Урок литературы для 8 класса «Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
«Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Афонина Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, г. Бирск, Башкортостан
Предмет (направленность): литература
Возраст детей: 8 класс
Место проведения: класс.
Цели
Учебные:
понимание ключевых проблем изучаемого произведения;
умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
формулирование собственного отношения к проблематике и героям произведения;
Метапредметные:
Коммуникативные УУД
Умение осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
Умение создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
Познавательные УУД
умение понимать проблему,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,
формулировать выводы;
умение работать с разными источниками информации, находить ее и анализировать;
умение строить схемы;
Регулятивные УУД
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение самостоятельно определять цели своей работы;
Воспитательные:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства уважения, внимательного отношения к окружающим;
воспитание внимательного и ценностного отношения к художественному слову.
Тип урока: анализ произведения (В.Голубков), урок изучения художественного произведения (Кудряшёв)
Форма урока: урок-беседа
Оборудование: мультимедиапроектор, схема, учебник, презентация
Материнское сердце в детях, а детское - в камне.
Народная пословица
I. Организационное начало.
Добрый день, ребята. На улице кружится и медленно падает снег. Давайте и мы с вами побудем снежинками. Лёгкие красивые нежные снежинки-девочки неслышно опускаются на свои стульчики, а за ними большие сильные снежинки-мальчики быстро и тихо присаживаются рядом. Молодцы! Все готовы. Давайте начнём наш разговор.
II. Мотивация (эмоциональная)
* * *
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Всё кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
5 января 1900 Блок
Однажды в такую же осень К.Г.Паустовский приехал работать в одну деревню под Рязанью. Был октябрь. Писатель с удовольствием бродил по окрестностям, замечая малейшие приметы осени и размышляя о своих будущих произведениях. Вот что он писал потом в книге «Золотая роза»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.»
Ощущения тех осенних дней вылились на бумагу в печальном, трогательном рассказе «Телеграмма». А назвала я наш урок «Невозможно вернуться назад». О чём мы будем говорить? (о том, что нужно всё делать вовремя)
III. Актуализация и фиксация (этап всесторонней проверки знаний)
- Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное. Когда стряслась беда. Когда у человека радость.)
– А сколько было телеграмм послано в рассказе?
– Куда, кому и кем они были отправлены?
Содержание обеих телеграмм на слайде 2,3
1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.
2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.
IV. Постановка проблемы (этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала)
– Какую телеграмму имел в виду автор, так называя свой рассказ? (ответим в конце урока)
– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти.
- Т.е. от матери к дочери и от дочери к матери. Исходя из этого, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).
- Насколько важен этот вопрос в современной жизни?
- Часто ли вы задаётесь вопросом, что главное в отношениях между родителями и детьми? Жалели ли вы когда-нибудь о чём-то, что не успели сделать или сказать?
- Об этом размышляет и Паустовский в своём рассказе. Какова будет цель нашего урока? (на примере рассказа «Телеграмма» понять, на чём должны основываться отношения между родителями и детьми)
- Вы правы. Я думаю, понять это – важно каждому из нас. В продолжение урока мы будем заполнять схему, которая поможет нам понять суть отношений между родителями и детьми и сделать выводы в конце урока.
V. Поиск путей решения поставленной проблемы (этап усвоения новых знаний)
- Кто герои рассказа? О ком рассказывает писатель в начале рассказа?
- Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?
– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? (Описание пейзажа, интерьера.)
Чтение картины осеннего пейзажа. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”)
-Назовите ключевые слова пейзажа, рисующие картину холодной осени (холодный, ненастный, почернели, тучи, дождь)
-Какое настроение вызывает пейзаж? (печальное)
-Как это настроение помогает понять состояние Катерины Петровны?
-Какая яркая деталь не вписывается в общий тон? (подсолнечник)
-Почему подсолнечник?
Слово учителя:
В китайской символике означает долгожительство.
Подсолнечник- м. подсолнух южн. растен. солнечник (Даль)
Поклонение, безрассудная страсть, выражаемая в рабском следовании за Солнцем. Постоянно меняющееся положение символизирует ненадежность и ложное богатство.(Ожегов)
- Какое из этих значений помогает понять образ Катерины Петровны?
- Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и .”.
Вывод: В начале рассказа с помощью пейзажа задаётся тон. Пейзаж печален, когда печален человек
- Читаем второй абзац. Назовите цвета интерьера (пожелтевший, сумрачный, серый, тусклый.)
- Какой предмет помогал Катерине Петровне переживать длинные ночи? (керосиновый ночник)
- Расскажите о своих ассоциациях с этим предметом? (огонь, тепло, жизнь, трепет, волнение, маяк, одиночество)
– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально. Найдите слова, характеризующие Катерину Петровну (слаба, слепа, сгорбленная, малень
·кая, шепчет, тихонько плачет, шла медленно, ощупью)
- Какое «горе горькое» терзает эту маленькую тихую женщину? Докажите текстуально. (думала о ней все дни, перебирала пухлые бумажки, от денег пахло Настиными духами)
– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? ( Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль)
– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет? В какой пейзажной зарисовке об этом говорится? (сад и клён)
- Найдите ключевые слова, передающие угасание надежды (позабытые звёзды, клён облетевший, озябший, ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи)
- Что поняла Катерина Петровна после этой прогулки? (дни сочтены, дочь не приедет)
- На какой отчаянный поступок решается героиня? (пишет письмо)
Чтение письма учителем (музыка, слайд 4)
– Что вас затронуло в этом письме? (О смерти она сказала очень просто и думает она о саде)
Вывод: Что нужно было матери, чтобы счастливой прожить свои последние дни? (внимание, участие)
- Много ли она хотела? Кто мог сделать её счастливой?
– Расскажите, пожалуйста, о дочери.
- Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы? (Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы)
– Перечитаем портрет Насти.
- Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?(слайд 5)
Слово учителя: СОЛЬВЕЙГ (норв. Solveig) героиня драматической поэмы Генрика(Хенрик) Иогана Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
- Могла ли Настя устроить праздник?
- Но какую деталь внешности Насти подчёркивает автор? ( Холодные глаза) (Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным).
- Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала? (Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.)
– А когда получила телеграмму? Найдите глагол, рисующий её состояние. (Нахмурилась)
- Почему? (Неприятное известие. Это нарушило её планы.)
- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)
– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?
- Почему Настя, помогая безвестному художнику, забывает о матери? Она бездушная? Чёрствая? (такова жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна).
Лексико-семантическая работа
- В психологии есть такое понятие КАТАРСИС (от греческого katarsis – очищение) – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное трагедией, страданием. Такое же очищение через страдание проходит и Настя
- С чего оно началось? («Взгляд Гоголя в мастерской скульптора Тимофеева, укоризненный и честный, сверлил её».)
– Почему именно Гоголь? (Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.)
- О чём говорил взгляд сатирика? (“А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”)
– Что стоит за этим “эх ты!”? (Презрение, укоризна.)
- Что мы понимаем о Насте вместе с автором и Гоголем? (И автор, и великий сатирик, и мы видим Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная.)
– Очерствела ли душа Насти до конца? (Душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)
Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег”.до «лишь бы ты простила»
- Успела Настя попросить прощения у матери? (Нет. Мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)
Чтение эпилога учителем
– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.
- Почему Настя плакала? (слезы боли и раскаяния, холод души растоплен)
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Исчез ли камень, о котором гласит русская пословица, с сердца Насти?
Слово учителя: Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой» - говорит Тихон Манюшке.
- Кто это пустелга? (Пустельга
· - 1) птица, которая живет в пустынных местах 2) "пустой человек", )
- Что значит пустой человек? (недобрый, невнимательный, чёрствый)
- Только ли к Манюшке обращены эти слова?
- Может ли Настя что-то исправить? Что чувствует Настя? (Холодная комната, тяжесть в душе, чувство непоправимой вины)
- В чём она сейчас нуждалась? (в прощении, заботе)
- Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? (Мать)
- Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.)
VI. Этап вывода (выхода из проблемы)
- Сделайте вывод. Всегда ли те, кто нам по-настоящему нужен, будут рядом с нами? О чём мы должны помнить? О чём предупреждает нас Паустовский, рассказывая историю Насти и её мамы?
Вывод: Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно не успеть и не сказать ему о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.
У поэта Н.Новикова есть такие стихи:
Никогда ничего не вернуть,Как на солнце не вытравить пятна,И, в обратный отправившись путь,Всё равно не вернёшься обратно.Эта истина очень проста,И она, точно смерть, непреложна,Можно в те же вернуться места,Но вернуться назадНевозможно
- Так почему рассказ называется «Телеграмма»?
- Кому адресована?
- О чём она?
VI. Рефлексия (слайд 6)
- Обратимся к схеме. На чём должны строиться отношения между родителями и детьми? (на любви, заботе, уважении, ответственности)
- Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. Адресуйте её самому себе.
Я понял, что
Я постараюсь
Я задумался о
Мне захотелось
- Почему наш урок называется «Невозможно вернуться назад»?
VII. Домашнее задание и его комментирование (слайд 7)
Сочинение-миниатюра «Невозможно вернуться назад»
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Литература. 8 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях /Авт.-сост. Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]