Консультация для воспитателя. Тема: Игрушка в жизни малыша


Консультация для воспитателей
Тема: «Игрушка в жизни малыша»
Цель:
Рассказать коллегам о моем видении ценности игрушки в раннем возрасте.
Задачи:
Раскрыть значимость игрушки для детей раннего возраста.
Приемы, используемые при знакомстве с игрушкой, их расположение в группе.
Требования, предъявляемые к игрушкам.

Игрушка- это предмет, специально предназначенный для детских игр.
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игрушки и игры окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
Игрушка – это художественное произведение, задача которого дать выразительный образ человека, животного, предмета, отвечающего потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, войти в образ и делать действия реальными, особенно для малышей. От игрушки зависит содержание игры, творческое воображение, возможность комбинировать свои представления о предмете и активно усваивать новые впечатления.
Большая часть игрушек – это образные игрушки- это не копии, не уменьшенные модели людей, животных и предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения. Игрушки, как игры, отражают свою эпоху.
Среди игрушек для малышей особое место занимает кукла. Она призвана выполнять роль человека. Куклы бывают разные: куклы-голыши, в одежде, с разными выражениями лица. Малыши играют с ней, отображая наблюдения из жизни. Они качают куклу на руках, возят в коляске, готовят и кормят ее, наряжают и ходят в гости, строят ей домики.
Наряду с человеческими фигурками, детям нужны фигурки животных, большинство из них изготовлены из мягких материалов, что сближает малыша и игрушку (как правило, она бывает любимой). Например: мишка, зайчик, т.к. они ближе им по сказкам. Игрушки могут быть и из дерева, пластмассы, различных форм и размеров. Например: машина; ребенок может сесть в нее и играть, не только катая ее по столу, полу. Для детей раннего возраста машина (различных видов транспорта: грузовая, автобус, паровоз, самолет и т.д.) помогают сделать действия детей реальными (я- машинист, я- водитель, я- летчик….)
Много радости малышам доставляют игрушки-забавы, назначением их является- вызвать здоровый смех, вызвать чувство юмора. Они радуют неожиданными движениями или звучанием: танцующий утенок, крякающая утка, хлопушка, пищалка.
Большую ценность представляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, размером, т.е. подчеркивает какое-нибудь свойство, на котором строится игра.
Это: *матрешки, шарики, башенки, грибочки;
*конструкторы, мозаика;
*музыкальные –барабан, погремушка, колокольчик;
*настольно-печатные, как лото, парные картинки, разрезные кубики.
Очень важны игрушки: мячи, прыгалки, обручи, каталки, которые способствуют развитию движения.
Произведения художественной литературы вызывают потребность в игрушках, атрибутах и костюмах, изображающих любимых героев сказок ( элементы в гардеробе – гребешок, значит это петушок, длинные ушки-зайчик и т.д.)
Для ознакомления с игрушкой, я использую дидактическую игру с участием куклы Кати (загадывание ею загадок, инсценировка, театр игрушек и создание игровых ситуаций). Самый первый приход куклы Кати- неожиданность для детей. Она громко здоровается и просит подружиться с ней, разрешить приходить в гости к детям и вместе играть. Потом она выходит из комнаты и возвращается с пакетом, прося детей отгадать, что она принесла ( игра «Катины подарки»). Потом она открывает пакет, там например, посуда. Она просит детей назвать каждый предмет и рассказать о нем. Спрашивает куда его поставить, направляет детей на создание кухни, комнаты для кукол и т.д.
После чтения сказки «Колобок», «Теремок», я знакомлю детей со сказочными персонажами посредством инсценировки с игрушками. После чего они играют с удовольствием сами, т.к. персонажи способствуют усвоить детям определенную зависимость между способами действий с игрушками и характера персонажа (мишка ходит неторопливо и вразвалочку, зайчик прыгает и всего боится, дрожит….)
Я использую такой прием внесения игрушки: Катя прислала письмо, где написано, что она приедет в гости с подружкой Аленой. Если ей понравиться у детей, то она останется у них жить. Это позволяет подумать, как надо встретить Алену и ей понравиться. Главная моя задача-поддержать интерес к игрушке и действиям с ней.
Может быть другой прием внесения куклы: «Катины загадки».
Цель- показать детям, как можно использовать одни и те же игрушки в разных ситуациях. Катя рассказывает, что заболела дочка, нужно вызвать врача и показывает телефон (показываю, как набрать номер и что говорить). Или Катя решила позвонить и позвать друзей в гости. Игрушка-телефон вовлекает в игру робких и застенчивых.
Целенаправленное использование приемов внесения игрушек помогает комплексно решать ряд задач:
Театр игрушек- положительные эмоции, воображение, различные варианты использования одних и тех же игрушек.
Создание игровых ситуаций- развивает у детей способность намечать цель игры, подбирать игрушки, пробуждать творчество.
Загадывание сценок, загадок- активизирует мыслительную деятельность.
Дидактические игры- закрепляют умение использовать игрушку по назначению и способы действия с ней.
Важное значение в игре- расположение игрушки в группе. Малышам сразу все игрушки предлагать не надо, т.к. создается большое количество раздражителей. Все отвлекает и теряется элемент но-
визны, неожиданности. В группе игрушки надо располагать в разных местах: машины- в гараже, куклы-в комнате и т.д. Игрушек должно быть 3-4 каждого вида. Этим достигается интерес малышей к игрушкам и позволяет им самостоятельно распоряжаться ими. Располагать их надо на полочках, обеспечивая обзорности игрушек. Одни игрушки не должны заслонять другие и должны быть привлекательными. После игры в игрушечном царстве должен быть наведен порядок. Научить детей оставлять игрушки в порядке воспитывает в детях разумную бережливость, организованность и аккуратность, уважение к окружающим.
Любая игрушка должна быть привлекательной, красивой и простой, безопасной, отвечать требованиям гигиены.
В условиях нашего времени есть игрушки опасные для детей, провоцирующие на безнравственность, агрессию, жестокость, вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за пределы детского возраста. Для этого нужно вести работу с родителями и разъяснять им негативное влияние таких игрушек, консультировать их по вопросам приобретения игрушек.