Календарно-тематическое планирование 7кл. Физика .А. Е. Гуревич
Календарно-тематическое планирование 7кл по ФГОС
(2ч в неделю) учебник А. Е.Гуревич
Дата № п/пРаздел, тема урока Кол. час. Элементы содержания Универсальные учебные действия
Планируемый результат
Виды контроля
Ресурсы
Домашнее задание.
Введение 8ч 2.09 1 Что изучает физика. Физические явления 1 Природа. Физика — наука о природе. Что изучает физика. Роль физических знаний в понимании окружающего мира и в жизни человека.
Характеристика и задачи базового курса физики. Роль эксперимента в физике. Повторение: определение цены деления шкалы приборов.
формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способами решения новой задачи овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Слайды и фотографии (можно любительские) с видами природы и природных явлений. Демонстрация различных физических явлений. Определение цены деления шкалы ряда физических приборов. Плакаты из набора «Простейшие измерения. VI—VIII классы».
С 3-5
6.09 2 Наблюдения и опыт. Физические величины 1 Наблюдение и опыт. Физические величины, единицы измерения физических величин, физические приборы. Шкала прибора. Определение цены деления прибора, понятие о погрешности измерения.
осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,
формирование познавательных интересов убежденность в возможности познания природы Устный опрос. Различные измерительные приборы. С 7-9
9.09 3 Путь , время, скорость 1 Краткие сведения о пути, времени, скорости, объеме, массе. Единицы этих величин. Мензурка. Весы. Правила взвешивания. формирование представлений о механическом движении тел и его относительности приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам
Экспериментальное задание«Взвешивание тел на рычажных весах».
З. 125 -Л
13.09 4 Плотность вещества. 1 что называется плотностью вещества, формула плотности, единицы плотности.
выяснение физического смысла плотности
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания З. 256 - Л
16.09 5 Давление 1 Понятие о давлении. Формула для расчета давления. Единица измерения давления. Способы уменьшения и увеличения давления. овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
отсутствие знаний о физическом смысле плотности, единиц измерении плотности Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Взаимоопрос. Расчет давления при одинаковой массе и различной площади опоры З. 459 - Л
20.09 6 Взаимодействие тел. Сила. 1 Взаимодействие тел. Сила как характеристика взаимодействия. Понятие о видах сил (силы тяготения, тяжести, упругости и трения). Единица силы. Динамометр. формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Взаимоопрос. Измерение силы тяжести, упругости, трения с помощью динамомет Компьют през. «Сила ра. З. 370 - Л
22.09 7 Механическая работа. Механическая энергия. 1 Понятие о механической работе и механической энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Единица работы и энергии.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. ВзаимоопросДемонстрация перехода одного вида энергии в другой – на примере маятника нитяного и пружинного. З. 608,813 - Л
27.09 8 Контрольная работа №1 «Физические величины » 1 Контрольная работа Молекулярная теория строения вещества 12ч 30.09 9 Дискретное строение вещества. 1 Для чего надо знать строение вещества. Развитие представлений о строении вещества. Косвенные и прямые доказательства дискретности строения вещества: 1) делимость вещества; 2) тепловое расширение тел; 3) экспериментальное задание 3: «Смешение двух жидкостей»; 4) фотографии, полученные с помощью электронного микроскопа.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. отсутствие пробелов в знаниях о строении вещества. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Растворимость вещества. Тепловое расширение тел (шар с кольцом). Слайды из набора «Первоначальные сведения о строении вещества». Модель опыта по смешению жидкостей §1.1
4.10 10 Лабораторная работа№1 « Смешение двух жидкостей. Молекулы их размеры и строение. 1 Размеры и масса молекул. Относительная молекулярная (атомная) масса (работа с таблицей Менделеева). Молекула — мельчайшая частица вещества, сохраняющая все его свойства. Строение молекул. Зависимость свойств вещества от строения молекул.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности
Лабораторная работа.Слайды из набора «Первоначальные сведения о строении вещества». Модели строения различных молекул. §1.2
7.10 11 Атомы и ионы 1 Состав ядра. Определение состава ядра атома с помощью таблицы Менделеева. Положительные и отрицательные ионы. Влияние числа протонов, нейтронов и электронов на свойства атомов.
материальность объектов и предметов
молекула
атомы отсутствие знаний о строении вещества Устный опрос. Слайды из наборов «Атомное ядро», «Изотопы».
§1.3
11.10 12 Движение частиц вещества. Лабораторная работа №2 « Наблюдение диффузии». 1 Диффузия. Зависимость скорости диффузии от агрегатного состояния вещества и температуры. Диффузия в природе, быту, технике.
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов отсутствие знаний о диффузии в га выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации зах, жидкостях и твердых телах Отчёт о работе. Лабораторная работа §2.1
14.10 13 Броуновское движение. Лабораторная работа №3 «От чего зависит скорость диффузии» 1 Открытие Броуна. Экспериментальное наблюдение броуновского движения. Объяснение явления.
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации Отчёт о работе. Лабораторная работа. Модель броуновского движения (проекция).
§2.2
18.10 14 Температура. Лабораторная работа №4 «Наблюдение броуновского движения» 1 Температура — характеристика степени нагретости тела. Направление передачи энергии при контакте горячего и холодного тел. Тепловое равновесие. Температурные шкалы Цельсия, Фаренгейта. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Шкала Кельвина. Физический смысл абсолютного нуля температуры. Связь между шкалой Цельсия и шкалой Кельвина.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
получение представления о размерах молекул Отчёт о работе. Отчёт о работе.
Лабораторная работа.
Различные термометры. §2.3 з. 71-73-Л
21.10 15 Взаимодействие частиц вещества. Лабораторная работа №5 «Обнаружение действий сил молекулярного взаимодействия» 1 Действия притяжения и отталкивания молекул. Зависимость характера взаимодействия молекул от расстояния между ними.
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; овладение знаниями о взаимодействии молекул
установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуаций Отчёт о работе. Лабораторная работа.
Демонстрация действия притяжения и отталкивания молекул §3.1
25.10 16 Рассмотрение взаимодействия частиц вещества на основе анализа сил и энергий. 1 Природа молекулярных сил. Взаимодействие частиц с энергетической точки зрения: выделение энергии при образовании связи между частицами и необходимость затраты энергии для разрыва связи.
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; овладение знаниями о взаимодействии молекул
установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуаций Устный опрос Демонстрация взаимодействия тел, сложения сил; наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике §3.1
27.10 17 Взаимодействие частиц и агрегатные состояния вещества. 1 Зависимость агрегатного состояния вещества от движения и взаимодействия частиц, из которых оно состоит. Объяснение основных свойств твердых тел, жидкостей и газов.
анализировать свойства тел. Уметь описывать и объяснять свойства вещества в разных агрегатных состояниях. овладение знаниями о взаимодействии молекул
установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуацийанализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам Основные свойства твердых тел, жидкостей и газов. Слайды из набора «Первоначальные сведения о строении вещества»
§3.2
28.10 18 Внутренняя энергия тела и способы её изменения 1 Внутренняя энергия тела — энергия движения и взаимодействия частиц, из которых оно состоит. Рассмотрение примеров и опытов, в которых внутренняя энергия изменяется в результате совершения работы участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; Фронтальный опрос, тест Демонстрация охлаждения воздуха при расширении С. 31 з. 915-Л
11.11 19 Решение задач на тему: « Основы молекулярной теории вещества» 1 Вопросы и качественные задачи по теме.
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни оформления физических задач, работы с единицами СИ Тест Раздаточный материал С 36 вопр.4-7
15.11 20 Контрольная работа №2 «Основы молекулярной теории вещества» 1 овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях Контрольная работа Контрольная работа Газы и их свойства12ч 18.11 21 Давление газа 1 Объяснение давления газа на стенки сосуда с молекулярной точки зрения. Отличие механизма давления газа от механизма давления тела на опору. Зависимость давления газа от температуры и концентрации частиц. Примеры значений давления газа, полученных в технике.
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлени Знать/понимать смысл величины «давление», формулу и единицу измерения.й; . Устный фронтальный опрос Шариковая модель идеального газа §4
22.11 22 Изотермический процесс 1 Рассмотрение примеров газовых процессов, происходящих в природе и технике. Величины, характеризующие состояние газа (масса, молярная масса, давление, температура, объем). Изменение этих величин в газовых процессах. Изопроцессы. Изотермический процесс. Примеры. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
Устный фронтальный опрос Опыт с гофрированным сосудом.
§5.1
25.11 23 Изохорный процесс 1 Рассмотрение примеров изо- хорного процесса. Условия протекания изохорного процесса. Экспериментальное исследование изохорного процесса. Зависимость давления газа от абсолютной температуры. Объяснение полученной зависимости с молекулярной точки зрения. График процесса.
Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
опрос
Изохорный процесс (опыт с гофрированным сосудом).
§5.2
29.11 24 Изобарный процесс 1 Рассмотрение примеров изобарного процесса. Экспериментальное исследование изобарного процесса. Зависимость объема газа от абсолютной температуры. Объяснение полученной зависимости с молекулярной точки зрения. График процесса.
Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику Уметь рассчитывать параметры газа для циклических процессов, решать экспериментальные и графические задачи умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы Эвристическая беседа
Изобарный процесс (опыт с гофрированным сосудом).
§5.3
2.12 25 Решение задач на тему: «Газовые законы» 1 Решение качественных, количественных и графических задач на газовые законы.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества
развитие навыков устного счета
применение теоретических положений и законов Тест Упражнение 1(4)
6.12 26 Как газы передают давление 1 Отличие механизма передачи давления газа от механизма передачи давления твердыми телами. Формулировка закона Паскаля. Объяснение закона с молекулярной точки зрения. Проявление и использование закона Паскаля. выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; Шар Паскаля §6
9.12 27 Использование сжатого воздуха 1 Рассмотрение примеров использования сжатого воздуха, описанных в § 7, и других по усмотрению учителя. Устройство и принцип действия безжидкостного манометра.
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; . Устный фронтальный опрос Таблицы по физике (2-й выпуск): «Пневматический отбойный молоток», «Схема железнодорожного тормоза».
§7
13.12 28 Атмосфера 1 Атмосфера Земли, ее строение и состав. Изменение с высотой плотности и давления. Атмосфера и жизнь на Земле. Влияние деятельности человека на атмосферу. Необходимость борьбы за чистоту и сохранность атмосферы.
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Устный фронтальный опрос Кадры из фильмов «Планеты», «Атмосферное давление». Таблица по физике (6 класс) «Строение земной атмосферы».
§8
14.12 29 Атмосферное давление 1 Демонстрация опытов, подтверждающих существование атмосферного давления. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления с помощью ртутного барометра и барометра-анероида. Изменение атмосферного давления с ростом высоты.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Демонстрации по рисункам 56, 57 учебника.
Барометр-анероид §9
16.12 30 Проявление и использование атмосферного давления. 1 Демонстрация приборов, устройств, в которых используется действие атмосферного давления. Рассмотрение примера решения задачи на расчет силы, с которой атмосфера действует на поверхность известной площади. Решение качественных и количественных задач.
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Решение качественных задачДемонстрации по рисункам 60—62 учебника §9 повт. §4,6
20.12 31 Решение качественных задач на темы: «Давление в газах, Атмосферное давление» 1 повторить механизм давления газа, зависимость давления газа от температуры и концентрации молекул, закон Паскаля. Решение качественных и количественных задач из учебника (материал для повторения) и других пособий.
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; Взаимопроверка учащимися Раздаточный материал Упр 6
23.12 32 Контрольная работа №3 «Газы и их свойства» 1 выявление уровня подготовки учащихся
и типичных недочетов в изученном материале —Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
ка, обобщение, систематизация формирование ценностных отношений к результатам обучения Контрольная работа Контрольная работа Жидкости и их свойства 15ч 27.12 33 Передача давления жидкостями 1 В беседе с учащимися повторить, как передают давление газы и твердые тела.
Передача давления жидкостями. Принцип действия гидравлической машины. (Если позволит время, можно выделить еще один урок для изучения работы гидравлического пресса и его применения, а также для решения задач.)
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств ( поршневой жидкостный насос)
cформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Фронтальный устный опрос Передача давления жидкостью (шар Паскаля).
§10
30.12 34 Гидравлический пресс 1 Объяснение гидростатического давления. Расчет давления на глубине жидкости. Зависимость давления от плотности и высоты столба жидкости.
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
уважение к творцам науки и техники Опрос §11 с 68,69
10.01 35 Лабораторная работа №6 «Давление в жидкости» 1 Решение задачи на расчет давления в жидкости
на заданной глубине и силы давления, с которой жидкость действует на этой глубине на поверхность известной площади. Гидростатический парадокс.
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
проверить справедливость закона Архимеда Лабораторная работа Лабораторная работа §11 с 73-76
12.01 36 Сообщающиеся сосуды и их применение 1 Сообщающиеся сосуды. Экспериментальное задание 10: «Наблюдение уровней жидкости в сообщающихся сосудах». Объяснение закона сообщающихся сосудов. Примеры применения сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, водомерное стекло. (При наличии времени желательно рассмотреть, как располагаются свободные поверхности разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.)
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; Демонстрация равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Таблицы по физике (6 класс): «Схема работы шлюзов», «Схема водопровода», «Схема подачи воды потребителям».
§12
17.01 37 Лабораторная работа №7 «Действие жидкости и газа на погруженное в них и тело» 1 Причина возникновения выталкивающей силы.
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
проверить справедливость закона Архимеда Лабораторная работа Лабораторная работа §13,14
20.01 38 Решение задач на выталкивающую силу 1 решение задач на расчет выталкивающей силы. §14.2
24.01 39 Закон Архимеда 1 Вывод формулы выталкивающей силы, анализ этой формулы. Действие выталкивающей силы на тела, погруженные в газ.
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Тест Проверка закона Архимеда §14.3
27.01 40 Условие плавания тел. Лабораторная работа № 8 «Проверка закона Архимеда» 1 Выяснение величин от которых зависит сила Архимеда овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения Лабораторная работа §15.1
31.01 41 Лабораторная работа №9 «Условие плавания тел» 1 Выяснение условий, при которых тело тонет, плавает, всплывает овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения Лабораторная работа §15.1 с 89
3.02 42 Плавание судов 1 Обсуждение вопросов: как перемещаются рыбы в горизонтальной плоскости? в вертикальном направлении? Как осуществляется подъем грузов со дна? Как осуществляется плавание судов? Что такое ватерлиния? водоизмещение? Что надо учитывать при загрузке судна?
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
обеспечения безопасности своей жизни, охраны окружающей среды; формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,
уважение к творцам науки и техники §15.2
6.02 43 Исследование атмосферы . Воздухоплавание. 1 Изобретатели – братья Монгальфье. Подъемная сила. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,
уважение к творцам науки и техники Устный опрос Воздушный шарик наполненный гелием §16
10.02 44 Поверхностное натяжение жидкости. 1 Объяснение явления смачивания на основе внутреннего строения жидкостей.
—Объяснять процессы, происходящие в поверхностномслое жидкости;
—доказывать прямую пропорциональную зависимость
поверхностной энергии от площади поверхности жид-
кости;
—находить аналогии и различия (например, «менискжидкости» и «мениск в анатомии»); —Объяснять процессы, происходящие в поверхностномслое жидкости;
—доказывать прямую пропорциональную зависимость
поверхностной энергии от площади поверхности жид-
кости;
—находить аналогии и различия (например, «менискжидкости» и «мениск в анатомии»); Смачивание стеклянной пластинки водой (опыт по рис. 122 учебника).
§17.1
14.02 45 Явление капиллярности 1 Объяснение подъема и опускания жидкости в капиллярах. Качественное рассмотрение зависимости капиллярного подъема от плотности жидкости, степени смачивания, радиуса капилляра. Проявление и учет капиллярности. —Объяснять процессы, происходящие в поверхностномслое жидкости;
—доказывать прямую пропорциональную зависимость
поверхностной энергии от площади поверхности жид-
кости;
—находить аналогии и различия (например, «менискжидкости» и «мениск в анатомии»); —выстраивать устную коммуникацию (например, приподготовке доклада «Смачивание: значение в промыш-
ленности, быту, природе»)Расположение свободной поверхности жидкости в капиллярах, изготовленных в виде сообщающихся сосудов §17.2
17.02 46 Решение качественных задач на тему : «Явление капиллярности» 1 рекомендуется решить ряд количественных задач на расчет давления внутри жидкости и закон Архимеда.
—Объяснять процессы, происходящие в поверхностномслое жидкости;
—доказывать прямую пропорциональную зависимость
поверхностной энергии от площади поверхности жид-
кости;
—находить аналогии и различия (например, «менискжидкости» и «мениск в анатомии»); —Объяснять процессы, происходящие в поверхностномслое жидкости;
—доказывать прямую пропорциональную зависимость
поверхностной энергии от площади поверхности жид-
кости;
тест
Опыт по рисункам к рассматриваемым заданиям
Упранение 7(4,5)
21.02 47 Контрольная работа №4 «Жидкости и их свойства» 1 —Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями:
понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
ка, обобщение, систематизация Контрольная работа Пары и их свойства 6ч
24.02 48 Испарение и конденсация. 1 Повторение и углубление знаний учащихся об испарении и конденсации. Объяснение явлений с молекулярной точки зрения. Зависимость скорости испарения от температуры жидкости, площади ее поверхности, рода жидкости и скорости движения воздуха. Охлаждение жидкости при испарении. Испарение твердых тел. —обобщать и систематизировать информацию (напри-
мер, при подготовке презентаций «Температурные шка-
лы: виды, особенности», «Применение газов в технике»);—вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участ-
вовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать своюточку зрения (например, при подготовке и участиив дискуссии «Д. И. Менделеев: химик или физик?») —Объяснять процессы взаимоперехода различных фаз;
—измерять влажность воздуха;
—объяснять, какие физические принципы положены
в основу различных устройств (например, подготовитьдоклад о биоклиматизаторе);
—проводить домашние/школьные физические исследо-
вания (например, при поиске ответа на вопрос: «Можно
ли в домашних условиях получить насыщенный пар?»);
—выстраивать письменную коммуникацию (например,Демонстрация зависимости скорости испарения от рода жидкости и от скорости движения воздуха на примере воды и эфира. §18.1 ,18.2
28.02 49 Кипение. 1 Наблюдение за процессом кипения воды. Желательно данное наблюдение провести в процессе выполнения фронтального экспериментального задания с последующей фиксацией внимания учащихся на различных стадиях процесса. —Объяснять процессы взаимоперехода различных фаз;
—измерять влажность воздуха;
—объяснять, какие физические принципы положены
в основу различных устройств (например, подготовитьдоклад о биоклиматизаторе);
—проводить домашние/школьные физические исследо-
вания (например, при поиске ответа на вопрос: «Можно
ли в домашних условиях получить насыщенный пар?»);
—выстраивать письменную коммуникацию (например,при написании эссе «Как влажность воздуха влияет
на жизнедеятельность человека?») Демонстрация различных стадий кипения.
§18.3
2.03 50 Пары насыщенные и ненасыщенные. 1 Динамическое равновесие пара и жидкости. Зависимость давления и плотности пара от температуры.
Давление и плотность насыщенного пара при данной температуре.
Знать/понимать смысл понятий: «кипение», «испарение», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление» Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара Опыт с парообразованием §19
6.03 51 Сжижение газов. 1 Два способа перевода пара (газа) в жидкость: понижение температуры и сжатие.
—Объяснять процессы взаимоперехода различных фаз;
—измерять влажность воздуха;
—проводить домашние/школьные физические исследо-
вания (например, при поиске ответа на вопрос: «Можно
ли в домашних условиях получить насыщенный пар?»);
—выстраивать письменную коммуникацию (например,при написании эссе «Как влажность воздуха влияет
на жизнедеятельность человека?») Сосуд Дьюара. Кинофильм «Жидкий воздух». §20
9.03 52 Влажность воздуха 1 Относительная влажность воздуха. Способы ее измерения.
Решение качественных задач на свойства паров и влажность воздуха Уметь измерять относительную влажность воздуха Уметь решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с относительной влажностью воздуха Знать/понимать смысл понятия: «поверхностное натяжение», уметь приводить Волосной гигрометр. Психрометр §21 упражнение 9 (10,11)
13.03 53 Контрольная работа №5 «Пары и их свойства» 1 —Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
ка, обобщение, систематизация —Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
ка, обобщение, систематизация Контрольная работа Контрольная работа Мир кристаллов 5ч 16.03 54 Форма и строение кристаллов 1 Кристаллы в природе. Симметрия, наличие граней — отличительная особенность кристаллов.
Монокристаллы и поликристаллы. Внутреннее строение кристаллов. Понятие об элементарной ячейке.
Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел —Объяснять кристаллическое строение твердого тела;
—обобщать и систематизировать информацию о свойст-
вах кристаллов в предметном, межпредметном и мета-
предметном контекстах Коллекция кристаллов. Модели кристаллических решеток (алмаз, графит). Аморфные тела. §22
20.03 55 Строение и свойства кристаллов. Аморфные тела. 1 Зависимость свойств кристаллов от их внутреннего строения. Полиморфизм, анизотропия. Причины упорядоченного расположения частиц в кристаллах. Строение аморфных тел.
Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел —анализировать влияние процессов плавления льда
и кристаллизации воды на окружающую среду; Фрагменты из кинофильма «Строение и свойства кристаллов».
§23
3.04 56 Плавление и отвердевание кристаллических тел 1 Плавление и отвердевание кристаллов. График зависимости температуры вещества от времени при нагревании. Температура плавления. Объяснение явлений плавления и отвердевания с молекулярной и энергетической точек зрения. Плавление аморфных тел. График зависимости температуры аморфного вещества от времени при нагревании —Объяснять кристаллическое строение твердого тела;
—обобщать и систематизировать информацию о свойст-
вах кристаллов в предметном, межпредметном и мета-
предметном контекстах (например, при выявлении обще-го и различного в следующих категориях: полиморфизм
кристаллов, полиморфизм в биологии, полиморфизм
компьютерных вирусов);
—объяснять изменение объема тела при плавлении
и отвердевании;
—проводить системно-информационный анализ (напри-мер, при подготовке доклада «Дислокации: кристал-
лография, география, военное дело, медицина»);—анализировать влияние процессов плавления льда
и кристаллизации воды на окружающую среду; —оценивать вклад российских ученых в развитие физи-
ческой науки (например, при подготовке доклада «Перс-пективные направления и исследования структуры твер-
дого тела (на материале отечественных и зарубежныхФронтальный опрос Плавление льда §24
6.04 57 Выращивание кристаллов. Применение кристаллов в науке и технике 1 Зачем растят кристаллы. Кристаллизация из растворов. Как вырастить кристалл в домашних условиях. Кристаллизация выпариванием. Рост кристаллов в природе.
—Объяснять кристаллическое строение твердого тела;
—обобщать и систематизировать информацию о свойст-
вах кристаллов в предметном, межпредметном и мета-
предметном контекстах (например, при выявлении обще-го и различного в следующих категориях: полиморфизм
кристаллов, полиморфизм в биологии, полиморфизм
компьютерных вирусов);
—объяснять изменение объема тела при плавлении
и отвердевании;
—проводить системно-информационный анализ (напри-мер, при подготовке доклада «Дислокации: кристал-
лография, география,
—оценивать вклад российских ученых в развитие физи-
ческой науки (например, при подготовке доклада «Перс-пективные направления и исследования структуры твер-
дого тела (на материале отечественных и зарубежныхисточников —формулировать цель исследования, выдвигать гипоте-
зы, находить средства доказательства/опровержения их
(например, при поиске ответа на вопрос: «Свойственно ли
человеку тепловое расширение?») Устный опрос Рост кристаллов. Презентация §25,26
10.04 58 Лабораторная работа№10 «Выращивание кристалла из раствора» 1 Кристаллизация из расплавов. Отливка изделий из чугуна и стали. Производство монокристаллов для изготовления полупроводниковых приборов. Применение в науке и технике транзисторов и микросхем.
—Объяснять кристаллическое строение твердого тела;
—обобщать и систематизировать информацию о свойст-
вах кристаллов в предметном, межпредметном и мета-
предметном контекстах —оценивать достоверность данных, полученных
в физическом эксперименте Лабораторная работа Лабораторная работа Вопросы с 154
Внутренняя энергия и способы её изменения 5ч 13.04 59 Внутренняя энергия 1 Внутренняя энергия тела — энергия движения и взаимодействия частиц, из которых оно состоит. —Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
ка, обобщение, систематизация Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения температуры
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени
Устный опрос Опыты демонстрирующие способы увеличения и уменьшения внутренней энергии §27 упражнение 10 (4,6)
17.04 60 Теплопередача: Теплопроводность, Конвекция, Излучение. 1 Объяснение образования конвективных потоков с точки зрения действия выталкивающей силы на выделенные объемы жидкости или газа. —Измерять количество теплоты в процессах тепло-
передачи; Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. Решать задачи на применение изученных физических законов
Работа по карточкам Наблюдение конвекции в жидкостях и газах §28-31
20.04 61 Закон сохранения энергии 1 —демонстрировать позитивное отношение к познава-
тельным ценностям на примере физических открытий
(например, при подготовке дискуссии, опираясь наотечественный и зарубежный опыт, «Какие процессы
являются в настоящее время более эффективными
«от научных открытий к технологиям» или «от техноло-
гий к научным открытиям»);—Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
ка, обобщение, систематизация Самостоятельная работа Таблицы §32
24.04 62 Расчет количества теплоты 1 —Измерять количество теплоты в процессах тепло-
передачи;
—рассчитывать количество теплоты, необходимой
для осуществления процесса с теплопередачей;
—рассчитывать количество теплоты, необходимой
для осуществления процесса перехода вещества из одной фазы в другую; —Измерять количество теплоты в процессах тепло-
передачи;
—рассчитывать количество теплоты, необходимой
для осуществления процесса с теплопередачей;
—рассчитывать количество теплоты, необходимой
для осуществления процесса перехода вещества из одной
фазы в другую;
—рассчитывать изменение внутренней энергии тел,
работу и переданное/полученное количество теплоты Тест Таблицы удельных величин §33. Упражнение 11 (3)
27.04 63 Контрольная работа №6 «Внутренняя энергия» 1 —Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) Контрольная работа Контрольная работа Строение атома и атомного ядра 4ч 4.05 64 Явление радиоактивности 1 Высокая проникающая способность радиоактивного излучения. Выделение энергии в процессе радиоактивного излучения. Открытие Э. Резерфордом сложного состава радиоактивного излучения. Природа и свойства а-, (3- и у-лучей. Превращение химических элементов при радиоактивном распаде —Классифицировать элементарные частицы;
—систематизировать и обобщать информацию/знания,
использовать графические средства обработки информа-
ции—Описывать опыты Резерфорда: по об-
наружению сложного состава радиоак-
тивного излучения и по исследованию спомощью рассеяния α-частиц строения
атома Устный опрос
альбом иллюстраций «Строение атома» (авт. Н. А. Родина), а также плакаты и фотографии.
§34
8.05 65 Строение атома и атомного ядра 1 Идея опыта Резерфорда. Наблюдения, сделанные на различных стадиях эксперимента, и выводы из них. Планетарная модель строения атома. Сопоставление размеров атома и атомного ядра.
—Объяснять суть законов сохранения
массового числа и заряда
Применять знания к решению физических задач
(вычислительных, качественных, графических) на уров-
не оперирования следующими интеллектуальными опе-
рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оцен-
Опрос устный Модель строения атома §35
11.05 66 Ядерные реакции 1 Объяснение превращения химических элементов при радиоактивном излучении на основе строения атомного ядра. Проявление в ядерных реакциях законов сохранения заряда, массового числа и энергии. Объяснение причины выделения энергии при радиоактивном излучении. Возможность искусственного превращения химических элементов. Первая реакция искусственного превращения химических элементов, проведенная Э. Резерфордом. Открытие новых химических элементов и радиоактивных изотопов.
—с исистематизировать обобщать знания в виде карты
представлений об элементарном устройстве материи и
взаимодействиях между частицами (например, при объ-яснении стандартной модели; при написании аналити-
ческого обзора «Большой адронный коллайдер: исследо-
вания и проекты»)—Объяснять суть законов сохранения
массового числа и заряда при радиоак-
тивных превращениях;
—применять эти законы при записи
уравнений ядерных реакций Проверка презентаций Презентации учащихся §36
15.05 67 Решение задач на определение количества протонов, нейтронов и электронов в атоме. 1 Использование таблицы Д. И. Менделеева для определения состава атома Применять теоритические знания к решению расчетных задач —Объяснять физический смысл поня-
тий: массовое и зарядовое числа Самостоятельная работа таблица Д. И. Менделеева Повторение материала. Годовой контроль. Резерв времени . (3ч) 18.05 – 30.05 68-70 3 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;