Тема: «Зачем беречь электроэнергию»
Тема: «Зачем беречь электроэнергию»
Тип урока: комбинированный урок
Цель:
Создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов
Задачи:
! Раскрыть возможность и необходимость личного участия людей в решении проблем энергосбережения;
! Изучать и понимать физические принципы энергосбережения, уметь применять их на практике;
! Содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения;
! Пропаганда идей энергосбережения среди школьников;
!Формирование культуры энергосбережения у молодёжи для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;
! Развитие интереса к практическому применению полученных знаний.
Формировать экономическое мышление.
Пояснения к уроку: в своём уроке я решила рассмотреть проблему энергосбережения с финансовой точки зрения. Я считаю, что для обучающихся будут более понятны реальные цифры, расчеты. Если на практике им показать, что, например, если закрывать форточки, утеплять окна, родители будут экономить на кварплате, а следовательно будет больше оставаться денег на потребности детей, то обучающиеся будут соблюдать разработанные на уроке правила энергосбережения.
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация мультфильма «Коля. Оля. Архимед.»Практические: Заполнение анкет
Средства обучения:
Компьютер
МультьтфильмАнкеты
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Запись на доске: 11 ноября – Международный День энергосбережения.
Учитель: «Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того, чтобы обеспечить своё будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме» Н.Н.Моисеев.
Разумное, бережное использование энергии и ресурсов, снижение их неоправданных потерь – настоятельная потребность нашего времени.
Учитель: Хочу начать наш урок с анкетирования с целью выявления первоначального отношения у вас к энергосбережению в быту.
-Отвечая на вопросы теста на бережливость, вы больше узнаете о себе, привычках семьи и сможете уже сегодня начинать « работать над собой»
№ да нет
1. Мы записываем количество расходуемой нашей семьей электроэнергии 2. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее 3. Наш холодильник стоит в прохладной комнате 4. Мы не ставим мебель перед батареями отопления и обогревателями 5. Мы всегда на зиму утепляем входную дверь, вешаем плотные «зимние» шторы 6. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки 7. Мы часто размораживаем холодильник 8. Когда мы пользуемся стиральной машиной, мы полностью загружаем ее 9. Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) 10. Мы проветриваем помещения быстро и эффективно: всего несколько минут за один раз 11. Мы зашториваем окна на ночь 12. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим 13. Мы чаще принимаем душ, чем ванну 14. Мы чиним вещи, вместо того чтобы заменить их новыми 15. Мы пользуемся регулятором поступления тепла(на батареях и пр.), когда на улице теплеет или когда уходим из дома 16. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде на небольшие расстояния (в школу, на работу, на почту и т.д.) 17. Мы стараемся покупать товары без лишней упаковки 18. Когда это возможно, мы моем посуду в тазике или раковине, а не под краномЕсли у вас получилось:
От 1 до 5 баллов: Вам еще многому надо научиться, так что начинайте прямо сейчас;
от 6 до 10 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой
от 11 до 14 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным
Более 14 баллов: Кто-то в вашей семье должен стать руководителем природоохранных акций.
Целеполагание и мотивация.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?( зачем беречь электроэнергию)
Учитель: Как можно сэкономить электроэнергию при использовании электроприборов?
Учитель: Как можно уменьшить расход воды в повседневной жизни?
Учитель: Как сохранить и поддерживать тепло в доме?
(предположения учащихся)
4. Объяснение нового материала.
На доске появляется ассоциограмма :
Учитель: А какие природные ресурсы вы знаете? Для чего они нужны человеку?
Ученики называют природные ресурсы и их значение для человека.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, энергия является природным ресурсом? Почему?
Ученики, высказав своё мнение.
Учитель: Какие виды энергии вы знаете?
Учащиеся: энергия солнца, электричество, тепло….
Учитель: Ответьте еще раз на мой вопрос, является ли энергия природным ресурсом? Мы с вами отметили в начале урока, что человек растрачивает природные ресурсы, а значит, он растрачивает и энергию. Правильно? Как?
Следующий шаг урока – разработка правил энергосбережения.
Учитель: Из ваших выступлений видно, что каждый знает, как растрачивается энергия. А знаете ли вы, как можно её сберечь? Что необходимо делать?
Ученики дают свои варианты ответов.
Учитель: Замечательно. Я предлагаю каждой группе, сделать небольшую листовку на одно из названных нами правил.
Молодцы. А как вы думаете, кто-то еще в мире думает об энергосбережении? Учитель знакомит ребят со Школьным проектом по использованию ресурсов и энергии (англ. School Project for Application of Recourses andEnergy) —SPARE (ШПИРЭ), международная сеть национальных экологических общественных организаций.
http://www.spareworld.org/#resources/middle-school и их друзьями в Россииhttp://baltfriends.ru/Продолжение работы по теме урока.
Я хочу еще раз напомнить вам нашу ассоциограмму:
Существует ли связь между всеми этими словами?
Итог рассуждения детей: Человек, растрачивая природные ресурсы, растрачивает и своё здоровье, а значит и возможности. Не экономя природные ресурсы (энергию – утепление жилища), человек тратит время и деньги, на оплату коммунальных услуг (жилья), на приобретение дополнительного топлива (что опять же растрата природных ресурсов), что приводит к лишним затратам, а значит растрате возможностей.
Итак, растрата природных ресурсов влияет не только на экологию нашей планеты, но и на бюджет каждой семьи.
Учитель: Можно ли снизить потребление энергии, не снижая уровня комфорта? Потребуется ли вам для этого изменить свои привычки?
Рефлексия. Просмотр мультфильма « Коля. Оля. Архимед».