Элективный курс Лингвистический анализ текста


Пояснительная записка к рабочей программе
Элективный курс «Комплексный анализ текста» имеет своей целью углубленную работу с разными видами текста, ориентированную на успешное овладение школьниками русским языком, на формирование как грамотности чтения в целом, так и специальных предметных компетентностей в области изучения русского языка, что, несомненно, поможет учащимся в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Язык – средство общения и отражения действительности в сознании людей. Как известно, одним из стратегических направлений в образовании школьников является овладение средствами языка и всеми видами речевой деятельности. Сегодня усилия должны быть направлены не только на усвоение учащимися специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Среди ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, приоритетное место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Работа с источниками информации – важная составляющая современного образования, т.к. обеспечивает приобщение человека ко всему целостному и разнообразному миру культуры. Однако необходимо отметить, что формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности не учтено ни в одной из ныне действующих программ по русскому языку и по сути не является предметом «научения» школьников на уроках русского языка. Несогласованность того, чему мы учим детей, и того, что требует государство (общественный социальный заказ) «на выходе», очевидна.
Чтобы воспитать такую личность, необходимо решать задачи:
- научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию;
- привить культуру речи – владение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и правилами речевого общения, словарём и грамматическим строем, т.е. сформировать языковую компетенцию;
- обучить лингвистическому анализу языковых явлений, т.е. сформировать лингвистическую компетентность.
Решить эти задачи позволяет комплексный анализ текста, так как этот вид работы предполагает обучение нормам литературного языка, организацию работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной речи. Опорой, ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
Анализ текста предполагает:
- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
- обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей ( в первую очередь курсов русского языка и литературы);
- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения;
- формировать умения в общей ориентации в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение обучающей информации в тексте, интерпретация текста (проблема, тема, авторская позиция), рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка (мнения учащегося, аргументы).
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнем языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интеллектуального и речевого развития, воспитания креативности. К тому же данный вид работы неразрывно связан с мышлением, с развитием таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение.
Курс «Комплексный анализ текста» рассчитан на учащихся 5 класса, на него отводится 52 часа в год, т.е. 1 час в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии. Он содержит три раздела: теоретический, практический и творческий.
Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением.
Опираясь на полученные теоретические знания, школьники приступают к практическому разделу курса, т.е. непосредственному анализу текстов. Тексты взяты из художественной и публицистической литературы.
На занятиях-практикумах возможно использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы с учениками. Разнообразие форм работы позволит выявить сильные и слабые стороны навыков речеведческого анализа текста и правописания каждого ученика.
Творческий раздел направлен на формирование комплекса речевых умений. Эти задания предполагают создание сочинений различных типов и стилей речи, изложений и различных видов пересказа, заучивание текстов наизусть.
Выполняя все эти задания, учащиеся смогут научиться выделять главную информацию в тексте, сокращать тексты, выделять в тексте примеры, доказательства; смогут аргументированно доказывать свою точку зрения. Так учащиеся постепенно будут усваивать законы построения текста, особенности его смысла и языка.

Список используемой литературы:
Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл. Кн. для учителя.
Никитина Е.И. Развитие речи. 5 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы
по русскому языку.
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь:
5 класс.
5. Зайцева О.Н. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.
6. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс.







1.Понятие о тексте.
Понятие текста; его смысловая законченность, целостность, связность, членимость.
2. Тема текста.
Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. Ключевые слова.
3. Синтаксис текста.
Количество, состав, семантика предложений в тексте и его частей. Влияние структуры предложений на тип речи. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи.
Типы речи.
Повествование: структура повествования, языковые признаки. Анализ образцов текстов-повествований. Уметь составлять повествование..
Описание: структура, языковые особенности. Анализ поэтических и прозаических образцов-описаний. Уметь составлять описание.
Рассуждение: виды рассуждений; как построить рассуждение; языковые средства выражения рассуждения. Анализ образцов. Уметь составлять рассуждение.
5. Нормы русского литературного языка.
6. Стили речи.
Разговорный стиль: структура.
Деловой стиль: структура и типовое языковое оформление.
Научно-публицистический стиль.
Художественный стиль.
7. Принципы русского правописания.
Принципы орфографии.
Принципы пунктуации.
Авторские знаки.
8. Культура речи.
Качества хорошей речи. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в транспорте, в театре. Умение дискутировать, умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации, с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой.
9.Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.
А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка.
10. Источники расширения словарного состава современного русского языка. Роль В.И.Даля.
Пассивная лексика, термины, просторечие, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, заимствования.
Практические занятия.








Календарно- тематическое планирование



Тема занятий
План.
дата
Факт.
дата

1
Что такое текст?



2
Что значит писать и говорить на тему.



3
План текста.



4
Основная мысль текста



5
Анализ текста. Практическая работа.



6
Связь предложений в тексте.



7
Сжатие текста. Основные приёмы.



8
Учимся читать учебный текст. «Бесценный дар»
Практическая работа.



9
Текст и фрагменты текста.



10
Учимся логически мыслить.



11
Анализ текста. Практическая работа .



12
Культура речи.



13
Изложение по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси».



14
Научный стиль.



15
Анализ текста. Практическая работа.



16
Художественный стиль. Общее понятие.



17
Учимся читать и понимать текст художественного стиля. «Орёл и кошка».



18
Анализ текста. Практическая работа.



19
Слово и его значение.



20
Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетворение).



21
Анализ текста. Практическая работа .



22
Сочинение загадок.



23
Анализ текста. Практическая работа .



24
Как различать типы речи.



25
Повествование. Устный пересказ. Рассказ В.Белова «Последняя синичка».



26
Описание. Анализ описания.



27
Обучающее изложение: Н.Сладков «Волшебная полочка».



28
Учимся читать и понимать тексты разных стилей. «Душистый табак».



29
Анализ текста. Практическая работа .



30
Рассуждать – значит доказывать.



31
Пересказ текста на основе его анализа. А.Дорохов «Под твоей защитой».



32
Изложение. А.Онегов «Борьба с ночными заморозками».



33
Анализ текста. Практическая работа.



34
Когда и где используют разговорный стиль?



35
Диалог.



36
Анализ текста. Практическая работа



37
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст. «Инфинитив».



38
Текстовые связи.



39
Анализ текста. Практическая работа



40
Наш помощник – толковый словарь.



41
В.И.Даль и его словарь.



42
Почему мы так говорим?



43
Сочинение рассуждение о значении фразеологизмов.



44
Анализ текста. Практическая работа



45
«Смешанные» тексты. Анализ «смешанных» текстов.



46
Пересказ текста на основе анализа. А.Митяев «Старина».



47
Изложение. В.Астафьев «Приветное слово».



48
Урок рассказывания.



49
Анализ текста. Практическая работа



50
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.



51-52
Солунские братья Кирилл и Мефодий.








































Анализ текста электив15