Анализ рассказа К.Паустовского Ручьи, где плещется форель.


Рецензия на рассказ К. Паустовского
«Ручьи ,где плещется форель».
Рассказ написан в 1939 году, входит в цикл о музыкантах.
Художественное пространство рассказа - географическое место (Германия): (под копытами коня маршала осталась вся Европа), маленький городок-гостиница-уединенный дом лесничего. От огромного пространства автор привел читателя к некой точке, от которой начинается рассказ, но потом он снова возвращает нас к бесконечности (бесконечность – точка - бесконечность). У героя было бурное прошлое ( он разделял с солдатами тяжесть войны, « он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений», не знал, «чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни») , прекрасное настоящее, какое же будущее?
Всеобщая неподвижность городка действует и на героя, для которого остановилось мгновение в домике старого лесничего: в его сердце зарождается «короткая любовь», наступает очищение души, жизнь стала похожей на музыку.
Яркий, красочный зимний пейзаж рассказа:
- это эмоциональный фон;
- композиционная рамка, в которую вставлены события;
- время года - зима - символ чистоты (об этом говорят детали: чистый снег, белоснежный платок тапера), но зима – это и холод. На этом фоне любовь растопила лед в сердце маршала. Красота пейзажа играет и эстетическую роль: как красивы «земля, кованная из серебра, блестящая струя ручья, черный плющ, старающийся согреть «живительные соки» буков». Эта красота природы увидена маршалом именно тогда, когда в его сердце зарождается любовь. Гармония в природе рождает гармонию в душе героя. Слово «ручей» в повествовании многозначно: 1- это символ водоворота жизни посреди природы; 2- зимние ручьи, в которых плещется форель; 3- осенний ручей, который кружил в водоворотах темную листву.
Сквозные образы рассказа : свет и музыка. Свет - это звезды, которые мерцают в небе « среди всеобщей неподвижности», огонь в камине (маршалу кажется, что огонь в камине звенит), свет свечей в доме Марии Черни . Любовь в изображении автора тоже свет (« звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах Марии Черни»). В конце рассказа, когда наполеоновские жандармы приходят арестовать маршала, появляется образ факела, который не горит, а источает дым. Как бы говоря нам, что история любви закончена, но она осталась в памяти Баумвейса, простого музыканта, ставшего ее невольным очевидцем.
Через весь рассказ проходит и образ музыки. Вначале она слышна в топоте копыт, ее божественные звуки не нарушают тишину ночи ,музыку тишины. Далее появляется носитель музыки - простой тапер Баумвейс ( фамилия которого в переводе означает чистое дерево); под его руками поет рояль, душа героя, огонь в камине). Маршал слушает звуки рояля, и ему кажется, «что вокруг города звучат глубокие и легкие снега, поет зима, поют все ветви буков, тяжелые от снега». Герой чувствует гармонию музыки, которая пробуждает в его душе «музыку» любви. Эта музыка любви зарождается в сердце маршала неожиданно; наступает момент борьбы: с одной стороны, долг солдата, с другой- свобода выбора. В этом и заключается внутренний конфликт рассказа.
Маршал, проснувшись от забвения собственной жизни, делает свой выбор: в нем побеждает сила любви. Поэтому К. Паустовский утверждает, что любовь вечна, она одержала победу, она созидающая сила, основа бессмертия души.