Текстовой документ по истории Русские первооткрыватели и путешественники


Урок истории в 8 классе
Тема: «Русские первооткрыватели и путешественники»
Цель урока:
сформировать представление о выдающихся географических открытиях первой половины XIX века, об освоении новых территорий, вошедших в состав Российской империи; о проникновении России в Мировой океан.
Задачи урока:
формирование умения работать с материалами учебника;
воспитание чувства гордости и патриотизма.
Оборудование:
Учебник, тетрадь, карта «Великие географические открытия XIX века», оформленная доска
Оформление доски:
Тема урока
Эпиграф урока: «...К этому моменту (нач. XIX века), были определены контуры и побережья практически всех континентов».
Из энциклопедии по географии
Таблица:
ФИО путешественников Год экспедиции Цели экспедиции Результаты
Ход урока:
Этап 1
Обращение учителя: «На предыдущем уроке вы изучали достижения ученых в разных областях отечественной науки. XIX век стал еще и временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. На далекий океанский простор вышли русские моряки и географы, которые совершили ряд кругосветных путешествий, итогом которых стали открытие новых земель, исследование тайн Мирового океана, и изучение ранее неизвестных побережий...»
Этап 2
Прочтите на доске эпиграф урока.
Как вы считаете, какова была необходимость совершать экспедиции, где всегда есть риск для жизни человека?
На доске, путем мозгового штурма, записываются возможные причины организации экспедиций.
Этап 3
Постановка проблемного задания:
Выяснить, каковы были цели и результаты русских экспедиций XIX века, используя материалы учебника составить свою часть таблицы (работа в группах). Группа, выполнившая задание первыми, заносит результаты своей работы в таблицу:
ФИО путешественников Год экспедиции Цели экспедиции Результаты
И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский 1803 год Исследование северной части Тихого океана Нанесены на карту о. Сахалин, открыт один из островов Гавайского архипелага, данные об Алеутских островах, Аляске, о-вах Тихого и Ледовитого океанах, создание атласа Южных морей.
Ф.Ф. БелинсгаузенМ.П. Лазарев 1819-1820 годы Приобретение познаний о земном шаре, исследование территорий вблизи Антарктического полюса В 1820 году открытие Антарктиды, наблюдение за водами Мирового океана и ледниковым покрытием нового материка, открыта группа островов в Тихом океане.
А.А. Баранов
(купец) Поиск новых районов охоты и полезных ископаемых Закрепил за Россией обширные территории побережья Сев. Америки, создал поселение на о. Ситка, основал крепость Новооархангельск, форт Росс.
Г.И. НевельскойЕ.В. Путятин 1848-1849;
1850-1855 годы Исследование Российского Дальнего Востока Открытие устья Амура, доказал, что Сахалин-остров, отделенный Татарским проливом.
Подписал договор с Японией о признании
о. Сахалина владением двух сторон и закреплении Приморского края за Россией
Этап 4
На основе полученных знаний, сделать общий вывод о результатах всех этих экспедиций для России.
Результаты экспедиций:
научные: обогатились представления людей об окружающем мире, русские корабли вышли в Мировой океан.
экономические: освоение новых территорий с их природными ресурсами.
политические: расширение территории Российской империи, получение ею статуса мировой морской державы.
Этап 5
Подведение итогов урока.
Дать развернутый, аргументированный ответ на вопрос: «Была ли практическая необходимость в совершении экспедиций русскими моряками в первой половине XIX века?»
Домашнее задание: создать презентацию от группы о выбранном путешественнике