Урок для 8 класса на тему «Что значит быть патриотом»
классный час на тему:
«Что значит быть патриотом сегодня»
Провела:
учитель МКОУ ООШ Усанова Э.Т.
Тема классного часа: «Что значит быть патриотом сегодня»
Цели:
Помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества,
Создать условия для развития у учащихся умений формулировать понятия,
убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества,
расширить кругозор учащихся,
учить самостоятельности, коллективизму.
Оборудование:
Презентации:
«Что такое патриотизм?»
Выставка книг на патриотическую тему.
Видеоклип «С чего начинается Родина» С.Север
выставка книг
Оборудование:
На доске эпиграф:
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»
Бернард Шоу.
Тема нашего классного часа - размышление «Что значит быть патриотом сегодня».
Кого можно считать патриотом?
Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он - настоящий патриот России?
Читает ученик
«Не браните моё поколение» (Ковалёва Е.)
Не браните моё поколение -
Это ваших рядов пополнение,
И за моду его не судите,
С чистым сердцем к нему подойдите.
Дело вовсе не в том, как мы пляшем,
Дело в том, как мы сеем и пашем,
Как в болотах бредём по колено,
Это тоже моё поколение.
Вы правы, мы войны не видали,
А у вас ордена и медали,
Но на подвиг в любое мгновенье
Встанет грудью моё поколенье.
Впереди и награды и звания.
Мы, товарищи старшие, с вами,
Если надо, застынем в граните –
Поколенье моё не браните.
Беседа
Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать истинный патриот?
(ответы уч-ся)
А теперь сравним ваши ответы (слайд 3)
Патриотизм - это
-любовь к своему Отечеству;
- гордость за свой народ;
- любовь к культуре своего народа;
любовь к своей малой Родине, где родился и
провёл первые годы своей жизни;
- желание процветания своей Родины;
- служение во благо Родины;
- защита своей Отчизны;
-уважение к героическому, историческому прошлому страны.
Русский мыслитель XX столетия Иван Ильин писал: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.»
-Разделяете ли вы точку зрения И. Ильина
А с чего же начинается Родина?
Что означает для каждого из вас слово «Родина»?
(выступления учащихся)(поразмышляйте об этом).
ответы уч-ся
(показ слайда)
Оформление страницы «Родина»:
политический строй,
обычаи,
традиции,
территория,
народ,
культура,
быт,
язык,
социально-экономический строй.
-Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают учеба, семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина. Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы слышим в песне, которую исполняет Марк Бернес «С чего начинается Родина?»
(Звучит песня «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
(Видеоклип С.Север «С чего начинается Родина»)
Учитель.
Далее учитель организует обсуждение вопросов диспута
1) Гордитесь ли вы своей страной?
(выступления учащихся)
3) Если б смогли – уехали бы из России?
(выступления учащихся)
4) Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной?
(выступления учащихся)
5) Что ты можешь сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за неё?
(выступления учащихся)
-Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые, кто открыл дорогу в космос, достиг больших успехов в разных областях науки и техники.
История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой.
Нас разделяет больше полувека со времен Великой Отечественной войны. Но имена людей, принесших Великую Победу, навсегда останутся с нами.
-Примером высокого патриотизма является судьба __________________________________ (Сообщение ученика)
(сообщение о Каюм Ахметшин)
Мы упомянули имена наших земляков защитников Родины.
Они погибли, выполняя святой долг защита Отчизны. Но в последнее время среди юношей выполнение этого долга, а именно служба в армии, не является престижным.
Как вы относитесь к проблеме службы в армии? _______________________________. (сообщения учеников)
Вывод: Вы согласитесь, наверное, с автором данного стихотворения
Чтец:- Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законом наши предки жили,
И завещали нам через века;
Лелей лоскут отеческой земли
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Таким образом, давайте подведем итоги .
Кто же такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем и кричать всем, что он - патриот; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью.
Я думаю, по ходу беседы вы сделали свои выводы, правильный выбор.
Мне хочется привести в пример слова русского мыслителя XX столетия Ивана Ильина.: «Ныне мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновлённые души. По-прежнему Россия, но не прежняя. Её дух жив и будет жить!
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новыми идеями».
Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.
Вы тоже граждане России. Подумайте, а какой повседневный вклад вносите именно вы, как патриоты своей Родины, чтобы принести пользу родной стране.
(ответы уч-ся)
Как говорил А. Толстой,
Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней.
Словами из стихотворения Ковалевой я хочу закончить нашу беседу
«Быть патриотом» (Ковалёва Е.)
Быть патриотом, Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
13 PAGE 14115
15