Урок ОПК по теме Будьте добрыми и человечными
Тема: Будьте добрыми и человечными.
Цели: способствовать формированию духовно- нравственных качеств: доброты, человечности, отзывчивости, милосердия; способствовать развитию сочувствия, сопереживания; показать значение добрых дел и поступков для окружающих людей; развивать творческие способности учащихся.Орг.момент.
Введение в тему.
1 ученик:
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2 ученик:
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
3 ученик:
Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других
Позабыть не даёт.
Учитель:
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …(доброта)
Отгадывание кроссворда ( слайд)
Учитель:
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Добро)
- Что такое доброта и что значит быть добрым?
- Какого человека называют добрым? (Ответы детей)
- Эпиграфом нашего урока станут пословицы: «Жизнь дана на добрые дела», «Добро творит чудеса».
- Как вы их понимаете?
- Какие уроки ОПК были посвящены этому понятию? ( « Милосердие и сострадание», «Заповеди», « Золотое правило этики», др.)
- У вас два конверта со словами. Разложите слова на две группы и прикрепите магнитами под словами
Добро Зло
любовь безразличие
сопереживание агрессивность
справедливость ненависть
бескорыстие зависть
милосердие предательство
сострадание равнодушие
сочувствие хамствозабота эгоизм
готовность прийти на обман
помощь неуважение
-Как вы думаете, чего на свете больше добра или зла? Вот что говорил об этом Л.Н.Толстой «Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Ученик:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Учитель:
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка».
III. «Строительство» Дома Доброты.
Сегодня будем строить Дом Доброты. Фундамент у нас уже есть – добро. Первый кирпичик – это пословицы о доброте. У вас на разных листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно и раскройте их смысл:
Жизнь дана на злое калечит
Доброе слово лечит добрые дела
За добро говори смело
Про доброе дело добром плати
- Какие пословицы знаете вы?
(Уважая человека – уважаешь себя. Путём зла не доходят до добра. Мир не без добрых людей. )Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые мысли. О доброте высказывали свои мысли великие философы, писатели:
«Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Ж.Ж. Руссо).
«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой), др.
Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые слова.
У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах. Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
( Поступки)
Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки.
1 ученик:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
2 ученик:
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Учитель:
Я думаю, что каждый из Вас совершил уже добрый поступок, а может быть и не один! (Учащиеся зачитывают).
Людей, которые оказывают благотворительную помощь престарелым людям, инвалидам, бездомным, сиротам называют волонтёрами от английского слова volunteer – добровольный помощник.
В Великобритании, к примеру, существует 157.000 благотворительных организаций. Они стараются затронуть каждую сторону жизни: по защите природы, животных, бездомных людей, инвалидов, одиноких престарелых людей и т.д. Они собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, работают в больницах, приютах для животных и т.д.
Сообщение о известных людях, их добрых поступках (слайд)
Мать Тереза, основавшая «Благотворительную Миссию»
Она организовала первую клинику для больных СПИДом. Она создала приюты для больных. Она поспевала везде. Никто не знает, что существеннее – медикаменты или улыбка, доброе слово и любовь. В 1979 году она получила Нобелевскую премию мира. Всю ее она вложила в свою миссию. Как и прочие деньги, которыми ее награждали. Умерла Мать Тереза в 1997 году. Её «Благотворительная Миссия» действует до сих пор, потому что нуждающихся в помощи вокруг не становится меньше.
А какие благотворительные организации существуют в России и какую помощь оказывают они?
Дети называют известные им благотворительные организации («Красный Крест», «Общество по защите животных», «Общество по защите природы» и т.д.). Если дети затрудняются ответить, учитель помогает им.
Учитель:
В нашей стране тоже очень много людей, которые оказывают огромную бескорыстную помощь людям.
Одним из них был Фёдоров Святослав Николаевич - талантливый хирург, автор многих изобретений и открытий в офтальмологии, в том числе метода имплантации искусственного хрусталика, названного им «Спутник», методов лечения близорукости, глаукомы, астигматизма, создатель огромного научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза». Поэт А. Вознесенский назвал его «глазным гением».
Леонид Рошаль. Всемирно известный детский хирург. Директор Московского научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий. Доктор медицинских наук, профессор. В 1995 году работал в Чечне, оказывал помощь детям. Журналисты назвали Рошаля Детским доктором мира. Он получил титулы "Гордость России", "Человек года", "Персона года". Владимир Путин вручил Рошалю орден Мужества - за самоотверженность, проявленную при спасении заложников. Рошаль был награжден знаком отличия "За заслуги перед Москвой".
Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Делайте добро! Это принесет вам счастье.
1 ученик:
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
2 ученик:
Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
3 ученик:
Этой мерой измеряютсяВсе земные труды…
Может, вырастил ты деревце
На земле своей страны?
4 ученик:
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Полезным мирным трудом?
5 ученик:
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!
Подумайте, о каких качествах человека говорится. Выберите правильно кирпичик.
Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться – ….
Качество человека, у которого доброе сердце – ….
Качество человека, который желает другим добра – ….
Качество человека с доброй душой и мягким характером – ….
Качество человека, обладающего добрым, хорошим нравом – …
Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики:
добропорядочность
добросердечность
добродушие
добронравие
доброжелательность
Вот мы и построили Дом Доброты.
IV. Рефлексия
Анкета «Добрый ли вы человек?» 1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям? 2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? 3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное? 4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? 5) Любите ли вы злые шутки? 6) Вы злопамятны? 7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? 8) Умеете ли на практике применять свои способности? 9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11) Вы охотно выполняете просьбы? 12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? Результаты анкеты А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
1 ученик:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
2 ученик:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
V. Творческая работа учащихся.А теперь, давайте нарисуем рисунки на тему «Давайте делать добро!»
V. Итог урока
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра. Давайте послушаем песню. Звучит песня « Дорогою добра».
Литература: интернет, сборник « Классные часы в начальной школе»