Мероприятие внеклассное Будьте добрыми и человечными
Внеклассное мероприятие
«Будьте добрыми и человечными»
Учитель технологии МБОУ СОШ
им. И.А. Солдатова с. Нижнее Большое
Воловского муниципального района Липецкой области
Бачурина Юлия Ивановна
Ведущий 1. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Уже в IV веке до н.э. утверждал древнегреческий философ Платон: « Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в I веке нашей эры римский философ Сенека: « Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Английский писатель И. Бентам ( XVIII век) утверждает: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Вспомним и слова Л.Н. Толстого: « В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Ведущий 2. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И.С. Тургенев писал: « Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево». Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает.
Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, и самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к « братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Ведущий 1. Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу». Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели.
Чтец 1.
На планете Земля не спокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твоё!
П. Кобраков
Чтец 2.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга можем быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Обретаем их трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини, его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости устраивая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Р. Гамзатов
Ведущий 2. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Очень метко заметил римский философ Сенека: « Ты возмущаешься там, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?» Действительно, когда мы встречаем обязанного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и об этом забываем.
Ведущий 1. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил другой римский философ Марк Аврелий:» Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело?» Видимо, сознание сделанного добра – высшая награда для человека. « Против всего можно устоять, но не против доброты», - утверждал французский мыслитель Ж.Ж. Руссо.
Чтец 3.
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша Планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
П.П. Елфимов
Ведущий 2. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям.
Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека пока и нет значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко. Замечательный педагог доверил своему воспитаннику, бывшему вору Карабанову, значительную сумму денег. Этот факт так потряс юношу, что с того момента он поверил в себя и начал новую честную жизнь. Со временем юноша стал верным помощником А.С. Макаренко.
Ведущий 1. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Дадим совет: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. В споре будьте сдержанными, тактичными. Никого никогда не упрекайте. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если же всё-таки упрёки прозвучали, ссора состоялась – миритесь.
Чтец 4.
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибаться вновь.
Б. Окуджава
Ведущий 2. Из далёкой -далёкой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: « Помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со своими родителями».
Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Исократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
Ведущий 1. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это их огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей.
В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные. Цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания.
Чтец 5.
Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет!
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добросвет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то
Поругает сына мама,
Пожалеет как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Всё от мамы – всё она!
Чтец 6.
Две руки, как это мало!
Десять рук имел бы я –
Вот тогда бы не хромала
Успеваемость моя.
Но на бабушкины руки
Ненароком я взглянул.
У неё же их не десять,
А всего лишь две руки –
Шьют, стирают,
Тесто месят.
Начиняют пирожки
Вяжут кофту, чинят брюки,
Варят кашу и компот
Все в морщинах руки эти
От бесчисленных забот.
Дай-ка, бабушка, тебе я
По хозяйству помогу-
И добавил чуть робея:
- Вот увидишь, я смогу
Так она и просияла,
Удивленья не тая!
И украдкой наблюдала,
Как вовсю стараюсь я.
Хоть устал, держался стойко,
И подумалось мне вдруг:
«Десять рук – зачем их столько?
Мне вполне хватило двух».
А. Шлыгин
Ведущий 2. Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Пусть для вас примером станет отношение поэта С.А.Есенина к животным:
И зверьё как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
Сценка «Грустный щенок Кузя»
Кузя. Какое солнышко теплое! И утро чудесное! А мне грустно А почему – сейчас поймёте. Я об этом песенку сочинил. Напевает:
Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки чтоб взяли его
И не бросали, только всего.
А беда в том, что я не очень красивый Вернее, совсем некрасивый. Какой-то разноцветный Лохматый но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили. Почесали за ушком. Просто позвали: «Кузя!» Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень буду любить
(Появляется хорошенькая девочка. Кузя настораживается. Тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки)
Мама. Ты что? С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился. Может он бешеный? Видишь, как оскалился! Идём скорей! (Уводит девочку).
Кузя. (с отчаянием). Я не оскалился. Это я улыбаюсь. И я никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите.
(По сцене из одного угла в другой идёт прохожий с палкой. Останавливается недалеко от Кузи.)
Прохожий. Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе бы я их всех, всех (Замахивается на Кузю палкой, тот прячется за скамейку)
Автор. За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может любите рыбок?
Прохожий. (сердито) Я порядок люблю! И дисциплину! (Уходит, стуча палкой). Развели собачьё Всех их надо (Кузя вылезает из-за скамейки Появляется мальчик с фотоаппаратом).
Мальчик. Ах, какой смешной пёс! Сейчас я его сфотографирую! Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда. Я тебе нечего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься! Ну-ка стой! (Щелкает затвором). (Подходит мама мальчика.)
Мама. (недовольно). Нашел кого снимать! Бродячего пса!
Мальчик. Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он всё понимает. Возьмём его?
Мама. Кого? Вот этого страшилу?
Мальчик. Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают. Одно ушко вверх, другое вниз.
Мама. Вот именно! Беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе породистого щенка с медалью.
Мальчик. Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого!
Мама. Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идём! (Тащит упирающегося мальчика.)
Автор. Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются, их вырастить, выучить надо. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте!
Мама. А вы чего ввязываетесь в наш разговор?
Автор. Да, трудный случай! Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше. Не просит, чтобы его взяли
Кузя. (тяжело вздыхает). А зачем? Всё равно я никому не нужен. Никому
(Появляется слепой старик, которого ведёт за руку внук.)
Внук. Садись, дедушка, отдохни на скамейке. (Внук замечает Кузю.) Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?
Кузя. Я ничей
Внук. Дедушка, слышишь? Он ничей. Возьмём его? Пожалуйста!
Дедушка. А уроки когда делать будешь? Тебе и со мной хлопот хватает Эх, и жалко-то ведь его!
Кузя. Возьмите меня! Я вырасту, и вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.
Дедушка. Ишь, какой заботливый! А ты добрый пёс! Красивый, умный. Ну, раз ты ничей, будешь нашим. Вот ведь как получилось. Из дому вышли вдвоём, а вернёмся втроём. (Гладит Кузю.) Ты будешь верным другом, я знаю. (Кузя заливается счастливым лаем)
Участники инсценировки поют:
Жил-был на свете добрый щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки чтоб взяли его
И не бросали, только всего.
Пёс наш хозяев хороших нашёл.
Будет им долго и верно служить,
Дедушку сам на прогулку водить!
Чтец 7.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин
Ведущий 1. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.
Чтец 8.
Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли
Россия, Россия – нет слова красивей.
Любуюсь я тобой дыханье затая.
Россия, Россия,
Отчизна милая моя!
В ромашковом снегу широкая дорога –
По ней ушёл отец в свинцовую пургу.
И памятник ему торжественный и строгий
Стоит теперь на волжском берегу.
Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность
И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.
Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,
А в трудный час я жизнь тебе отдам!
Ф. Лаубе
Чтец 9.
Опять черёмуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями –
Уже ручей звенит струной!
Уже гроза гремит громами!
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!
Ты слышишь: дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Где красота – там доброта.
Их разлучить никто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись.
В. Суслов
Чтец 10.
Опять в жару горят леса,
И раскалено дышит полночь,
Опять я слышу голоса
Зверья зовущего на помощь,
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.
В час верной гибели своей
Оно мне всё простить готово.
И порохом пропахших век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: Человек,
Спаси! Ты можешь всё на свете!
В. Молодяков
Чтец 11.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля, не земля, не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Т. Шеханова
Чтец 12.
В светлом доме этом
Стоквартирном нашем,
Мы порой с соседом незнакомы даже.
- Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,
Сторонится бросьте, приходите в гости!
Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,
А зато с улыбкой, а зато с приветом.
Не с коварным зельем, что вредит здоровью,
А зато с весельем, а зато с любовью.
Серебра и злата нет в чертоге нашем,
Чем душа богата, тем вас и уважим:
Тихою беседой, дружеством согретой.
С родственным доверьем, с искренним участьем
Поровну поделим горести и счастье.
Дружат пусть под светлым мирным небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости.
В гости приглашайте, приходите в гости!
С. Погорелевский
Звучит песня «Мы желаем счастья вам!»
Литература.
Стихи С. Погорелевского.
2. Стихи В. Молодякова.
3. Стихи Т. Шехановой.
4. Стихи В. Суслова.
5. Стихи Ф. Лаубе.
6. Стихи А.Яшина.
7. Стихи Б. Окуджавы
8. Стихи А. Шлыгина.
9. Стихи П. Кобракова.
10. Стихи Р. Гамзатова.
11. Стихи П.П.Елфимова.
15