ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы учащихся по теме Европа в эпоху средневековья (10 класс, всеобщая история).


Задания для самостоятельной работы учащихся (групповая работа) по всеобщей истории.
Период средневековья.
Цели работы:
1. Рассмотреть характерные черты развития европейских государств в эпоху средневековья
2. Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы с текстами учебника, документами, картами, дополнительными источниками информации; умений представлять работы в виде таблиц, схем, презентаций
3. Способствовать формированию чувства коллективизма, умений работать в малых группах, самостоятельно планировать свою деятельность, распределять работу в группе.
Учебник: Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. 10 класс: учеб. для образовательных организаций. - М.: Русское слово, 2015.
Задания для групп.
Тема №1. Особенности феодальных отношений.
Основной источник: §16-17
Маршрутный лист:
Изучите текст § (стр. 145-151), выпишите основные понятия и дайте им определения. При отсутствии определения в учебнике можете воспользоваться Интернетом.
- соседская община - домен
- аллод - бенефиций
- феод - вассал
- оброк - сеньор
- барщина - сюзерен
2. Определите основные черты, присущие феодальной экономике (тип экономики – натуральное или товарное производство; формы собственности на землю; положение крестьянства; состояние техники)
3. Используя дополнительный материал, охарактеризуйте 2 пути формирования феодальной собственности на землю.
4.Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как складывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне за пользование землей? При ответе используйте документы и вопросы к ним на стр. 147-148 учебника.
5. Подготовьте ответ на вопрос «Феодальные отношения». При ответе используйте текст (с.149-150) и схему «феодальная лестница».
6. Используя текст § и дополнительный материал, расскажите о рыцарстве, его образе жизни, рыцарском кодексе.
7. Результаты работы оформите в виде опорного конспекта или презентации, отразив основные рассмотренные вопросы.
Тема №2. Религиозная и светская власть в Европе.
Основной источник: §16-17
Маршрутный лист:
1.Изучите текст § (стр. 151- 155), дополнительный материал и охарактеризуйте роль католической церкви в Европе в Средние века.
2.Изучите документ в § (стр. 153-154), ответьте на вопросы к нему, сформулируйте методы, которые использовались для утверждения христианства в Европе в раннее средневековье.
3.Используя текст § составьте таблицу «Усиление Франкского королевства», самостоятельно определив графы таблицы. Отразите в таблице основные направления деятельности франкских правителей.
4.Изучите документы (см. дополнительный материал) и подготовьте ответы на вопросы к ним.
5.Найдите в тексте § и сформулируйте основные причины ослабления позиций римской церкви
6.Работая с картой (стр. 153) и текстом учебника, определите области, на которые разделилась империя Карла Великого.
7.Результаты работы представьте в виде презентации.
Тема №3. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи
Основной источник: §16-17
Маршрутный лист:
1.Прочитайте текст § (стр. 155-157).
2. Расскажите, используя текст § и дополнительный материал, об образе жизни и занятиях норманнских племен до начала завоевательных войн.
3. Укажите направления норманнских завоеваний. Объясните, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях.
4. Используя карту, текст § и дополнительный материал заполните таблицу «Норманнские завоевания» (графы определите самостоятельно).
5. Используя дополнительный материал (текст «Священная Римская империя»), расскажите о создании Священной Римской империи и о системе власти, сложившейся в государстве.
6. Определите, что изменилось в общественном укладе скандинавов в результате их взаимодействия с народами Западной и Центральной Европы.
7. Найдите в сети Интернет дополнительный материал о норманнском завоевании Англии.
8. Представьте результаты работы в виде презентации (используйте в работе карту, иллюстративный материал и результаты дополнительного поиска в Интернете).
Тема №4. Византия в эпоху средневековья.
Основной источник: §18
Маршрутный лист:
1.Прочитайте текст § (стр. 158-160) и документа (стр. 159) и охарактеризуйте положение Византии после крушения Западной Римской империи. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю?
2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.
3. В чем состояла специфика социально-экономических отношений в Византийской империи? Почему императоры Византии заботились о защите интересов крестьянства, осуждали рост богатства монастырей и владельцев крупных усадеб? При ответе используйте материал учебника (стр. 160-163) и документ (стр. 161-162).
4. Используя текст учебника (стр. 163-167) и карту заполните таблицу:
Ветви славян Территория расселения Государственные образования Религия
Современные сформировавшиеся общности
5. По тексту учебника объясните, в чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви.
6. Каким образом, с помощью каких средств произошел раскол на западную и восточную ветви христианства? Найдите дополнительный материал в сети Интернет.
7. Результаты работы оформите в виде опорного конспекта или презентации.
Тема №5. Рост городов в Европе в средние века
Основной источник: §19, 20
Маршрутный лист:
1.Причитайте текст §19 (стр. 170-172) и проследите процесс становления средневековых городов в Европе.
2. Используя текст § и дополнительный материал расскажите, как происходил процесс образования средневековых городов. Перечислите привилегии, которыми обладали средневековые города.
3. Найдите в сети Интернет дополнительный материал о том, как выглядел средневековый город, и оформите результаты поиска в виде презентации (рисунков). Подготовьте пояснения.
4. Ответьте на вопрос: почему именно в городах начала складываться система самоуправления?
5. Используя текст §20 (стр. 182-183) расскажите о росте городов в XIII-XIV вв., о развитии цехового производства.
6. Рост городов, уровня организованности горожан привели к обострению противоречий между ними и феодалами. В результате как компромисс в ряде стран были созданы органы сословного представительства. Используя текст § (стр. 183-186) заполните таблицу:
страна Название органа структура Правовой статус
7. Результатом вашей работы должны стать: презентация (рисунки) с комментариями «Средневековый город» и подготовленная таблица
Тема №6. Католическая церковь в средние века. Инквизиция и крестовые походы
Основной источник: §19
Маршрутный лист:
1.Изучите материал § (стр. 172-173), в том числе документ, и расскажите о возникновении ересей. В чем состояла суть идей, высказываемых еретиками? Почему они вызывали резкое неприятие римской церкви? Почему эти идеи пользовались популярностью в Европе?
2.Используя дополнительный материал, охарактеризуйте причины и цели крестовых походов, их участников. Какие события положили начало крестовым походам?
3.Используя карту, определите направления крестовых походов. Заполните таблицу «Крестовые походы», используя материалы сети Интернет.
Крестовый поход, годы участники направление Основные события результаты
4. Найдите в сети Интернет дополнительный материал о рыцарских орденах. Каковы были причины их образования?
5. Прочитайте текст § (стр. 176-178) и охарактеризуйте роль инквизиции в европейском средневековом обществе. Подготовьте дополнительную информацию о временах инквизиции. В каких литературных произведениях отражены события времен инквизиции?
6. Изучите документ на стр. 176-177 и ответьте на вопросы к нему.
7. Результат работы представьте в виде презентации, где должно быть отражено: возникновение рыцарских орденов, причины, цели и результаты крестовых походов, роль инквизиции.