где она находится на ленте букв?
Работа в паре.
-Давайте дорисуем схему-«человечка», который будет показывать новые звуки. (работают в парах, сравниваем работы)
-Как мы его «оденем»?
(Звуки [с] и [с’] – глухие, рисуем на голове чёрную шляпу, звук [с] – твёрдый, закрашиваем один башмак синим цветом, звук [с’] – мягкий, закрашиваем другой башмак зелёным цветом.)
-Подберите слова, которые будут начинаться с новых звуков. Назовите только первый звук.
- Что нового мы сейчас узнали?
Коммуникативные УУД:
1. формируем умение слушать и понимать других;
2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4. формируем умение работать в паре.
4. Применение нового знания
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного. Работа в «Букваре». С.61
Чтение слогов.
- Посмотрите в «Буквари», найдите слоги с буквой С. Прочитайте их.
- Найдите слоги с мягкими звуками [н’], [к’], [т’].
- Прочитайте слоги первого столбика.
- Дополните их, чтобы получились слова.
-Посмотрите, что мы сейчас будем делать дальше? (Читать слова.)
Чтение слов.
- Прочитайте про себя слова первого столбика.
- Прочитайте вслух самое длинное слово. (Усики.)
- Что это слово означает? (Маленький предмет, маленькие усы.)
- А теперь прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет. (Ус.)
-Что заметили? (– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть?)
-Это корень слова. Общая часть слов-родственников называется корнем. Мы постепенно запомним это название. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными.
Выделение корня (показ учителя).
-Прочитайте второй столбик слов про себя.
-Прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет, и длинное слово, обозначающее маленький предмет. (Сын, сыр – сынок, сырок.)
-Прочитайте третий столбик слов про себя.
- Прочитайте слово, обозначающее слив воды. (Сток.)
- Прочитайте слова четвёртого столбика про себя.
- Прочитайте слова, значение которых вам не совсем понятно.
(Трос – стальной канат.)
-Кто может объяснить значение этих слов?
- Прочитайте слова из всех четырёх столбиков, в которых есть мягкий звук [с’]. (Усик, усики.)
Чтение слов ниже.
- Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки, куст, кустик, кусток.)
-Когда говорят кустик, кусток? (Кустик – уменьшительно-ласкательное значение от слова куст, а слово кусток больше употребляется в сказках, потешках.)
- Прочитайте слова, в которых есть сразу две буквы С. (Уксус, сосна.)
-Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (Укусы, осина.)
Динамическая пауза.
Скачет шустрая синица (Прыжки на месте на двух ногах.)
Её на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку,(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки- на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
Работа в группах на планшетах.
- Сделаем звуко-буквенный анализ слова осина.
-Проверяем.
-В этом слове три слога, так как три гласных звука, ударный второй слог.
Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой О.
Звук [с’] – согласный глухой, мягкий. Ставим точку зелёным цветом, на письме обозначается буквой С.
Звук [и] – гласный ударный, ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой И.
Звук [н] – согласный звонкий, твёрдый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой Н.
Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А. В этом слове пять букв, пять звуков.
- Что мы сейчас делали все вместе?
- Для чего нужно уметь делать звуко-буквенный анализ?
Работа в «Букваре».
Чтение текста «У сопки».
1. Работа с текстом до чтения.
-Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Выскажите предположение, о чём будем читать. (На картинке изображён пейзаж. Наверное, будем читать о природе. Текст называется «У сопки». Значит, будем читать про сопку.)
- Что такое сопка? (Небольшая гора.)
Слайд.
- Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.
2. Чтение про себя. После чтения.
-Прочитайте, что растёт у сопки.
- Прочитайте, что растёт у куста. (У куста ростки.)
- Как это понять? (Это значит, что у куста появились новые побеги.)
- Правильно ли мы сделали предположение, о чём текст? (Да. Но мы не знали, что у сопки растут кусты, у кустов – ростки и что возле сопки – сыро. Это мы узнали после того, как прочитали текст.)
3. Повторное чтение вслух. Вопрос после чтения.
- Давайте вернёмся ещё раз к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Художник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)
-Что мы сейчас делали?
- Кому было легко?
-1835785819155.Итог.
Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности
005.Итог.
Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности
-Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?
-Кому понять текст помогали мои вопросы?
-Молодцы!
-Все ли пункты плана выполнили?
-Кто доволен сегодня своей работой?
-Покажите своё настроение смайликом.
-Спасибо за урок. Регулятивные УУД:
1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
1. формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.