Казахские головные уборы урок по технологии 7 класс
Л.В. Кириенко
Учитель технологии 1категории
КГУ СШ им. Н. Островского
с. Бородулиха ВКО
Тема урока: Казахские головные уборы.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с многообразием казахских головных уборов. Научить учащихся пошиву тюбетейки.
Развивающая: развивать аккуратность, точность, при выполнении задания.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, уважение к культуре казахского народа, патриотизм, духовное обогащение.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность: иллюстрации казахских головных уборов, образцы изделий.
Оборудование: ткань, иглы, нитки, сантиметровая лента, ножницы, бисер, тесьма.
Межпредметные связи: ИЗО, литература, казахский язык.
Эпиграф: «Только в сравнении с прошлым живет настоящее.»Олжас Сулейменов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка присутствующих и отсутствующих уч-ся.
Проверка готовности к уроку.
2.Теоретическая часть урока.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Казахский народный костюм, в котором отражены наши эстетические вкусы народа, образ жизни в прошлом, социальные отношения, имеет ярко выраженное своеобразие. Для него характерны общность для всех слоев населения, правда, с определенной возрастной « регламентацией» сохранение много вековых традиций, восходящих, в частности к тюрко-кипчакскому пласту. Это композиция костюма его детали: окаймление нашивками, украшение детских и девичьих головных уборов перьями филина- оберегами от дурного глаза, болезней.
В целом казахская национальная одежда отличается простотой. Нарядность ей придают отделка мехом, аппликация, вышивка, широкое использование все возможных украшений. У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.
С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.
Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Также, существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.
Ученица: Интересное описание мужского костюма есть у Абая Кунанбаева:
«Вот как бы выглядеть я мог назад сто лет
Я в шубе на меху, чекмен поверх надет,
На теле белая рубашка, шаровары
Из прочной кожи- стужи словно нет
Теплы из войлока верблюжьего чулки,
И к верху загнуты на сапогах носки.
К ремню пришитая в нашлепках медных сумка,
Они блестят и звонки и ярки.
На голове башлык, что крепким узелком
Скреплён со скроенным из шкурок тымакомЕщё застёжка есть из таволги на нитке,
Прижатая широким ремешком.
Стремён калмыцких чернь, высокий передок.
Седла, укреплена тренога у торок.
И медью убрана подушка красной кожи.
Вот так на сборищах я красоваться б мог».
Ученица:
У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть времени проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети. Для пошива головных уборов использовали различные материалы- кожу, мех домашних и диких животных, войлок, залеш, каракуль.
По головному убору различали положение человека в обществе. У знатных людей шапки были из дорогой кожи и тканей, у бедных – попроще. По головному убору, не видя женщину, можно было определить, принадлежит ли он девушке, молодой или пожилой женщине. Рассмотрим некоторые виды головного убора казахского народа.
Сообщения учащихся о казахских головных уборах.
Женские головные уборы:
Девичья такия.
Такию шили из дорогих материалов. По цвету такия должна сочетаться с камзолом. По форме она выше тюбетейки; объемнее. Такию украшали орнаментом из шитой золотом или серебром тесьмы, бисером, бусинами. Сверху головной убор украшался пучком перьев филина, который играл роль оберега.
Девичий борик.
Тёплая шапка с меховой опушкой, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей.
Саукеле.
Красивым, оригинальным был свадебный головной убор девушек- саукеле. Это высокая конусовидная шапка ( около 70 см), отороченная дорогим мехом и украшенная серебряными иногда золотыми, фигурными бляшками, драгоценными камнями, с височными подвесками из нитей кораллов и жемчуга, которые называются жактыма.
Не менее важная часть саукеле- желек, сшитый из легкой воздушной ткани. Он напоминает фату. Его закрепляли наверху саукеле. Наверху саукеле возвышались перья филина – оберег. Сукеле для богатой невесты готовили в течение года, стоимость его доходила до 2-3 тысяч рублей серебром( стоимость приблизительно 100 коней). Аналогичный русский венец готовили год в монастырях, эти головные уборы передавали по наследству как капитал семьи. Саукеле невеста могла одевать одевать по праздникам до рождения первенца.
Саукеле –это наследие, передаваемое из поколения в поколение, своеобразный символ, представляющий новый этап в жизни женщины казашки. Видоизменившись, саукеле и сейчас не уходит из гардероба невест, достойно заменяя венок и фату. Свадебный головной убор носили некоторое время после замужества.
Касаба.
Красивый женский головной убор, напоминающий по форме тюбетейку, но объемнее её. Верх её слегка конусообразен. Касаба считалась головным убором красавиц. Касабу надо кроить и шить цельно. В противном случае касаба теряет привлекательность.
Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы и т. д. справа к височной части шапки прикреплялись из пяти – шести бусинок, но более длинные подвески, завершенные серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали ещё и перья. В соответствии с её украшениями для комплекта костюма делали ожерелье, серьги, браслеты, кольца, украшения для кос.
Кимешек.
Женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым- из тонкого белого шелка. Кимишек покрывал голову, шею, грудь и спину. Часть кимешека, покрывающую грудь и спину, называют кундук. Лицевую сторону кимешека, которую носили молодые женщины, украшали вышивкой, золотом, серебром, драгоценными камнями. В каждом регионе Казахстана имеются свои особенности кимешека, которые выражаются в их покрое, форме, вышивке и т. д.
Мужские головные уборы:
Тюбетейка
Носили всегда, даже в юрте или под зимней шапкой. Голову брили налысо. Такия по форме круглая, с невысоким околышем, макушка плоская или клинообразная. Украшалась скромной вышивкой, цветной строчкой, аппликацией. . 3. Тумак( тұмак) –зимняя шапка, состоит из тульи и 4 лопастей, которые закрывают лоб, уши и шею. Идеально защищала кочевой народ от ветра и мороза. Обшивалась лисьим мехом, а сверху- бархатом. 4. Калпак (қалпақ)- удлинённая шапка из войлока, простой формы. 5. Аккалпак (аққалпақ)- высокая шапка из белого войлока. 6. Аиркалпак (аырқалпақ)- высокая с загнутыми вверх полями и с разрезами. Очень характерный и оригинальный головной убор.
Борик.
Очень красивый головной убор мужчин. Носят весной и осенью, легкий и теплый. Шьют из дорогой кожи и меха. Казахи дают название каждому виду борика в зависимости от материала, из которого он сшит: борик из куницы, борик из бобра или нутрии, соболя или выдры.
Калпак.
Мужской головной убор, самый древний из войлочных головных уборов. В настоящее время его шьют из плотного драпа.
Различают два вида калпаков – белый калпак ( ак калпак ). Поля белого колпака цельные и закруглённые. Шьют из белого войлока.
Айыр калпак имеет поля с двух сторон разделённые надвое ( по-казахски, «айыру» - разделить). В настоящее время пользуется большой популярностью.
Тымак . Наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Тымак был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею. Тымак состоит из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Лопасти шапки обшивались пушистым мехом.
3. Практическая часть урока.
«Пошив тюбетейки с цельновыкроенной верхней частью».
Этот вид головного убора с глубокой древности до сегодняшнего дня не потерял своей популярности. Шили тюбетейки вручную из различных тканей- плотных, х\б и дорогих: бархата, шелка, сукна. Детали их на матерчатой подкладке, простёганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейки твёрдость. Нередко в околыш или верхушку между верхом и подкладкой закладывали картон или плотную бумагу. Украшались тюбетейки вышивкой, узорной строчкой.
Необходимые материалы:
Ткань для верха- шерстяная, вельвет, велюр, бархат и.т.д.; для подкладки- однотонная х\б, саржа; нитки- х\б, шелковые; бисер и тесьма.
Повторение ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Последовательность изготовления.
1.Сантиметровой лентой снять мерки головы.
2. Из картона изготовить необходимые шаблоны и, вложив их на изнаночную сторону ткани (с учетом направления долевой нити), обвести мелом, оставляя припуски на швы 0,5-0,7 см и вырезать.
3. Декорирование тюбетейки. Верхнюю часть и околыш тюбетейки можно простегать, вышить или сделать аппликацию. Вышивку лучше всего выполнять тамбурным швом.
4. Донышко сгибают вдвое лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, и стачивают шириной шва о,5-0.7 см. Шов разутюживают. У макушки излишки ткани срезают.
5. Донышко подклада вкладывают в донышко основной детали изнаночными сторонами внутрь, скрепляют булавками и сшивают ручными стежками.
6. Готовое дно тюбетейки вкладывают лицевыми сторонами внутрь. Срезы донышка и околышка уравнивают между собой, складывают и обтачивают шириной шва 0.7-1 см, не захватывая срез подклада донышка. Булавки и нитки сметывания удаляют, шов заутюживают в сторону донышка.
7. Срез подклада донышка подгибают в сторону изнанки, накладывают на околышек так, чтобы сгиб подклада донышка на 1-2 см закрывал шов обтачивания донышка и околыша. Приметывают и подшивают ручными потайными стежками.
8. Нитки примётывания удаляют, готовую тюбетейку по необходимости утюжат.
4. Итог урока.
А) Самоанализ деятельности учащихся.
Б) Выставление оценок.
В) Домашнее задание.
Г) Уборка рабочих мест.