Конспект мероприятия Учусь говорить НЕТ
Внеклассное мероприятие на тему:
«УЧУСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ!!!»
Данное мероприятие проходит в виде программы «Пусть говорят», на которую приглашаются гости: учащиеся классов со сложной структурой дефекта, педагоги, а также администрация школы, которые в ходе программы могут высказываться по возникающим вопросам.
Цель мероприятия: ознакомление учащихся с формами отказа от табака, алкоголя и наркотика.
Задачи:
обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;
вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья;
подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
пропагандировать здоровый образ жизни; развивать внимание, речь.
Формы работы, которые я использовала: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Методы работы помогающие достичь намеченной цели: беседа, арт-терапевтические упражнения, релаксирующие упражнения, дискуссия, элементы сказкотерапии, игра, элементы психологического тренинга.
Оборудование и материал: маски для сценки; таблица с формами отказа; карточки красного цвета с вариантами предложений; карточки зеленого цвета с вариантами ответов; кирпичики: зеленого цвета с полезными занятиями – красные – с вредными привычками; корзина; мультимедийная презентация.
ХОД ПРОГРАММЫ
1. Организационный момент
Добрый день! В эфире программа “Пусть говорят” на первом школьном канале (Слайд 1). Я очень рада, что вы пришли на встречу, чтобы обсудить очень важную проблему – проблему курения, алкоголя и наркомании. Прежде, чем приступить к обсуждению, я хотела бы спросить всех: Считаете ли вы проблему курения и алкоголя важной? Почему? (Мнения зрителей). Ваши высказывания, по-моему, утвердили наше мнение: проблема курения и алкоголя заслуживает обсуждения!!! Позвольте представить участников программы – учащиеся 7х «с» классов, а также у нас присутствуют учащиеся 6 «с» и 9 «с» классов и гости нашей программы: педагоги, специалисты и представители администрации нашей школы.
Игра “Подари улыбку” (создание хорошего настроения) (Слайд 2).
Для того, чтобы разобраться в проблеме, для начала давайте создадим хорошее настроение, передавая свою улыбку друг другу и улыбнемся нашим гостям.
Игра-активатор “Друг к дружке” (Слайд 3).
- Ну, а чтобы наша программа прошла без запинок поиграем в игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Для этого образуйте 2 круга, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера. Итак – начали: Рука к руке! – Нос к носу! – Спина к спине! – Друг к дружке! – Нога к ноге! – Ухо к уху! – Пятка к пятке! – Друг к дружке! – Носок к носку! – Живот к животу! – Лоб ко лбу! – Друг к дружке! – Бок к боку! – Колено к колену! – Мизинец к мизинцу! – Друг к дружке! – Затылок к затылку! – Локоть к локтю! – Кулак к кулаку! Молодцы!!!
Ну, теперь с нашей проблемой мы справимся быстро.
2. Интерактивная беседа
Как вы считайте, что такое привычка? (Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.) (Слайд4)– Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные.) – Какие полезные привычки вы знаете? (Мыть руки, умываться читать перед сном, класть свои вещи на место, есть кашу по утрам, при встречи говорить «Здравствуйте!» и т. п.) – Какие привычки вредны для человека? (Грызть ногти, ковырять в носу, раздирать болячки, курение, пьянство, наркомания многие другие.)
-Когда человек не умеет удержать себя, отказаться от чего-то плохого, то это называется – невоздержанность. – Прочитайте пословицу: «Бедность – от лени, а болезнь – от невоздержанности»? (Слайд 5). Что это значит? (Если человек не привык к труду, он будет беден. А если он не привыкнет бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.) Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.
3. Мини-лекция «В рабстве у вредных привычек» (Слайд 6).
Очень много лет назад на земле существовали государства, где людей превращали в рабов. Рабы строили дороги, дворцы, выполняли самую тяжёлую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизит, продать, убить. Прошли много лет, и человечество избавилось от рабства. Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек. Посмотрите на слайд (Слайд 7). Это Царство вредных привычек. В этом Царстве самые крупные города – это Никотин, Алкоголь, Наркотик. Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании. Их удел нищета, болезнь, смерть. Но почему же так тянет людей в это тёмное царство? Мы это выясним посмотрев сценку.
4. Сценка “На лесной полянке” (Слайд 8)
На лесной полянке звери. Они собирают лекарственные растения. Появляется волк с сигаретой во рту.
Волк: Ну что, малявки, дать закурить.
Заяц: Нет.
Белка: Мы не курим.
Еж: Фу-фу-фу – какая гадость! Ты разве не знаешь, что вредно курить?
Волк: Ерунда! Курят только настоящие, смелые звери. А люди-то как это ЛЮБЯТ! Я вот у них сигарету стащил. Слабо закурить?
Заяц: Ладно! Давай! (Закуривает, кашляет, падает без сознания).
Белка: Ну, зачем ты это сделал? Зачем закурил?
Появляется Лиса.
Лиса: Ой! Ой! Ой! Какие мы нежные! В обморок упали. Ничего привыкнет.
Еж: Да привыкнет, а потом уж и не отвыкнет. Столько людей пытается бросить курить, а удается это немногим. Лучше уж не начинать совсем!
Белка: Ты прав, Еж, не нужно привыкать. Я уж лучше орехов поем. Хочешь, Ежик?
Еж: Спасибо, Белка. У меня вот яблоко есть – и приятно и полезно.
- Да, ребята, чтобы отказаться от первой выкуренной сигареты или от первой рюмки, нужно больше СМЕЛОСТИ, чем требуется для того, чтобы согласиться. Денежки и время лучше тратить на что-то хорошее и полезное.
5. Переход к теме программы
Что случилось на лесной полянке?– Все ли звери смогли отказаться от предложения Волка закурить? (Нет.) – Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Учиться говорить “нет”.)
– Тема программы: “Учусь говорить “нет” (Слайд 9). Наша программа посвящена навыку, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать соответствующие способы поведения.
– Бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки? Если нет: Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки? Такие ситуации иногда бывают. Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?) – Трудно ли было отказаться?
– Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя?(Выслушать ответы.)Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Мы много говорим о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и жизнь человека, но все-таки многие начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты, алкоголь и наркотики.
Существуют формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними (Слайд 10)“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на куда-то, занятость, боязнь огорчить родителей).“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфетку, предложить жвачку, игрушку).Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.Сделать вид, что не услышал предложения.Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)Изменить тему разговора.
Ролевая игра «Умей сказать «нет»»
Мы начали нашу программу с разговора о рабстве. Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые по слабости и безволию становятся рабами вредных привычек. Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство?Здесь может быть только один ответ:Надо научиться говорить …
Дети (хором). Нет!
Вот мы сейчас и будем это делать (Слайд 11).
Встречайте представитель «Тёмного царства» – Царица вредных привычек (Слайд 12).
Сценка «Царица вредных привычек».
- А вот и я Царица вредных привычек. Я пришла найти тех, кто хотел бы поселиться в «Тёмном царстве», я уверена, что у меня всё получится.
(Мы знаем, что попасть в это Царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все уговоры у нас один ответ…)Дети (хором). Нет!
- Посмотрите, какие красивые и изящные сигареты.
Дети (хором). Нет!
- Какая красивая пачка! Откройте её, возьми сигарету.
Дети (хором). Нет!
- Как мужественно будешь ты смотреться с сигаретой и с бутылкой алкоголя в руках!
Дети (хором). Нет!
- Курить - это современно и круто!
Дети (хором). Нет!
- Если у тебя нет денег - угощайся, бери в долг, потом вернёшь.
Дети (хором). Нет!
- Не отказывайся сейчас все курят и пьют, попробуй за компанию.
Дети (хором). Нет!
- Курение, алкоголь, наркотики – это лекарства от скуки.
Дети (хором). Нет!
- Курение успокаивает нервы, алкоголь снимает напряжение.
Дети (хором). Нет!
- Наркотики делают человека свободным и счастливым.
Дети (хором). Нет!
- Почему - то все дети упрямо не клюют на такую рекламу.
Могут меня избить и побить,
(Вот мы сейчас и будем это делать.)
- Надо ноги уносить!
- Молодцы! Хороший отпор вы дали Царице вредных привычек.
Игра “Как отказать?” (Слайд 13)
И следующая игра поможет вам найти правильный выход в сложных ситуациях, научит отстаивать свое мнение и не поддаться на уговоры сверстников. У меня карточки красного цвета с вариантами предложений. Один берет и громко читает. На другом подносе – карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй берет, зачитывает и определяет, является ли вариант ответа формой отказа. (Слайд с формами отказа) (уч-ся необходимо соотнести вариант ответа с номером формы отказа)
Варианты предложений:
– Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!– Хочешь пиво?– Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.– Давай покурим! Или ты трусишь?– Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.– Пошли покурим! Или тебе слабо?
Варианты ответов:
– Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!– Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!– Нет, спасибо!– Нет! Я не буду! И тебе не советую!– Нет, спасибо! У меня есть пазлы. Пойдем собирать.– Нет, спасибо! Я спешу в шахматный кружок! Хочешь, пойдем со мной.– Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток!– Нет, спасибо! Меня мама просила сходить в магазин, пошли со мной поможешь мне. – Ребята, скажите, пожалуйста, в чьей роли вам понравилось быть больше?
6. Релаксационный комплекс (Слайд 14).
«Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила и погружение, выдох – уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Это приносит удовольствие. Эти силы помогают сделать правильный выбор в любой ситуации. Силы помогут сказать «Нет!». Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила! Она поможет сделать все так, как нужно! Решайте, когда ее использовать. Ясные мысли помогут ее использовать. Никто не сможет отнять у вас вашу силу. Ваш ясный ум – только ваш! Ваша сила – только ваша сила! Теперь пошевелили пальцами, рукой, откройте глаза и скажите вслух: «Я смогу сказать «Нет!», когда это нужно!»Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Есть люди, которые говорят: «А ты закури – и все пройдет». Но это не так!По вашему мнению, как можно снять стресс? (Можно выйти в лес и громко закричать; залезть под душ; сосчитать до 10; включить музыку, закрыть глаза, представить себя животным и попробовать потанцевать.) Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.
Упражнение «Растирание ладошек»
Есть еще одно замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь. Ваши аплодисменты – это не только благодарность певцу, но еще и массаж ваших ладошек, а через них и массаж ваших внутренних органов. Доказано, что чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты, прежде чем спеть, просят зрителей поаплодировать.
7. Реклама
– А сейчас реклама (Слайд 16) Учащиеся читают стихи. 1-й ученик:
Сигаретная страна –Очень мрачная она.Кто хоть раз в нее ступилСигарету закурил,Тот во многом прогадалТот здоровье потерял.Лучше спорт, компьютер, книжкиДля девчонок и мальчишекНаучись ответить “нет”Любой пачке сигарет!У нас на проблему свой теперь взглядКурение – это яд!
2 ученик:
Вы только вокруг оглянитесь, ребята, Дел интересных – край непочатый:Спорт, учеба, туризм, путешествия – Это же круче, чем путь к бесчестию.
3 ученик:
Нет – пьянству, нет – алкоголю!Ну а наркотикам – нет тем более!
Да – творчеству, спорту, походам!Выберите по душе дорогу.
Вместе:
Здоровому образу жизни – “да”!И следовать будем ему всегда.
8. Упражнение “Стена полезных привычек” (Слайд 18)
А в завершении нашей программы мы соберем с вами “Стену полезных привычек”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене полезных привычек” или же выбросить в корзину.Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. Можно предложить учащимся прокомментировать свой выбор. Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилась крепкая стена.
9. Рефлексия. Подведение итогов
Произведем оценку программы.
–Какую проблему мы сегодня обсуждали?–Мы нашли способы как попасть под влияние вредных привычек?- Те, кто узнал, как отказаться от вредных привычек похлопайте в ладоши, те кто так и не понял, что надо делать когда тебе предлагают сигареты, спиртное или наркотики - потопайте ногами, ну а те кто не знает, что он здесь делал, то ничего и не делайте.
- А чтобы вы помнили как вести в подобных ситуациях, я дам вам рассмотренные формы отказа. Пусть они будут у вас под рукой.
– Спасибо за работу! Будьте здоровы! (Слайд 20).