Урок по химии на тему Периодический закон и строение атома (урок обобщение) (8 класс) 
(8 класс)
Учитель химии высшей категории
                                  Алейникова Наталья Валерьевна
Ход урока.
Орг.момент  Психологический настрой на урок (игра для учащихся «Комплимент»).
Основанная часть. 
Учитель. Мы с вами продолжаем изучать одну из важнейших тем школьного курса химии  «ПЗХЭ и ПСХЭ». Сегодня  на  уроке нам необходимо еще раз отработать навыки в составлении электронных формул атомов, научится составлять электронные формулы атомав побочных подгрупп, а также  характеризовать химический элемент с точки зрения строения атома и его положения в ПСХЭ.
Блок заданий  № 1. (время работы 10 минут)
Задание 1. (Индивидуальное задание для 2-х человек, выполняется у доски).
   А) Первый слог – предлог известный.      Б) Какой химический элемент 
        Слог второй трудней найти:                      состоит из двух животных ?        Часть его составит цифра,                             (Мышьяк).
        К ней добавьте букву  Й.
        Чтобы целое назвать, 
        Нужно вам металл назвать.
            (Натрий).  
Задание 2. (Задание выполняется в парах – 2 пары учащихся – за партами, а затем переносится на доску). Отгадав метаграмму и шуточную загадку, необходимо дать характеристику одному из химических элементов по прилагающемуся плану.
Метаграмма.
Два элемента химических
В мегаграмме я вам загадал:
С Х – элемент металлический,
Ну а с Б – я уже неметалл.
Шуточная загадка.
В состав этих двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
(Хром и бром).
Задание 3. (Задание выполняется учащимися в группах). Работая в группе, необходимо ответить на вопросы. Каждый должен ответить на 2 вопроса. За каждый правильный ответ -1 балл, за дополнение – 0,5 балла. В конце работы подсчитайте количество баллов и проставьте их напротив каждой из фамилии в маршрутном листе.
Вопросы: 1. Современная формулировка периодического закона химических элементов.
                            2. Что общего в строении атомов всех химических элементов ?                            3. Что общего в строении атомов  химических элементов расположенных в одном и том же периоде ?                            4. Что общего в строении атомов химических элементов расположенных в одной подгруппе?
                 5. Как определить предельное число электронов на одном энергетическом уровне ?                 6. Как определить предельное число электронов на s-, p-, d-, f – подуровнях ?                                   7. Чем отличается ядерная реакция от химической ?                                   8. Что такое изотоп ?                                   9. Что такое химический элемент с точки зрения строения атома ?                                  10. Что показывает порядковый номер химического элемента ?                                  11. Что показывает номер периода, в котором расположен химический элемент ? 
                                  12. Что показывает номер группы, в которой расположен химический элемент ?Блок заданий  № 2. (время работы 10 минут)
Задание 1. У доски озвучивается задание 1 из первого блока. После ответа у доски ученики из класса задают им дополнительные вопросы.
Задание 2. У доски выполняется задание из первого блока.
Задание 3. (Задание выполняется учащимися в группах, ученики, работавшие до этого у доски, исполняют роль консультантов). Составить электронные формулы атомов. 
( 1-я группа: P, Ca, Ar, C;        3-я группа: N, S, Mg, Ga;
    2-я  группа: K, Cl, Kr, F;        4-я группа: O, Ge, Ne, Al.)
  Блок заданий  № 3. (время работы 10 минут)
Задание 1. У доски озвучивается задание 2 из второго блока. После ответа у доски ученикам  задаются  дополнительные вопросы.
Что такое s, p, d, f- элементы ?Чем отличается строение атома металла от неметалла ?Что такое валентные электроны ?В чем причина периодичности изменения свойств элементов ?Учитель. (на примере ванадия и технеция объяснить заполнение орбиталей элементов побочных подгрупп).
Задание. Два  ученика у доски записывают строение атомов и составляют электронные конфигурации элементов Fe и Y. Остальные учащиеся работают в тетрадях.
(Ученики подводят итоги, подсчитывая баллы за урок, учитель формирует группы для второго урока – вариант С-1 группа, вариант В – 3 группы, вариант А – 1 группа).
Работа ведется в группах и в парах по дифференцированным заданиям. Время работы 10 минут.
Уровень А 
Работая в паре, выполните 3 задания, затем  самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов. 
1-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от остальных по  
                                 положению в периодической системе химических элементов. Например, среди элементов N, As, P , V
                                 лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а остальные в главной.
                                  А)  H, He, Ne, Ar.                                      Б) H, Li, Be, B.
               Задание2. Найдите лишний элемент и объясните, чем он отличается от других.
126 Э,           14 6Э,            12 5Э,          13 6 Э.
            Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены ниже, 
                                находятся в 3-м периоде.  
                                          А) +5  2) 3)
                                          Б) +13 2) 8) 3)
                                          В) +17 2) 8) 7)
                                          Г) +20 2) 8) 8) 2)
2-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от остальных по  
                                 положению в периодической системе химических элементов. Например, среди элементов N, As, P , V
                                 лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а остальные в главной.
                                  А) S, Te, Mo, Se.                                      Б) Ca, Mg, Si, Na.
               Задание2. Найдите среди химических элементов такой, у которого относительная атомная масса равна 23 и ядро 
                                содержит 11 протонов.
5123 V,           11 5B,            23 11Na,          24 12 Mg.
               Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены ниже, 
                                находятся в главной подгруппе IIгруппы.  
                                          А) +2  2) 
                                          Б) +4 2) 2) 
                                          В) +10 2) 8) 
                                          Г) +20 2) 8) 8) 2)
3-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от остальных по  
                                 положению в периодической системе химических элементов. Например, среди элементов N, As, P , V
                                 лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а остальные в главной.
                                  А) Fe, Co, Ni, Ar .                                      Б) F, Cl, Mn, Br.
               Задание2. Найдите лишний элемент и объясните, чем он отличается от других.
189 F,           40 20Ca,            91 40Zr,          40 18 Ar.
               Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены ниже, 
                                находятся в 2-м периоде.  
                                          А) +5  2) 3)
                                          Б) +13 2) 8) 3)
                                          В) +7 2) 5)
                                          Г) +10 2) 8)
Индивидуальные вопросы: 1. Что называется периодом? Как изменяются свойства химических элементов в периоде?
                                        2. Что называется группой, подгруппой? Как изменяются свойства химических элементов в 
                                            главных подгруппах?  
                                        3. Что называется химическим элементом, изотопом?
                                        4. Из каких частиц состоят атомы?
                                               5. Что такое энергетический уровень?
                                               6. Что называется орбиталью, виды орбиталей.   
Уровень В 
Работая в группе в течении 10 минут, вставьте пропущенные слова в текст.
Задание: работая в группе, внимательно прочитайте текст, впишите пропущенные                слова, формулы. 
1. Структура периодической системы химических элементов.
В настоящее время известно _________ химических элементов. Из них около _____ проявляют металлические  __________, а около  _______ - проявляют ________ свойства. В каждой клеточке  периодической системы приведены: название элемента, ________, _________. Относительные атомные массы многих элементов взяты в квадратные скобки потому, что ______________________________________________________________.
Названия и химические знаки некоторых элементов также взяты в скобки, так как _________________________________________________________________________.
За пределы периодической системы вынесено _____ химических элементов. Это элементы № ____ - ____ , образующие семейство __________________ , и элементы № ____ - ____ , относящиеся к  семейству __________________ . С учетом строения атомов, эти элементы относятся к ___ - ________________ , так как заполнение электронами в атоме происходит ______________________________ . 
Периодическая система состоит из ________ периодов, в т.ч. ________ малых и ____ __________ . Последний период называют также _______________ , поскольку ______________________________. 
Номер периода, в котором находится элемент, указывает на число _________ __________ в ______ этого химического элемента.
Периодическая  система разделена на _______ групп. Это число также не случайно. Оно определяется _______________________________________________________________.
Каждая группа элементов подразделяется на _______________ и __________________ __________.
В состав главных подгрупп входят элементы, __________________________________________________________________________.
В состав побочных подгрупп входят элементы, __________________________________________________________________________.
2. Строение атома.
Согласно исследованиям  в атоме можно выделить _________ и движущиеся вокруг него ___________ . Э. Резерфорд показал, что атом имеет __________ заряд. 
В ходе дальнейших исследований установили, что ядро состоит из __________, имеющих _______ заряд, и _________, имеющих _________________ заряд. Сумма этих элементарных частиц соответствует _____________ ___________ ___________ химического элемента.
3. Состояние электрона в атоме.
Электрон – это элементарная частица, имеющая ____________ заряд. 
Особенностью движения электрона вокруг ядра является то, что оно не имеет определенной траектории, моделью его движения является «________ _______» или __________. ____________ различаются не только размером , но и формой. Различают  _, _, _, и _ - электронные облака.  Совокупность орбиталей одной формы называют ______________ _____________ . Орбитали с близким значением энергии составляют __________ ___________. 
 
Уровень С.
Внимательно прочитайте текст и составьте схемы строения и электронные конфигурации следующих химических элементов с порядковыми номерами 44, 46, 59.
Блок заданий № 1. Задание 2. Отгадав мегаграмму и шуточную загадку, необходимо дать характеристику одному из химических элементов по прилагающемуся плану.
Мегаграмма.
                                        Два элемента химических
В мегаграмме я вам загадал:
  С Х – элемент металлический, 
                                       Ну а с Б – я уже неметалл. 
Шуточная загадка.
В состав этих двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
Блок заданий № 1. Задание 2. Отгадав мегаграмму и шуточную загадку, необходимо дать характеристику одному из химических элементов по прилагающемуся плану.
Мегаграмма.
                                        Два элемента химических
В мегаграмме я вам загадал:
  С Х – элемент металлический, 
                                       Ну а с Б – я уже неметалл. 
Шуточная загадка.
В состав этих двух химических элементов входит напиток морских пиратов.
Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов. 
1-я группа: P, Ca, Ar, C.
       Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов. 
2-я  группа: K, Cl, Kr, F.
Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов. 
3-я группа: N, S, Mg, Ga.       Блок заданий 2. Задание 3. (Работа в группе на отдельном листе, лист здать консультанту). Составить электронные формулы атомов. 
4-я группа: O, Ge, Ne, Al.
Уровень А 
Работая в паре, выполните 3 задания, затем  самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов. 
1-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от  
                                  остальных по  положению в периодической системе химических элементов. Например,
                                  среди элементов N, As, P , V лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, 
                                  а остальные в главной.
                                  А)  H, He, Ne, Ar.                                      Б) H, Li, Be, B.
               Задание2. Найдите лишний элемент и объясните, чем он отличается от других.
126 Э,           14 6Э,            12 5Э,          13 6 Э.
               Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены
                                 ниже,  находятся в 3-м периоде.  
                                          А) +5  2) 3)
                                          Б) +13 2) 8) 3)
                                          В) +17 2) 8) 7)
                                          Г) +20 2) 8) 8) 2)
Уровень А 
Работая в паре, выполните 3 задания, затем  самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов. 
2-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от  
                                 остальных по  положению в периодической системе химических элементов. Например, 
                                 среди элементов N, As, P , V лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, 
                                 а остальные в главной.
                                  А) S, Te, Mo, Se.                                      Б) Ca, Mg, Si, Na.
               Задание2. Найдите среди химических элементов такой, у которого относительная атомная масса 
                                 равна 23 и ядро содержит 11 протонов.
5123 V,           11 5B,            23 11Na,          24 12 Mg.
               Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены 
                                  ниже  находятся в главной подгруппе II группы.  
                                          А) +2  2) 
                                          Б) +4 2) 2) 
                                          В) +10 2) 8) 
                                          Г) +20 2) 8) 8) 2)
Уровень А 
Работая в паре, выполните 3 задания, затем  самостоятельно подготовьте ответ на вопрос по одному из билетов. 
3-я пара. Задание1. Найдите в каждом ряду один из химических элементов, который отличается от 
                                 остальных по положению в периодической системе химических элементов. Например, среди  
                                 элементов N, As, P , V лишним является V, т.к. он расположен в побочной подгруппе, а 
                                 остальные в главной.
                                  А) Fe, Co, Ni, Ar .                                      Б) F, Cl, Mn, Br.
               Задание2. . Найдите среди химических элементов такой, у которого относительная атомная масса 
                                 равна 40  и ядро содержит 18 протонов.
189 F,           40 20Ca,            91 40Zr,          40 18 Ar.
               Задание3. Определите, какие химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены 
                                 ниже, находятся в 2-м периоде.  
                                          А) +5  2) 3)
                                          Б) +13 2) 8) 3)
                                          В) +7 2) 5)
                                          Г) +10 2) 8)
Индивидуальные вопросы: 1. Что называется периодом? Как изменяются свойства химических элементов в  
                                                  периоде?
                                        2. Что называется группой, подгруппой? Как изменяются свойства химических 
                                            элементов в главных подгруппах?  
                                        3. Что называется химическим элементом, изотопом?
                                        4. Из каких частиц состоят атомы?
                                               5. Что такое энергетический уровень?
                                               6. Что называется орбиталью, виды орбиталей.