Занятие Учиться творчески, учиться с увлечением
Занятие «Учиться творчески, учиться с увлечением»
Цель:
-выявить характер познавательных интересов воспитанников, их отношение к учебной деятельности;
-оценить степень творческой одаренности;
-познакомить с некоторыми приёмами эстетической организации учебной деятельности;
-развивать любознательность, стремление самостоятельно приобретать знания;
-совершенствовать культуру умственного труда.
Ход подготовки:
-написать плакаты
«Чем человек просвещённее, тем он полезней своему отечеству» ( А. Грибоедов)
« Для того, чтобы достичь познания вещей, необходимы четыре способности: интеллект, воображение, чувства и память» ( Рене Декарт)
-провести письменный опрос детей
Анкета учащегося
- Какой учебный предмет для тебя самый интересный
- Что тебе больше всего нравится делать на уроке:
а) слушать объяснение учителя
б) слушать своих товарищей
в) заниматься самостоятельной работой
г) выполнять творческие задания
д) отвечать на вопросы учителя
- Доставляет ли умственная работа радость
- Что предпочитаешь делать, если получил сложное задание:
а) все зависит от настроения и предмета
б) люблю думать и искать ответ самостоятельно
в) лучше спрошу у учителя или попрошу помощи у родителей
г) предпочитаю списать
- Часто ли на уроке задаешь вопросы:
а) часто
б) редко
в) иногда
г) никогда
- В случае необходимости пользуешься ли ты дополнительными источниками информации: журналами, справочниками, энциклопедиями, словарями, научной литературой
а) постоянно
б) по отдельным предметам
в) редко
г) не пользуюсь никогда
План беседы
Вступительное слово социального педагога
Мы живем во время, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в судьбе человека. Постоянное накопление знаний не прихоть. Не погоня за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, продиктованная всем укладом нашей жизни, уровнем развития науки и техники. Стремлением к всестороннему и гармоническому развитию каждой личности.
Прекрасней нет познания!
Воспитанники слушают ответы на вопросы, предложенные в анкете.
Предлагается обсудить следующие высказывания:
«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы испытываем, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания. Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться, замирать в священном трепете, того можно считать мертвецом» ( А.Эйнштейн)
Вопросы детям
- Какие факты, события, научные законы вызвали у вас удивление и желание побольше узнать об этом
- Согласны ли вы с тем, что чем старше возраст учащихся, тем меньше «почемучек»
- На каком уроке у вас возникло ощущение «тайны»
« Когда ученику удастся отыскать обаятельную сторону даже в решении алгебраических и геометрических задач. Тогда можно будет сказать наверное, что этот ученик вполне способен принять на себя и довести до конца всякий умственный труд, как бы ни был он сух и утомителен… Для ученика, воспитанного на математике. Всякий умственный труд будет привлекателен или, по крайней мере, сносен» ( Д.И. Писарев»)
Вопросы к детям
- Разделяете ли вы точку зрения Писарева. Подкрепите свою мысль примерами.
- Действительно ли «математика ум в порядок приводит»
- Какие качества вырабатываются у человека, серьезно занимающегося точными науками
- При каких условиях изучение основ наук будет вызывать чувство радости и удовлетворения
Выступление социального педагога
Творческую деятельность ученика можно сравнить с научной деятельностью ученого. Только ученый дает миру новые, доселе неизвестные науке данные. А ученик как бы заново открывает их для себя. Творческой можно назвать такую работу ученика на уроке, когда он пытается самостоятельно отыскать ответ, найти наиболее рациональный и красивый путь решения задачи, придумать оригинальный и остроумный эксперимент, поставить опыт, подтверждающий то или иное научное положение. Творческая деятельность предусматривает умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать, выделять главное. Обобщать. Конкретизировать, комбинировать ранее известные знания, умения, способы и приемы работы.
Развивайте свои творческие способности
Игра « Круг наших интересов»
Учащимся показывают таблички со словами «математика», «физика». «химия», «литература». «спорт». Учащиеся должны разделиться на группы в соответствии с их интересами. Каждая группа в течении двух- трех минут готовят творческую защиту своего интереса (Это может быть рассказ о неожиданных открытиях в данной области науки, о примечательных фактах из жизни ученых, о книгах, открывающих красоту науки, искусства, спорта и т.п.)
Тесты на выявление творческих способностей
Зоркость в поисках проблем. Предложить записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с каким-либо объектом ( например с деревом)
Быстрота мышления. Назвать слова, к которым применимы три определения одновременно ( например, мягкий, белый,съедобный)
Легкость ассоциирования. Назвать все слова, противоположные по смыслу данному слову ( например, слову «сухой» или слову «старый»)
Способность «классификации объектов». Записать на листе бумаги все предметы, к которым может быть применимо данное определение ( например,«круглый»)
Множественные группировки. Предложить список слов ( например, «стрела», «пчела», «крокодил», «рыба», «коршун», «яхта», «воробей») требуется сгруппировать эти слова по какому-то признаку. Выделив как можно больше классов (скажем, летающих. плавающих, живых объектов и т.п.)
Выведение следствий. Дать описание какой-либо ситуации (например, что произойдет, если начнется дождь и будет идти не переставая) и предложить затем придумать последствия.
Символ профессии. Показать рисунок знакомого предмета ( например, электрической лампы) и попросить перечислить профессии, которые может символизировать этот предмет ( электрик, учитель, ученый)
Выступление социального педагога
Глубокое заблуждение считать, что работается плохо от того, что на уроках скучно и неинтересно. Наоборот, неинтересно от того, что учеба идет плохо. Без особой умственной и духовной активности.
Прежде чем начать заниматься самовоспитанием с целью изменения своего отношения к учебе, необходимо выяснить причины неуспеха: запущенность предмета в связи с длительной болезнью, неприязнь к учителю в силу какого-то конфликта, отсутствие способностей в данной области науки, а возможно нет веры в себя?Чтобы самый нелюбимый предмет стал интересным. Проделайте в течение месяца эксперимент: приходите в школу чуть раньше, минут за 20 до звонка, мысленно подготовьте себя к уроку с помощью самовнушения. Формулы самовнушения могут быть следующими: « чувствую себя хорошо, настроение бодрое, я готов внимательно слушать всё, что будут говорить на уроке. На уроке полная внимательность, активность, хорошая работоспособность». Перед началом урока внутренне настроиться на работу: сядем прямо, приготовим все необходимое к уроку, изменим установку по отношению к предмету ( мысленно скажем: « Я люблю тебя, математика! Я с удовольствием буду слушать учителя и своих товарищей! Мне интересно будет принять участие в обсуждении вопросов!»При объяснении нового материала внимательно следите за логикой мысли учителя, старайтесь понять о чем идет речь. Мысленно составляйте план рассказа, если это возможно. Фиксируйте его на бумаге. Про себя задавайте вопросы: почему это так? Откуда это следует? Если что-то осталось непонятым- подойдите к учителю после урока.Выполните хорошо домашнее задание по нелюбимому предмету и получите хорошую оценку. Увидите, как только ваши старания оценят, сразу станет интересно. Можно попробовать и с кем-то с класса посоревноваться. Выберите одноклассника чуть успешнее себя и старайся его обогнать. Поставьте себе эту цель и смело идите вперед. Поверьте, ситуация конкуренции значительно мотивирует в учебе. Никогда не зубрите предмет, постарайтесь понять, о чем идет речь, смоделируйте в уме иллюстрацию к материалу. Так будет значительно проще запомнить, выучить и полюбить такой скучный и нелюбимый предмет.