Конспект урока окружающий мир Полезные ископаемые ( 3 класс)


Конспект
Урока окружающего мира в 3 классе
Дьяковой Натальи Александровны

Тема: Полезные ископаемые.

Цели урока: образовательная- формирование представлений учащихся о полезных ископаемых; развивающая- развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы ; воспитательная- воспитывает бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Тип урока – Освоение новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1.Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Познавательные
1.Строить речевое высказывание в устной форме, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные
1.Выполнять самопроверку с помощью учебника.
2.Контролировать себя и своего партнера.

Планируемые результаты:
1. Предметные
-иметь представление о полезных ископаемых;
-определить полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;
-иметь представление о том , при производстве каких товаров используются полезные ископаемые;
-знать особенности добычи разных полезных ископаемых;
2. Личностные
-проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
-проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
-определить личностный смысл учения;
-проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
3. Метапредметные
-понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
-оценивать достижения на уроке;
-извлекать информацию из дополнительной литературы;
-выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы;
-переводить текстовую информацию в таблицу.

Ресурсы:
1. Основные: УМК: «Школа России»; А.А. Плешаков- учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2.
2. Дополнительные: ИКТ-презентация, образцы полезных ископаемых.

Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление
3.Проверка готовности рабочего места



-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Меня зовут Наталья Александровна
-Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку


Ребята приветствуют. Проверяют свою готовность к уроку.

Р1.

II. Актуализация опорных знаний
1.Фронтальный опрос




- Ребята давайте вспомним, какие природные богатства использует экономика?

-Приведите примеры использования природных богатств.



-Горючие, рудные, строительные полезные ископаемые.





Р1,П1.

III.Самоопределение к деятельности
- Из чего изготавливают автомобили, самолеты, поезда?
(Правильно, автомобили, самолеты, поезда изготавливают из стали и металла).
- Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них?
- Из чего делается горючее?
(Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)
- Давайте дадим определение сталь, нефть соль, гранит, каменный уголь- это?
- Правильно это полезные ископаемые.
Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых.
- Из стали, металла.



- Бензин, горючее.


- Из нефти.

- Это полезные ископаемые.

Р1, П1.

IV. работа по теме урока
1.Беседа














2.Практическая работа










Полезные ископаемые
-От какого слова произошло слово «ископаемые»?
Это слово произошло от слова «копать».
- Скажите, почему их называют полезными?

-Откройте учебники на странице 44 и прочитайте первый абзац.
-Что такое полезные ископаемые?
(Полезные ископаемые это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)
- Назовите жидкое полезное ископаемое.

- Назовите газообразное полезное ископаемое.

-Ребята сейчас мы свами проведем практическую работу. У каждого из вас на партах лежит каменный уголь. Работу будем выполнять по алгоритму.
Каменный уголь.
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2.Рассмотрите каменный уголь. Он состоит из слоев? Как вы думаете что это?
Много миллионов лет назад росли громадные папоротники и хвощи, но резко наступило похолодание и эти крупные деревья стали погибать, они падали, на землю образуя на ней многометровые слои. За много миллионов лет они стали превращаться в каменный уголь, который находится сейчас на ваших столах. И когда ученные видели добычу, то на некоторых отломках можно рассмотреть отпечатки древних растений.
Сейчас я проведу опыт демонстрационно, и вы узнаете еще об одном свойстве каменного угля.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
1). Если остался след – то порода мягкая;
А сейчас мне поможет провести опыт самый активный ученик.
2). Мы выясним, что тверже уголь или железо .
3). Что тверже ?
Если нет следа от гвоздя, то каменный уголь твердый.
4. Уголь твердый, но предположим ,он твердый , но мягче железа. Докажите! Найдите способ доказательства.
- Расскажите, какие свойства имеет каменный уголь?
-Самое главное свойство каменного угля это горючесть. Но это опыт мы сегодня не будем проводить, так как для этого потребуется специальная печь.





- Потому что они приносят пользу человеку.


- Это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.


- Нефть это самое главное жидкое ископаемое.
- Это природный газ.

- Выполняют практическую работу.














































- Рассказывают свойства.

Р1,П1, К1,2.

3.Беседа
- Все полезные ископаемые делятся на три группы.
(Учитель записывает на доске.)
1.Горючие
2.Рудные (металлические)
3.Нерудные (строительные)
-Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.
(Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ;
рудные ( металлические): медная руда, железная руда;
нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)
- А сейчас послушаем рассказы о полезных ископаемых которые добывают в нашем крае.( 4 человека)
Гранит- используется в строительстве, особенно там , где нужно применить прочный материал. Из него сооружают опоры мостов, набережные рек, фундаментов домов, памятки или постаменты к памятникам. Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машины сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые затем и используются для различных целей.
Нефть - жидкость светло - коричневого, коричневого и почти чёрного торф. Она хорошо горит и даёт больше тепла, чем торф. Нефть – это ценное сырье для химической промышленности из нее делаю краски. Нефть залегает глубоко в земле. Специальная машина - буровая установка – бурит в земле узкий колодец (скважину) до места, где залегает нефть. В проделанную скважину вставляют трубы, по которым нефть поднимается на поверхность. Перевозят нефть также на специальных морских и речных судах - танкерах. Основные продукты, получаемые из нефти, - это жидкое топливо (бензин, керосин). Наша страна богата нефтью, но расходовать её надо разумно.
Наша страна богата нефтью. На востоке Ставрополья нефть стали добывать в 1953 году в Озек-Суат. Геологи нашли 50 месторождений в нашем крае.

Природный газ, это полезное ископаемое, которое представляет собой состав нескольких газов.. Добывают природный газ из-под земли, он может быть растворен в нефти, воде, но в большинстве случаев, просто находится в газообразном состоянии в недрах земли, это так называемые газовые залежи. Такие газовые скопление находятся очень глубоко от поверхности земли, на глубинах минимум один километр. Добывается природный газ очень просто, в местах, где в глубинах имеются залежи данного полезного ископаемого, устанавливаются скважины. Притом их делают несколько, все для того, что в глубинах газ находится под большим давлением и от неправильной добычи, источник может быстро иссякнуть, газ перейдет в другие места, чтобы нормализировать давление. Через установленные скважины, природный газ выходит на поверхность, где собирается и далее транспортируется по газопроводам в места потребления. 
Месторождение газа были открыты в нашем крае больше 100 лет назад, но за это время их выработали.

Интересное.
- Знаете ли вы что.
Прежде чем начать добычу того или иного полезного ископаемого, люди должны быть уверены, что оно есть в данном месте. Поиск полезных ископаемых ведут геологи с помощью различной современной техники.
Учёные-биологи, наблюдая жизнь растений, установили, что, оказывается, у геологов, кроме техники, есть и ещё хорошие помощники-растения-геологоразведчики.
Если Разрослись лесные фиалки ,геологи знают: значит, здесь можно искать цинк. А вот другой друг геолога- полевой хвощ. Растёт там где есть золото. Летит над лесом самолет. А кругом, куда ни посмотри, лишь хвойные деревья. Но вот среди них ясно видна полоса лиственных растений. Значит, здесь можно искать каменный уголь. « Зеленые разведчики» помогают человеку находить воду. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся остаток растений, надо искать воду.

- Давайте узнаем, как добывают полезные ископаемые, прочитайте в учебнике текст на стр. 48.
- Как называют места, где залегают полезные ископаемые?

- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 48-49. И найдите на них место добычи каменного угля шахту.
- Какое полезное ископаемое добывают в шахте?
( Добывают каменный уголь.)
- Кто добывает уголь в шахте?( Шахтер)

Для чего геологи бурят глубокие скважины? (чтобы добывать природный газ и нефть)

- Какие строительные полезные ископаемые добывают в карьере?
( Добывают глину, песок, известняк, гранит.)
Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
-Какие полезные ископаемые добывают из скважин?
( Это нефть, газ.)
Скажите, почему нефть называют черным золотом?
- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?






- Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные ( металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.



(Ученики выступают с устными сообщениями о полезных ископаемых подготовленными дома.)















































































- Скопление полезных ископаемых добывают в недрах Земли называют месторождением.
- Это геологи.





- Каменный уголь.

- Шахтер.

- Чтобы добывать природный газ и нефть.


- Глину, песок, известняк, гранит.







- Нефть, газ.




- Предположение детей.


- Сбором метала.



V.Динамическая пауза
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Выполняют упражнения.
К2.

VI. Закрепление изученного материала
1.Выполнение заданий в рабочей тетради
Откройте рабочие тетради на стр. 25 и выполните упражнение №1.
-Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых. Запишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
- Задание №3 на стр. 26-27
Прочитайте первое предложение. Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь.
- Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
-Продолжите выполнение задания. ( Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
-Задание №5 на стр.28.
-Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.
-Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и назовите сооружения.
-Задание №6 на стр.28.
-Прочитайте задание. Что такое шахта?
-Для чего строят шахты?
-Отыщите на рисунке дорогу к кладу.
(После выполнения задания проводится проверка.)

Выполняют задания в рабочих тетрадях.







- О нефти.


П1, К1,2.

VII.Подведение итогов урока
1.Вывод
-Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает их месторождения?
Мы построили большие города, получили новые материалы которых в природе нет , например пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, что-бы стать богаче. Добывая полезные ископаемые , люди изменяют поверхность Земли: взрывают горы, роют карьеры, создают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение полезного ископаемого становится непригодной для жизни.
- Предложите свое решение этой проблемы.
(Люди должны восстанавливать нарушенный ландшафт . Надо аккуратно удалять почву, чтобы затем, вернув ее на прежнее место, посадить лес, парк, обустроить зону отдыха.)
Помните: полезные ископаемые- такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад.















- Предлагают свое решение проблемы.








Р1, К2.

VIII.Рефлексия


- Ребята оцените, как прошел урок с помощью цветочков.
Если вам понравился урок приклейте к вазе розовый цветочек, а если не понравился то приклейте синей.


- Оцениваю урок.
Р1, П1.





























































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Горючие Рудные
Нерудные
Каменный уголь
Торф
Нефть
Природный газ
Медная руда
Железная руда
Известняк
Глина
Песок
Гранит
Полезные
Ископаемые
15