Утренняя гимнастика в моей жизни.
МБОУ «Троельжанская СОШ».
РЕФЕРАТ
УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
В МОЕЙ ЖИЗНИ
Выполнил ученик 5б класса
Решетников Данил.
Руководитель:
учитель физической культуры
Черневецкая Н. И.
с. Троельга.
2014г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1. Некоторые особенности развития среднего школьного возраста.
Психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста……………………………………………………………………… 3
Глава 2. Утренняя гигиеническая гимнастика как одна из малых форм физической активности школьника
2.1 Плюсы и минусы у утренней зарядки. 5
2.2. Характеристика утренней гигиенической гимнастики………………..5
2.3. Методические указания к проведению гимнастики………………….. 7
Заключение …………………………………………………………………..8
Список литературы …………………………………………………………9
Приложения ………………………………………………………………….10
Введение
Я учусь в 5 классе общеобразовательной школе села Троельга. Нагрузка в школе достаточно большая, много сложной информации. Всё это может привести к нарушению здоровья.
Читая энциклопедию, я узнал, что в структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором – органов пищеварения, затем – болезни эндокринной системы, психической сферы.
Однако я должен успевать в школе, чтобы в последующем усваивать сложный материал в средних и старших классах.
Чтобы достичь высоких результатов в умственной деятельности и сохранить свое здоровье, мне нужно оптимизировать учебный процесс. А именно, увеличить количество регулярно выполняемых движений, потому что известно: «Движение – это жизнь!»
Максимальный уровень двигательной активности школьников моего возраста приходится на период до 14 часов, т.е. совпадает со временем школьных занятий. Поэтому, в реферате я обращу ваше внимание на утренней гигиенической гимнастике.
Обозначенная проблема позволяет определить тему нашего исследования: «Утренняя гигиеническая гимнастика в моей жизни» и обозначить цель, задачи исследования, определить методы исследования.
Цель: определить значимость утренней гигиенической гимнастики в моей жизни.
Задачи:
Изучив энциклопедию, установить основные особенности развития школьника моего возраста.
Рассмотреть понятие утренней гигиенической гимнастики.
Минусы и плюсы у утренней зарядки и надо ли её делать.
Подобрать упражнения и составить комплекс утренней гигиенической гимнастики для повседневного проведения.
В процессе работы был использован метод исследования: анализ литературных источников.
Глава 1. Некоторые особенности развития младшего школьника
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Средний школьным возрастом считается возраст детей примерно от 11-13 лет.
Средний школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей. Это возраст спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности.
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей, еще не завершено, в костной системе еще много хрящевой ткани. В этом возрасте почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке.
Происходит значительное увеличение массы головного мозга. Школьники легко возбудимы и очень импульсивны. Они испытывают большую потребность в движениях, которую необходимо удовлетворять.
Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли, внутренней дисциплины.
Таким образом, средний школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Не только развитие памяти, но и развитие всех других психических процессов в этом возрасте стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.
Уровень физического развития вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома.
Глава 2. Утренняя гигиеническая гимнастика как одна из малых форм физической активности среднего школьника
2.1 Плюсы и минусы у утренней зарядки.
Одни считают: утренняя гимнастика вредна только потому, что рассчитана на тренировку всех мышц. Скелетные мышцы, которые находятся уже в напряженном состоянии нужно как раз расслабить.
Другие считают: вообще против «размахивания» руками и ногами по утрам. По их слова в утреннюю зарядку нужно включать элементы йоги. Мало у кого есть столько времени по утрам ещё внедрять йогу в зарядку.
Зарядка не является заменой утреннего кофе или завтраку. Не стоит выполнять зарядку «через силу», «скрипя зубами». Сначала настройтесь. Найдите для себя мотивацию,а затем уже постепенно начинайте делать утреннюю зарядку.
Подведём итоги.
Плюсов много, минусы незначительные. Заниматься можно, но нужно соблюдать некоторые правила. Ведь быть здоровым и ощущать прилив бодрости и продливать себе жизнь..
2.2. Характеристика утренней гигиенической гимнастики
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение учебного дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируются деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость центральной нервной системы, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Гимнастика (медицинская энциклопедия) – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы. Регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Остановимся подробнее на гигиенической гимнастике (зарядке).
Зарядка (медицинская энциклопедия) – это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения. Она помогает скорее проснуться вашему сознанию и всему организму.
Зарядка (В.И.Александров) – наиболее допустимая форма занятий физическими упражнениями для людей любого возраста.
Основные задачи, решаемые физическими упражнениями утренней гимнастики:
Устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
Увеличить тонус нервной системы;
Усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений.
Систематические занятия гимнастикой улучшают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам, укрепляют опорно-двигательный аппарат, усиливают обмен веществ, помогают совершенствовать механизмы приспособления к различным физическим нагрузкам. Гимнастика способствует гармоническому физическому развитию, формирует правильную осанку, укрепляет мускулатуру, особенно мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, развивает гибкость, совершенствует координацию движений.
Зарядка помогает организму быстрее перейти от состояния покоя во время сна, когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Гимнастика имеет и воспитательное значение – она дисциплинирует, вырабатывает волю, уверенность в своих силах.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
2.3. Методические указания к проведению гимнастики
Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики мы составляем вместе с моей мамой. Зарядку выполняю каждое утро в течение 8-15 минут. Каждое упражнение повторяю 5-6 раз. Упражнения провожу в определенной последовательности. Первая группа упражнений – потягивание; вторая – для мышц ног; третья – для мышц шеи и туловища; четвертая – для мышц рук и плечевого пояса; пятая – для увеличения подвижности суставов; шестая – бег, прыжки; седьмая – направлена на приведение организма в состояние относительного покоя. Во время выполнения дыхание не задерживаю, оно должно быть ровным и глубоким: вдох делаю при разгибании корпуса, разведении и поднимании рук и других упражнениях, выдох – при сгибании туловища, опускании рук, приседании.
Зарядку провожу сразу же после сна в своей комнате. Она просторная, чистая, с хорошим освещением.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что мой возраст является важным этапом в становлении развитой личности. Тат как именно на этом этапе происходят основные изменения в моем организме, как физиологические, так и изменения, касающиеся моей психики. Но, так как я выполняю очень важную миссию – учусь, от меня требуется очень много усилий для усвоения новых знаний, умений, навыков. Одним из обязательных условий тренировки данных способностей является использование утренней гигиенической гимнастики перед началом учебных занятий, т.е. комплексов состоящих из физических упражнений различной сложности. Позволяющим сократить период «врабатываемости» моего организма в предстоящую учебную деятельность.
Литература
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура школьников.-М.: Альфа- М, 2003
Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся.-Минск:Нар.Асвета, 2008.
Кислицын Ю.Л., Решетников Н.В. Физическая культура.- 7-е изд.-М.: Изд.Центр»Академия», 2008.-176с.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников.-М.:АспектПресс, 2001.-139с.
Сапин М.П.Анатомия и физиология человека.-М.:Изд. Центр «Академия», 1997.-190с.
6. http://www zdorow do на Яндекс Директ Platiza.
7. сайт «Физкультура на 5».
Приложение 1
9 шагов борьбы со своей ленью.
1.Решить для себя, что я буду делать зарядку в течении какого-то конечного времени.
2.Выбрать комплекс упражнений, который не будит сильно напрягать с утра.
3.Взять лист А4 и сформулировать цель в настоящем времени и с максимальной детализацией, начиная со слова – «Я». Например: «Цель: Я делаю комплекс утренний каждое утро начиная с 01.01 2014 по 07 01 2014 включительно. Сразу после того, ка я просыпаюсь утром в своей комнате и мои ноги касаются пола я иду к окну, останавливаюсь не походя до него 5 шагов и делаю зарядку».
4.На том же листе написать сам комплекс упражнений.
5.на том же листе составить таблицу на каждый день, в котором я буду отмечать успешно выполненные сегодняшние цели (выполнение зарядки).
6.на том же листе определить критерии успеха и поощрение в случае достижения цели. Например : «Цель считается достигнутой, если каждое утор, начиная с 01.01.2014 я сделал полный комплекс и заканчивая 07.01.2014 я сделал полный комплекс установленных мной упражнений и в таблице стоят все галочки.
7.Подписаться под своим обязательством, осознав в полном объёме всю ответственность, которую я беру на себя, ставя подпись под этим контрактом! Ведь если я не выполню свои обязательства перед самим собой-грош мне цена, моим словам и обещаниям».
8.Повесить этот лист на видное место.
9.Ложась спать , проиграть в деталях завтрашнее пробуждение и процесс выполнения зарядки и поставить галочки напротив завтравшнего дня.
Приложение 2
Комплекс утренней гигиенической гимнастики № 1
1. И. п.— ноги на ширине плеч; потягивание, поднимая руки вверх, вдох —
3—4 раза.
2. Ходьба с высоким подниманием бедра и размахиванием рук— 10—15 сек.
3. И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе; повороты вправо и влево с отведением руки и последующим наклоном— 4—5 раз.
4. И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе; вращения таза с постепенным увеличением темпа в каждую сторону— 8—10 раз.5. И. п.— ноги вместе, правая рука вверху, левая вдоль туловища; махи руками попеременно, включая рывки в конце,— 12—15 раз.
6. И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклонившись; энергичные повороты туловища вправо и влево — 8—10 раз.
7. И. п.— ноги вместе, руки вдоль туловища; разведение рук в стороны, отводя назад то правую, то левую ногу,— 5—10 раз.
8. Приседания; вставая — руки на пояс, приседая — руки вперед— 8—10 раз.
9. И. п.— сидя на коврике, руки в упоре сзади, ноги имеете; поднимание и опускание ног в высоком темпе — 5—10 раз.
10. И. п.— упор сидя; при упоре лежа тело прямое, движения упругие — 8—10 раз.
11. Бег на месте с высоким подниманием бедра — 15—20 сек.
12. Упражнение на расслабление; при вдохе поднимите руки вверх, выдохните, мгновенно расслабив руки и плечевой пояс (руки должны упасть вниз) — 3—4 раза.
Приложение 3
Комплекс утренней гигиенической гимнастики № 2
1. И. п.— руки опущены, ноги вместе, спина прямая; подняться на носки, руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши над головой, смотреть вверх — 8 раз
2. И. п.— ноги вместе, ступни сомкнуты; полуприседание, глубокое приседание, встать на носки и отвести ногу в сторону на носок, приседая — выдох, вставая — вдох, попеременно левой и правой ногой — 8-10 раз3. И. п.— стоя у стены, ноги вместе, правая рука опирается ладонью о стену, левая опущена; наклониться вправо с движением руки, при наклоне — выдох, при выпрямлении — вдох, то же влево — 8-10 раз
4И. п.— ноги вместе, руки на поясе; наклон вперед, спину прогнуть, локти отвести назад, смотреть вверх, затем округлить спину, локти выдвинуть вперед, при наклоне — вдох, при выпрямлении — выдох— 10-12 раз
5. И. п.— стойка, руки опущены; высоко поднять левую ногу, согнутую в колене, колено отвести влево, то же правой ногой — 8-10 раз
6. И. п.— сидя, опираясь на руки; поднять прямые ноги на 10—15 см, руки — впереди (или в и. п., из и. п. согнуть колени, пальцы ног упираются в пол) — 8 раз.7. И. п.— лечь на правый бок, правая рука вверху, левая в упоре впереди; согнуть левое колено и напряженно выпрямить левую ногу, то же на правом боку— 10 раз.
8. И. п.— лежа на спине, левую ногу в сторону; сесть и наклониться к правой ноге, руки выпрямлены вперед, голова касается колена, то же с наклоном к левой ноге - 8 раз
9. И. п.— встать на колени, руки в стороны; сесть на левое бедро, левая рука в упоре, поворот туловища влево, правой рукой коснуться пола за левой рукой, то же, сев на правое бедро,—10-12 раз
10. И. п.— ноги врозь, руки опущены; поворот туловища с наклоном вправо, правая рука касается икры — пятки сзади, из и. п. наклон вперед, руки касаются пола, при наклоне — выдох, выпрямляясь,— вдох 6—8 раз.11. И. п.— ноги вместе, руки опущены (пружинить в коленях) ; взмах правой рукой снизу — вверх — влево, смотреть на правую руку, то же левой рукой; после упражнения расслабить ноги — 8-10 раз
12. И. п.— стоя, руки опущены; подняться на носки, руки в сторону — вверх, потянуться, посмотреть вверх, опуститься на пятки, голову на грудь, руки расслаблены, расслабить верхнюю часть туловища, свободно помахать руками, вставая— вдох, при расслаблении — выдох — 8 раз.
Комплекс закончить ходьбой.