ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ» (для обучающихся начальной школы)


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ»
(для обучающихся начальной школы)
Автор: Головачёва Галина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
2015 г.
Анализ ситуации:
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалея, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на Земле.
А. Лесных
Доброта – качество, которое ценится во все времена. Чем тяжелее и чем сложнее ситуация в которой оказался человек, тем для него дороже доброта и сочувствие других людей, оказавшихся рядом и готовых помочь и поддержать в трудную минуту. В течение года, месяца, недели, а порой и ежедневно человеку нужна помощь, поддержка, взаимопонимание, участие окружающих. Но всегда ли мы получаем их? Далеко не всегда. Ведь в противном бы случае в мире не было бы войн, насилия, унижения, оскорбления... За последние 100 лет в мире только от вооруженного насилия погибло около 150 млн. человек, из них около 1/3 в России. Даже ребята начальной школы на переменах и в свободное от школьных занятий время могут обидеть друг друга грубым словом, а порой даже ударить без капли сожаления о содеянном. Жестокость, «пришедшая в наше общество из средств массовой информации», становится привычным явлением. Исправить эту страшную ситуацию может только доброе отношение людей друг к другу.
Но в чём выражается доброта? Какими качествами должен обладать добрый человек? Что должны сделать дети, чтобы вырасти добрыми людьми?
Всерьёз задумавшись над этими вопросами, я решила создать разработать педагогический проект «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ».
Ключевая идея проекта: созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов.
Цель проекта: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах  нравственного  поведения, об этических нормах взаимоотношений в семь.
Способствование усвоению правил поведения в общественных местах, дома, на улице, на природе.
Раскрытие сущности  нравственных  поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Организация социально-значимой деятельности обучающихся класса через разработку и реализацию социальных проектов и акций.
Проведение благотворительных акций, направленных на проявление милосердия, гуманности, толерантности, заботы в отношении к окружающим и позитивного настроения.
Участники педагогического проекта
Целевая аудитория: Обучающиеся моего класса ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр». В классе 20 человек разного уровня подготовки.
Ожидаемый результат:
- Вовлечение детей класса в активную общественную жизнь;
- Заинтересованность общественности проблемами нравственности, духовности здоровья;
- Создание условий для воспитания доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, соучастия в судьбах людей, живущих рядом;
- Создание условий для развития детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и младшим ребятам;
- Сосредоточение главного акцента на деятельности не только в стенах школы, но и в нашем селе.
Сроки реализации проекта «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ»: 2013-2017 учебные годы.
1 год (2013 – 2014 учебный год) – «Дорогами добра»
2 год (2014 – 2015 учебный год) – «С чего начинается человек»
3 год(2015 – 2016 учебный год) – «Добро начинается с тебя»
4 год (2016 – 2017 учебный год) – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
Этапы реализации проекта:
1. Организационный: постановка целей и задач, создание группы активистов из числа обучающихся класса
2. Проектирование: планирование мероприятий
3. Деятельность в рамках программы: реализация деятельности по направлениям
4. Подведение итогов: анализ работы, определение перспектив дальнейшей работы.
Принцип построения проекта: поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне. Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и Красоте. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет еѐ дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.
Направления деятельности в реализации проекта:
Работа с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны.
Цель: Оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны; сохранить память о людях и событиях тех лет.
Задачи:
- Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся класса.
-  Воспитывать уважение к защитникам Родины.
- Социальная поддержка ветеранов, воспитание  внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них.
- Способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с  взрослыми.
Общение и поддержка  детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель: Оказать посильную поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
- Создание условий для организации социально-значимой деятельности.
- Возрождение традиций милосердия - моральная и ресурсная поддержка детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Экологическая работа.
Цель: Создание условий для природоохранной деятельности школьников посредством участия в экологических акциях, творческих конкурсах, исследовательских проектах, играх, олимпиадах.
Задачи:
- Формирование нравственной экологической позиции личности.
- Развитие у детей личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
- Включение обучающихся в экологически ориентированную деятельность.
- Организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия.
- Модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении.

Организация творческого досуга учащихся класса.
Цель: Использование разновариативных подходов к организации культурно-досуговой деятельности через включение обучающихся в различные виды социально значимой деятельности.
Задачи:
- Создание условий для реализации способностей учащихся.
- Формирование здорового образа жизни.
- Приобщение к духовным ценностям мировой и национальной культуры.
- Формирование чувства уважения, патриотизма, любви к Родине, деревне, школе.
- Воспитание культуры общения, культуры отдыха.
Организация и проведение акций  для своих сверстников.
Цель: Создание условий для гражданского становления личности учащихся через практические дела и вовлечение в них своих сверстников.
Задачи:
- Повышение среди сверстников статуса понятий «добро» и «взаимопомощь» через решение локальных проблем силами школьников.
- Развитие социальной культуры, активной гражданской позиции.
- Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на достижение конкретного результата.
Инновационные воспитательные технологии: В настоящее время наряду с новыми образовательными технологиями появляются и инновации в воспитании подрастающего поколения. Теперь школа направлена на разностороннее развитие человека. Она должна создавать условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Решить эти задачи помогают современные воспитательные технологии.
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:
-Технология КТД (коллективные творческие дела);
- Метод проектов;
- Ситуативные технологии;
-  Информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
- Социальное проектирование.
Взаимодействие с разными субъектами воспитания в создании условий для развития и саморазвития воспитанников:
- Взаимодействие семьи и школы (оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, проведении социально значимых акций и проектов; финансовая деятельность; решение бытовых проблем класса).
- Взаимодействие с узкими специалистами школы: социальный педагог, психолог, классные руководители начальной школы и среднего и старшего звена (решение узких проблем в преодолении трудностей в общении со сверстниками и взрослыми людьми).
- Взаимодействие с администрацией школы (решение вопросов транспортировки, использовании школьного оборудования).
- Взаимодействие с редакцией районной газеты «Степная правда» (нам оказана помощь: в газете предоставлено место для статей, которые пишут дети класса в рубрике «Пишут дети»).
- Взаимодействие с односельчанами (понимание и поддержка в проведении акций и социально значимых проектов).
Диагностический инструментарий:
Мониторинг диагностики уровня воспитанности школьников с 1 (2013 – 2014 уч. год) по 2 класс (2014 – 2015 уч. год)
года Уровни воспитанности
высокий средний низкий
2013 - 2014 41% 47% 12%
2014 - 2015 44% 49% 7%
Результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся класса за последние два года

Вывод: основываясь на результаты мониторинга диагностики уровня воспитанности учеников моего класса, следует сказать, что в целом за последние 2 года прослеживается рост уровня воспитанности.
Диагностика изучения личности учащихся 2 –Б класса «Что у меня на сердце» (2014 – 2015 учебный год)
2014 – 2015 учебный год
Начало года Конец года
Тревожный 41% 35%
Спокойный 59% 65%
Результаты диагностики изучения личности учащихся 2 –Б класса «Что у меня на сердце» (2014 – 2015 учебный год)

Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения личности учащихся, следует отметить рост детей со спокойным уровнем личностных характеристик и ощущений.
Определение уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

года Уровни нравственной воспитанности
высокий средний низкий
Начало года 33% 41% 26%
Конец года 40% 43% 17%
Результаты диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)
Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся можно подчеркнуть, что на конец учебного года наметилась динамика увеличения детей с высоким уровнем нравственной воспитанности и уменьшения процента детей, относящихся к себе, к людям и к жизни с некоей долей неудовлетворенности.
Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
2013 – 2014 учебный год 2014 – 2015 учебный год
Процент удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса 63% 71%
Результаты диагностики удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса

Вывод: Диагностика выявила положительную тенденцию удовлетворённости родителей воспитательным процессом Диагностическая оснащенность воспитательного проекта:
Мониторинг диагностики уровня воспитанности школьников с 1 (2013 – 2014 уч. год) по 2 класс (2014 – 2015 уч. год)
года Уровни воспитанности
высокий средний низкий
2013 - 2014 41% 47% 12%
2014 - 2015 44% 49% 7%
Результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся класса за последние два года

Вывод: основываясь на результаты мониторинга диагностики уровня воспитанности учеников моего класса, следует сказать, что в целом за последние 2 года прослеживается рост уровня воспитанности.
Диагностика изучения личности учащихся 2 –Б класса «Что у меня на сердце» (2014 – 2015 учебный год)
2014 – 2015 учебный год
Начало года Конец года
Тревожный 41% 35%
Спокойный 59% 65%
Результаты диагностики изучения личности учащихся 2 –Б класса «Что у меня на сердце» (2014 – 2015 учебный год)

Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения личности учащихся, следует отметить рост детей со спокойным уровнем личностных характеристик и ощущений.
Определение уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

года Уровни нравственной воспитанности
высокий средний низкий
Начало года 33% 41% 26%
Конец года 40% 43% 17%
Результаты диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)
Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся можно подчеркнуть, что на конец учебного года наметилась динамика увеличения детей с высоким уровнем нравственной воспитанности и уменьшения процента детей, относящихся к себе, к людям и к жизни с некоей долей неудовлетворенности.
Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
2013 – 2014 учебный год 2014 – 2015 учебный год
Процент удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса 63% 71%
Результаты диагностики удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса

Вывод: Диагностика выявила положительную тенденцию удовлетворённости родителей воспитательным процессом.
Результаты реализации педагогического проекта:
При поддержке и помощи классного руководителя, родителей, администрации школы обучающимися класса были подготовлены благотворительные акции:
«Согреет в этом мире доброта»;
«Подари книгу»;
«Подари игрушку»;
«Чужих детей не бывает»;
«Книжкина больница»;
«Подарю книгу школьной библиотеке»;
«Подарок детской районной библиотеке»;
«Синичкин день»;
«Подари надежду жить»;
«Помним. Любим. Гордимся»;
«Поздравляем участницу Великой Отечественной войны Никонову Любовь Константиновну с днем рождения»;
«Живи, живи, наш ветеран»;
«Поздравляем ветеранов Великой Отечественной Войны с Днем Победы»;
«SOS!!! Книги для девочки!»;
«SOS!!! Корм для собак»;
«Тонометр для школьного медицинского кабинета»;
«Помощь для Янины Никитиной»
Вышеперечисленные акции были направлены на оказание поддержки, помощи и заботы в отношении окружающих.
Привлечено внимание жителей с.Алексеевка к нашим добрым поступкам, которые были направлены на проявление заботы в отношении окружающих через публикацию статей в рубрике «Пишут дети» в районной газете «Степная правда».
В апреле 2015 года дети моего класса стали призерами IV Областного конкурса социально значимых проектов учащихся «Моя страна – моя Россия» в номинации «Оглянись вокруг». Вот уже на протяжении двух лет обучающиеся моего класса занимают первые места в школьном конкуре «Воспитательный проект».
Участие воспитанников в социальных проектах и инициативах, в социально – значимых делах
№ Название социально – значимого дела Дата Степень участия класса (отдельных воспитанников) в процессе Результат
1 «Синичкин день» Октябрь 2013 г. Все воспитанники Подготовили и повесили в школьном дворе кормушки для птиц
2 «Книжкина больница», февраль 2013 г.
февраль 2013 г. Все воспитанники Отремонтировали книги из школьной библиотеки
3 «Подари игрушку» (для воспитанников СРЦ Радуга) Октябрь 2013 г. Все воспитанники При поддержке родителей и администрации школы собрали и отвезли игрушки в СРЦ Радуга
4 «Тонометр для школьного медицинского кабинета»
Ноябрь 2013 г. Все воспитанники Нашли спонсора для приобретения тонометра, купили его и подарили школьному медицинскому кабинету
5 «Азбука вежливости для юного друга» Май 2014 г. Все воспитанники Для воспитанников старших групп детских садов силами класса
была подготовлена
6 «Поздравляем ветеранов войны с днем Победы» Май 2014 г. Все воспитанники Фото на память и статья в районную газету «Степная правда»
7 «Книги для районной библиотеки» Июнь 2014 г. Все воспитанники Пополнили библиотечный фонд
8 «Помощь Янине Никитиной» Апрели 2014 г. Все воспитанники Перевели деньги на счет девочки Янины, больной раком,
9 «Подари надежду жить» Март 2014 г. Все воспитанники В Самарский онкологический центр для детей, больных раком, по почте отправили рисунки
10 «Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула»(найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя) 2013 – 2015 г.г. Все воспитанники Переписка с обучающимися школы, поздравления для Леонова Ивана Антоновича
11 «С днем рождения, наш ветеран!» Февраль 2014 г. Все воспитанники Поздравили с днем рождения участницу войны, односельчанку Никонову Л. К.
12 «Чужих детей не бывает» Май 2014 г. Все воспитанники При поддержке родителей и администрации школы собрали и отвезли игрушки в детский сад с. Семеновка
13 «SOS!!!!Корм для собачек» Сентябрь 2014 г. «Цветы для школы» Все воспитанники При поддержке родителей собрали корм для собачек и отправили его по почте
14 «Цветы для школы» «Цветы для школы» Все воспитанники За летний период вырастили цветы и подарили их школе
15 «SOS!!!! Книги для девочки» Октябрь 2014 г. Все воспитанники При поддержке родителей собрали книги для девочки и отправили по почте
16 «Привет от молодого поколения» Декабрь 2014 г. Все воспитанники Приготовили рисунки и подарили их жителям местного дома престарелых
17 «Живи, живи, наш ветеран!» Апрель 2015 г. Все воспитанники Приготовили своими руками поздравительных плакатов для ветеранов войны
18 «Накануне Победы» Май 2015 г. Все воспитанники Приготовили рисунки и поздравили ветеранов войны
19 «Встреча с участниками войны» Апрель 2015 г Все воспитанники Встреча - беседа
20 «Письмо ветеранам Украины» Апрель 2015 г Все воспитанники Написали и отправили письмо ветеранам Украины
21 «Эх, масленица, веселись!» Март 2015г. Все воспитанники Подготовили и провели праздничную программу для обучающихся 3 класса
22 «Мастерская подарков» Февраль 2015 г. Все воспитанники Своими силами готовим подарки для детей и отправили в Самарский детский дом
23 «Цветы весны для ветеранов» Май 2015 г. Все воспитанники Приготовили букетики цветов из цветной бумаги и подарили их жителям дом престарелых

«Книги для районной библиотеки», июнь 2014 г.

«Синичкин день», октябрь 2013 г.

«Книжкина больница», февраль 2013 г.

«С днем рождения, наш ветеран!», февраль 2014 г.

«Подари надежду жить», март 2014 г.

«Тонометр для школьного медицинского кабинета», ноябрь 2013 г.

«Накануне Победы» май 2015 г.
Дальнейшее развитие проекта:
Проект представлен социальными акциями, которые на данное время являются реализованными. Однако, можно ли про добрые дела сказать, что всё сделано, и мы к этому не вернёмся. Конечно же, нас всегда будут окружать люди, растения, животные, которым нужны наши внимание, поддержка и помощь. В 2015 – 2016 учебном году мы с детьми продолжим работу в данном направлении.
Список использованных источников и литературы:
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.