Программа элективного курса Лингвистический анализ слова (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Чирский Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Чирская СОШ
Приказ от ___________ № ______
________________ Н.А. Куликова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Лингвистический анализ слова»
для 10 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов - 34
Учитель Егорова Ольга Владимировна
Программа разработана на основе
Государственного стандарта общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень)
п. Чирский2015
Пояснительная записка.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовнонравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Русский язык также является основой интеллектуального, духовного и эстетического развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества ХХI века.
Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук.
Статус документа.
Рабочая программа элективного курса «Лингвистический анализ слова» по русскому языку в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
Государственного стандарта общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень),
Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Чирский Советского района Ростовской области
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5- 11 классы (элективные курсы)- Москва, 2012г., «Мнемозина».
Рабочая программа элективного курса по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса, календарно- тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю).
Цель изучения курса- более углубленное изучение возможностей русского языка точно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения. Формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ЕГЭ, что соответствует цели программы по русскому языку: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и ученых- русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволяет сформировать у учащихся 6 класса языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
• осознание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебнонаучной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
• усвоение системы знаний о русском языке;
• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Содержание курса обусловлено реализацией компетентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, ос
новами культуры устной и письменной речи.
Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями ее основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение социальнокультурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национальнокультурным компонентом.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в школе;
- применение обобщенных знаний при лингвистическом анализе слова;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который означает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению:
дидактических – личностноориентированном и деятельностном;
лингводидактическом – сознательном (когнитивнокоммуникативном).
В основе личностно-ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе, лежит следующее:
1. Становление, развитие личности школьника – основная цель образования.
2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем. Ученик – активный субъект учебной деятельности.
3. Учет типологических и индивидуальных особенностей школьника: возраста, интересов, возможностей и потребностей.
В названии сознательно-коммуникативного подхода, его еще называют когнитивнокоммуникативным, подчеркивается его основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сочетается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей.
Согласно принципу сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая деятельность
школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил – обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.
Список научно-методической литературы
для учителя:
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 кл.- Москва: Просвещение, 2001.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 10 классе. –Москва: Просвещение, 2002.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках.- Москва: Просвещение, 1991.
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. Программа курса «Русский язык» 5-11 классы к учебникам под редакцией
Е.А. Быстровой для общеобразовательных учреждений.-Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2012.
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов по русскому языку. –Москва: Дрофа, 2004.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы.- Москва: Айрис-пресс, 2007.
Косивцова Л.И. Русский язык и литература. Предметные недели в школе.- Волгоград: Учитель, 2003.
Малюшкин А.Б.Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы.- Москва: Творческий центр, 2010.
Тельпуховская Ю.Н. Русский язык в определениях, таблицах и схемах.- Харьков: Ранок, 2005.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 10- 11 классы (Стандарты второго поколения).-Москва: Просвещение, 2011.
для учащихся:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/пНаименование разделов Кол-во часов Планируемые результаты Элементы содержания разделов Система оценки Дата проведения
1 Введение. 5 Понимать, что русский язык – развивающееся явление, иметь представление о роли родного языка в жизни человека и общества, об исторических изменениях в языке.
Уметь:
— использовать в речи формулы русского речевого этикета;
— принимать участие в диалоге в условиях межкультурной коммуникации, соблюдать правила речевого поведения. Роль родного языка в жизни человека. 2 Лексика. 10 Знать определения:
-паронимы;
-исконно русские и заимствованные слова;
-архаизмы, историзмы, неологизмы;
-общеупотребительные слова и диалектизмы;
- термины, профессионализмы, жаргонизмы;
-стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Уметь:
— находить и определять значение устаревших слов в художественных произведениях; подбирать синонимы к архаизмам;
— находить неологизмы, появившиеся в связи с развитием общества, техники, науки, искусства.
Слово и его значения.
Паронимы.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов.
Словари иностранных слов.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. 3 Фразеология
6 Знать:
-что такое фразеологизмы;
-как возникают фразеологизмы;
-стилистические свойства фразеологизмов.
Уметь:
— толковать значение фразеологизмов;
— употреблять в речи фразеологические обороты, учитывая стиль речи;
— подбирать к фразеологизмам синонимы, антонимы.
— распознавать единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять их значение с помощью словарей;
— употреблять в речи пословицы и поговорки. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа.
Фразеологические словари.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. 4 Культура речи. 13 Знать:
- нормы русского литературного языка.
Уметь:
-правильно произносить слова,
- находить ошибки в речи,
Культура речи.
Нормы русского литературного языка.
Орфоэпический словарь. Проектные работы. Календарно-тематическое планирование.
№
п/пТема урока Кол-во часов Дата проведения Основные виды учебной деятельности
ВВЕДЕНИЕ- 5 часов.
1. Знакомство с курсом. 1 Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества.
Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.
2. Роль родного языка в жизни человека. 1 3 Известные ученые- лингвисты. 1 4-5 Словари. 2 Лексика- 10 часов.
6- 7 Происхождение лексики русского языка. 2 Группировать слова по тематическим группам.
Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и
стилистической окраски.
Проводить лексический анализ слова.
Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.
Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности.
8- 9 Общеупотребительные слова и слова, ограниченные в употреблении.
2 10- 11 Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
2 12- 13 Устаревшие слова в художественных произведениях. 2 14- 15 Стилистические свойства фразеологизмов. 2 Фразеология- 6
2
16 Фразеологизмы в произведениях устного народного творчества. 1 Осознавать основные понятия фразеологии.
Опознавать фразеологические обороты по их признакам.
Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи.
17 Трудности в понимании фразеологизмов.
1 18 Синонимичные фразеологизмы. 1 19 Фразеологический словарь. 1 20. Фразеологизмы в творчестве писателей. 1 21 Создание своего фразеологического словаря. 1 Культура речи- 13 часов.
22- 23 Нормы произношения слов. 2 Осознавать основные нормы русского литературного языка.
Различать пласты лексики языка.
Находить и исправлять ошибки в речи.
Выполнять лексический разбор слов.
24- 25 Работа с орфоэпическим словарем. 2 26-27 Программа «Сохраним русский язык»
2 28- 29 Лексико- орфографическая работа. 2 30- 31 Лексический разбор. 2 32- 33 Защита проектных работ. 2 34 Подведем итоги. 1 Список учебно-наглядных пособий по русскому языку.
Учебный предмет Наименование пособия Кол-во
Русский язык DVD - диски 3
Русский язык. Весь школьный курс! 1
Грамотей для дома. Для школьников и абитуриентов, студентов, педагогов и взрослых, желающих повысить грамотность. 1
Фраза. Вся школьная программа 1-9 класс + подготовка в ВУЗ. 1
№ таблицы Наглядные пособия по русскому языку.
Орфография. 5 – 11 классы. 15
1 Знаки препинания при обращении. 1
2 Обобщающие слова при однородных членах. 1
3 Двоеточие в бессоюзном предложении.
Запятая при однородных членах. 1
4 Тире в бессоюзном сложном предложении. 1
5 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания при однородных членах. 1
6 Падежные окончания разносклоняемых существительных на-МЯ. 1
7 Падежные окончания существительных. 1
8 Безударные личные окончания глаголов. 1
9 Способы образования слов. 1
10 Правописание О – Ё после шипящих и Ц. 1
11 Основные значения приставок ПРЕ-, ПРИ-. 1
12 Буквы Е – И в корнях с чередованием. 1
13 Мягкий знак после шипящих. 1
14 Мини – словарик трудных орфограмм. 1
15 Русский литературный язык и его стили. 1
Наглядные пособия по русскому языку.
Основные правила орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы. 12
1 Склонение имён существительных. 1
2 Спряжение глаголов. 1
3 Гласные в приставках ПРЕ- - ПРИ-. 1
4 Н и НН в суффиксах имён прилагательных. 1
5 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. 1
6 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 1
7 Тире между подлежащим и сказуемым. 1
8 Обособление определений. 1
9 Обособление обстоятельств. 1
10 Знаки препинания в сложносочинённом предложении. 1
11 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. 1
12 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 1
Наглядные пособия по русскому языку.
Русский язык. Союзы и предлоги. 9
1 Понятие о союзе. 1
2 Значения подчинительных и сочинительных союзов. 1
3 Отличие союзов от омонимичных местоимений и наречий. 1
4 Запятая перед союзами в сложном предложении. 1
5 Пунктуация при однородных членах. 1
6 Понятие о предлоге. 1
7 Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов. 1
8 Производные и непроизводные предлоги. 1
9 Употребление предлогов. 1
Наглядные пособия по русскому языку.
Синтаксис. 5 – 11 классы. 19
1 Типы сложных предложений. 1
2 Синтаксический разбор словосочетаний. 1
3 Главные члены предложения. 1
4 Второстепенные члены предложения. 1
5 Синтаксический разбор предложений. 1
6 Слова предложения. Да. Нет. 1
7 Обособление определений. 1
8 Обособление приложений. 1
9 Обособление обстоятельств. 1
10 Обособление дополнений. 1
11 Пунктуация в предложениях с разными видами связи. 1
12 Точка с запятой при однородных членах предложения. 1
13 Вводные предложения и вставные конструкции. 1
14 Вводные слова и словосочетания. 1
15 Диалог. 1
16 Тире ставится между подлежащим и сказуемым. 1
17 Тире не ставится между подлежащим и сказуемым. 1
18 Предложения со сравнительными оборотами. 1
19 Тире в неполном предложении. 1
Раздаточные материалы.
№ схемы Схемы – таблицы по русскому языку.
Орфография и пунктуация. 36
1 Разделы русской орфографии и основные группы правил правописания. 1
2 Правописание морфем. 1
3 Правописание корней с чередованием гласных. 1
4 Правописание приставок. 1
5 Правописание суффиксов имён существительных. 1
6 Правописание некоторых буквосочетаний в именах существительных. 1
7 Правописание суффиксов –к(ий) и –ск(ий) в именах прилагательных. 1
8 Правописание суффиксов глаголов. 1
9 Правописание суффиксов причастий. 1
10 Правописание н и нн в именах прилагательных и причастиях. 1
11 Правописание окончаний –е и –и в именах существительных единственного числа. 1
12 Правописание окончаний глаголов. 1
13 Правописание гласных после шипящих ж, ш, ч, щ. 1
14 Правописание ь и ъ в словах. 1
15 Правописание букв ы и и. 1
16 Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи. 1
17 Образование сложных слов и их написание. 1
18 Различение не и ни. 1
19 Разделы русской пунктуации и основные группы правил. 1
20 Тире между подлежащим и сказуемым. 1
21 Знаки препинания между однородными членами предложения. 1
22 Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. 1
23 Обособление согласованных определений. 1
24 Знаки препинания при обособлении приложений. 1
25 Знаки препинания в предложениях с деепричастиями. 1
26 Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами. 1
27 Знаки препинания в предложениях с союзом как. 1
28 Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными, вставными конструкциями и междометиями. 1
29 Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. 1
30 Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. 1
31 Знаки препинания в предложениях с союзом как. 1
32 Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения. 1
33 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 1
34 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 1
35 Знаки препинания в предложениях с цитатами. 1
36 Знаки препинания и основные случаи их употребления. 1
№ таблицы Схемы - по русскому языку.
Орфография. 5 – 11 классы. 15
8 Безударные личные окончания глаголов. 1
12 Буквы Е – И в корнях с чередованием. 1
3 Двоеточие в бессоюзном предложении.
Запятая при однородных членах. 1
1 Знаки препинания при обращении. 1
5 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания при однородных членах. 1
14 Мини – словарик трудных орфограмм. 1
13 Мягкий знак после шипящих. 1
2 Обобщающие слова при однородных членах. 1
11 Основные значения приставок ПРЕ-, ПРИ-. 1
6 Падежные окончания разносклоняемых существительных на-МЯ. 1
7 Падежные окончания существительных. 1
10 Правописание О – Ё после шипящих и Ц. 1
15 Русский литературный язык и его стили. 1
9 Способы образования слов. 1
4 Тире в бессоюзном сложном предложении. 1
Список словарей
№ п/пНазвание Автор (редактор) Город Издательство Год издания
1. Большой Российский энциклопедический словарь Москва Большая Российская энциклопедия 2005
2. Орфографический словарик П.А. ГрушниковМосква Просвещение 1978
3. Орфографический словарь Д.Н. Ушаков, С. Е. Крючков Москва Просвещение 1974
4. Орфографический словарь П.А. ГрушниковМосква Просвещение 1987
5. Орфографический словарь
русского языка Москва Русский язык 1988
6. Словарь антонимов русского языка М.Р. Львов Москва Русский язык 1985
7. Словарь антонимов русского языка Л.А. Введенская Москва Астрель АСТ 2004
8. Словарь иностранных слов Москва Русский язык 1987
9. Словарь
литературоведческих терминов Л.И. Тимофеев,
С.В. Тураев Москва Просвещение 1974
10. Словарь омонимов русского языка О.С. Ахманова Москва Русский язык 1986
11. Словарь русского языка (толковый) С.И. Ожегов Москва Оникс ΧΧΙ век 2004
12. Словарь русского языка (толковый) С.И. Ожегов Москва Русский язык 1986
13. Словарь синонимов русского языка А.П. Евгеньева Москва Астрель АСТ 2005
14. Словарь-справочник
по русской фразеологии В.И. ЯранцевМосква Русский язык 1985
15. Словарь трудностей русского языка Д.Э. Розенталь Москва Русский язык 1984
16. Современный словарь
иностранных слов Санкт-Петербург Дуэт «Комета» 1994
17. Учебный фразеологический словарь русского языка Е.А. Быстрова, А.П. Окунева,
Н.М. ШанскийЛенинград Просвещение 1984
18. Школьный словарь
иностранных слов В.В. Иванов Москва Просвещение 1990
19. Школьный грамматико-орфографический словарь
русского языка Б.Т. Панов,
А.В. Текучев Москва Просвещение 1991
20. Школьный орфографический словарь русского языка М.Т. Баранов Москва Просвещение 1995
21. Школьный орфоэпический
словарь русского языка В.В. Леденёва, П.А. ЛекантМосква Просвещение 2005
22. Школьный словарь антонимов русского языка М.Р. Львов Москва Просвещение 1981
23. Школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н. ТихиновМосква Просвещение 1991
24. Школьный толковый
словарь русского языка Ф.П. Филина Москва Просвещение 1981
25. Школьный фразеологический словарь русского языка В.П. Жуков,
А.В. Жуков Москва Просвещение 2003
26. Энциклопедия для детей.
Русская литература Аксёнов Москва Аванта + 1999
27. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии Москва Большая Российская энциклопедия 1992
Наличие технических средств обучения.
Телевизор,
видеомагнитофон,
музыкальный центр, CD, DVD объясняю новый материал, способствую самостоятельному изучению материала
Компьютер использую ресурсы Интернет при проведении занятий (он-лайн тесты при подготовке учащихся 9 классов к ГИА, 11 классов к ЕГЭ, участие в Интернет-конкурсах, дидактические разработки уроков, поиск информации и т.д.)
Мультимедийная доска, проектор, аудиоколонки, использую при проведении занятий, просмотре презентаций
Сканер подбираю информацию для презентаций к урокам, к внеклассным мероприятиям
Видеокамера использую записи при создании презентаций к внеклассным мероприятиям
Цифровой фотоаппарат использую фотографии при создании презентаций к урокам, внеклассным мероприятиям
Образовательные электронные ресурсы.
Всероссийский августовский педсовет http://pedsovet.alledu.ru/
Всё о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://www.gramota.ru/-Всё образование Интернета http://all.edu.ru/
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-9) http://vschool.km.ru/
Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.htmlДистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htmДистанционный семинар http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/Международная ассоциация преподавателей
русского языка и литературы http://www.mapryal.org/Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.aspОбразовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/
Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htmОпорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.htmlОфициальный сайт Академии www.apkpro.ruОфициальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standartОфициальный сайт Федерального государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru/Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.gramma.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ruПравила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htmПроверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htmРедактор.ru http://www.redactor.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.htmlРоссийский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htmРусский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Русское письмо http://character.webzone.ru
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.htmlСерия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др. http://repetitor.1c.ru/
Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/Словесник http://www.slovesnik.ruТеория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.mediaterra.ru/ruslang/
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm«Учительская газета» http://www.ug.ru/
Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН http://school-sector.relarn.ru/
Энциклопедии и библиотеки http://www.school.edu.ru/catalog
Ярославский институт развития образования.
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УМР
Методического совета ______________ Голованёва Е.Н.
МБОУ Чирская СОШ ______________
от ____________ № ______
______________