Читательская конференция Книга на все времена

Читательская конференция

«Книга для всех и на все времена»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Развитие интереса школьников к чтению через обеспечение соответствующих условий в системе образовательного процесса;
расширение и углубление литературоведческих знаний и представлений обучающихся;
развитие творческих способностей молодёжи;
привлечение учащихся к чтению, изучению и анализу литературного произведения;
совершенствование навыков исследовательской работы в области литературоведения;
пробуждение интереса к истории войны, воспитание патриотических чувств на примере героев книг.

2. ОРГАНИЗАТОРЫ: учитель русского языка и литературы, школьный библиотекарь.
3. УЧАСТНИКИ: обучающиеся 8-9 классов.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ:
Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции (отдельное произведение, сборники рассказов, стихотворений)
Задача выступающего – показать привлекательность книги, порекомендовать ее для чтения.

Требования к содержанию и оформлению работ:
соответствие целям конференции; раскрытие темы; умение выразить собственное отношение к творчеству писателя (поэта, драматурга) и представляемой книге.
5. Сроки проведения: от 30.03.2015 года 7.05.2015
6. ЭТАПЫ КОНФЕРЕНЦИИ: Оборудование
выбор темы для презентации проекта;
подготовка представления книги (можно воспользоваться примерным планом);
выбор формы для представления своей работы (устное сообщение, презентация, видеофильм, театрализованная постановка и т.д.);
комплектование творческой группы поддержки (по желанию);
выступление на общешкольной читательской конференции(определение победителя)
Примерный план представления книги:
О каком писателе (поэте, драматурге) будете рассказывать?
Чем заинтересовало творчество данного художника слова?
Представление книги:
Чем интересна книга в целом?
Какие персонажи книги показались особенно интересными?
Какой эпизод особенно запомнился? Почему?
- Какое впечатление произвёл язык, стиль автора?
Своё мнение о прочитанной книге.
Оборудование: плакаты,фотографии, иллюстрации к книгам о войне, компдиски с аудиозаписями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход мероприятия


Организационная часть . (Звучит музыка «Вставай страна огромная») Вступительное слово учителя

Уважаемые друзья книг, в 2015 году наша страна отметит великий праздник 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня мы проводим читательскую конференцию в рамках этой знаменательной даты. О подвигах героев - участников Великой Отечественной войны написаны книги, сняты фильмы, им поставлены памятники. До войны это были самые обычные девчонки и мальчишки. Но, когда пришла война, они забыли обо всех своих планах, мечтах и надеждах и стали разведчиками, летчиками, танкистами, санинструкторами, ушли в партизаны. Их объединила искренняя любовь к Родине и желание сделать все возможное для победы, даже ценой своей собственной жизни.
Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны.
2. Главная часть. Выступления учащихся
Выступление 1
   Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть вперёд. "Матерь человеческая" именно такая книга.
    В основе повести "Матерь человеческая" лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. "Эту женщину я не мог, не имел права забыть..." И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас.
Война Страшное событие в жизни народа, которое тяжким грузом легло не только на сильные мужские плечи, но и на хрупкие плечи стариков, детей, женщин. Я хочу рассказать сегодня о произведении Виталия
Александровича Закруткина “Матерь Человеческая”, в котором показана судьба женщины, Женщины – матери, совершившей подвиг в глубоком фашистском тылу.

Виталий Александрович родился в 1908 году в Феодосии. Семье часто приходилось переезжать с места на место. Жили в крымских Чалбасах, молдавском селении Велегоцулово, а затем десять лет в украинской деревне Екатериновке. Здесь будущий писатель проходил свои университеты, закончил семилетку и курсы избачей, работал в избе-читальне. Им владела тяга к знаниям, но учиться дальше не пришлось. Семья переехала на Дальний Восток, осела в маленьком поселке Амурской области, и ему пришлось заняться самообразованием. В 1932 году в Благовещенском пединституте Закруткин сдал все экзамены экстерном, а дипломную работу защитил с таким блеском, что его рекомендовали в аспирантуру Ленинградского пединститута.
Став преподавателем филологического факультета Ростовского университета, имея бронь, мог эвакуироваться, но пошел на фронт, так что все тяготы войны испытал на своих плечах, своими глазами видел кровь, слезы, смерть, разрушения. Поэтому он знал то, о чем писал.

Автор считает: то, что пережила Мария , русская женщина, не менее трагично и не менее требует уважения, поклонения и почитания
- Что же совершила Мария в грозные годы войны? Что она пережила?
Гибель мужа, сына, гибель хутора, страх и ужас, нестерпимое горе, желание смерти.
Она подумала, что пришел конец, что сейчас она умрет, потому что ни один человек не может пережить то, что пережила она, и что, конечно, лучше умереть, чем жить такой раздавленной собачонкой, одинокой, никому не нужной
- Что пробудило ее к жизни?
Жизнь, зародившаяся в ней самой – будущий ребенок. Она ни на минуту не забывала о своих хуторянах, угнанных в неволю.
И у могилы деда Корнея, поклонившись покосившемуся кресту, промолвила, как бы обращаясь к живому: «Ты был первым, и они не посрамили. Негоже и мне быть последней». На следующий день Мария уже самоотверженно трудилась.
Мария увидела раненого немца Она взяла в руки вилы и решила убить его «Медленно опускалась она. до смертью смерть поправ»
- Что спасло Вернера Брехта? (слово «мама»)
Ключевая сцена раскрывает нравственную глубину характера Марии. Доброта, милосердие, сострадание – вот главные черты ее характера. Они победили зло, заглушили чувство мести, на добро Мария отвечает добром. Немецкий мальчик-солдат увидел в ней мать. Так Мария стала названной матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы, заступницы, помощницы. Именно после этого события к Марии возвращаются уцелевшие на хуторе голуби, а ведь голубь – это христианский символ святости. Итак, Мария предстает перед читателями в образе святой.
Поселившись в погребе с трудом организовала свой быт.
Мария находит детей в копне сена: детей семеро, наверное, не случайно, ведь семь по народным представлениям является счастливым числом. С появлением детей на хуторе Мария “оттаяла”, как будто ожила.
-Что она ощутила после рождения сына?

Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть.
Родила не только сына и тех семерыхно и всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки.
- Вы будете жить, - в изнеможении шептала Мария, - вы все будете жить
Мы увидели, на какой подвиг способна настоящая мать, восхищались чистотой и праведностью образа Марии, высотой и силой её духа, выкованного в невыносимых страданиях.
В этой книге мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Писатель Закруткин показывает войну как античеловеческое, антигуманное, противоестественное всему начало. Вся повесть залита морем слез, полна какого-то генетического страха и тревоги. Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени. Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить “погибающий” мир. Благодаря таким, как Мария, Земля жива. “Да святится имя твое”, то есть прославим его, окружим почитанием.









Выступление 2
В.Кондратьев
осветил военную тему по-новому, показал войну не глазами генералов и офицеров, а глазами рядового солдата.
       В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.
Биография писателя
В.Л.Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Прозаик. Один из писателей фронтового поколения. С первого курса института в 1939 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушёл на фронт. В 1942 году воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награждён медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем. Первую повесть – «Сашка» – опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Все произведения В.Кондратьева автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Стретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь. Свои повести и рассказы В.Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «Ржевский роман», по определению В.Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны». К.Симонов так сказал о военной судьбе писателя-фронтовика В.Кондратьева: «До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал». Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжёлой болезни 21 сентября 1993 года. В.Кондратьев завещал развеять его прах на Овсянниковом поле. Это там, на рубеже перед деревнями Наново, Овсянниково, Усово, где всю весну сорок второго войска 30-й армии с переменным успехом атаковали немецкую оборону. Деревни переходили из рук в руки, а на полях, почти на каждом шагу, лежали мёртвые. Это там, где погибала рота, в которой служил писатель. Завещание В.Кондратьева осталось невыполненным. Зато поисковики отвезли на могилу писателя землю из той самой рощи, где был рубеж для атак на Панове и Овсянниково, каску да сапёрную лопатку одного из его погибших товарищей. А на краю рощи поисковики поставили крест в память о Вячеславе Леонидовиче Кондратьеве. Эта роща по картам военного времени называлась «Курица», теперь – это заповедная роща, носящая имя писателя. А сколько пока ещё безымянных рощ и полей на всём огромном пространстве, которое именовалось по картам военного времени «Ржевским выступом»?!
История создания повести «Сашка»
В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным». Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники». «Лейтенантской прозой» назовут эти произведения. Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях подо Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым. Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет. Непростой, извилистый путь писателя к «Сашке». Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», – признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».
Внимание истории не обходило город, но в годы Великой Отечественной войны он заплатил за это внимание непомерно страшную цену. Ржевский выступ немцы называли «неприступной линией фюрера». Подо Ржевом погибло столько немцев, сколько, например, жителей в Котбусе или Ингольштадте, что германское командование принуждало солдат к стойкости, Гитлер объявил: «Сдать Ржев – это открыть русским дорогу в Берлин».
Анализ повести “Сашка»
“История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской”– пишет К.Симонов.
– О чем эта повесть?
– О жизни на войне, о жизни, которая естественно включает в себя бои; о неимоверно трудном повседневном быте войны; писатель в повести выразил то, что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны.
–Сколько времени воюет Сашка? (два месяца )  Два месяца на передовой, это много или мало?  (См. разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время?)
. – Зачитаем те существенные детали, с нашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время.
– “Всплескивали ракеты в небо, как обычно”
– Рисуется страшная картина, а оказывается как обычно.
Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту
– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых прочли в повести «Сашка».
– Несколько дней фронтовой жизни.
1. Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками.
– Война есть война, и несет она только смерть.
– “Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые”
– Война – это не просто военные действия и быт солдат. – Так зачем же Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны? (Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)).  (« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики. Почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников, один-два. Из 150 человек в роте осталось 16. Бригаду-то почти всю повыбило. Ржавая, набухшая кровью земля. За два месяца из каждых десяти погибли 9.и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом,  бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)
– О многом говорит заведенный на передовой порядок. Ранило – отдай автомат, а сам бери родную трехлинейку образца 1891 
– Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне.    
 
Помнит Сашка все время о том, скольким товарищам не видать пути назад. “Все поля в наших..” – один из главных мотивов повести.
Вспомним эпизоды из двухмесячной жизни Сашки на войне:
Добывает валенки для ротного. “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь”
Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат (стыдно уйти не попрощавшись).
Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его. (“Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..)
Берет в плен немца и отказывается его расстрелять. 
Встреча с Зиной. 
Выручает лейтенанта Володьку. 
Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.
Писатель провел своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Давайте проследим по тексту, как Сашка проходит эти испытания. Кратко перескажу эпизод, в котором берет немца в плен.
Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка». 
Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.
Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного?
Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» – Прочитаем диалог капитана и Сашки о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).  – Прочитаем мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, – Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.  В любой момент нужно оставаться человеком. Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется.
Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудьюи подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым».
– Почему?
Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком. Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.
Сашка выдержал испытание властью. В эпизоде с пленным немцем проявляются такие духовные качества Сашки, как гуманизм, правда, нравственный выбор, ценность жизни; власть как право и власть как ответственность.
Автор испытывает своего героя любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький», да и его ожидания прерываются постоянной тревогой о родной роте. Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке, о которой говорит Зина? Вечеринка
вызывает гнев:“веселиться нельзя, когда все поля в наших”, Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.
Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта. Он уходит , горько, больно, но поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость да к тому же, узнав, что есть у нее другой, Сашка, не поправившись, уходит из госпиталя.
“И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому – неподсудна ЗинаПросто война. И нету у него зла на нее”. Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно. Потом он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: “Хорошо, что Зину не хулишь. Справедливый значит. Вошел в ее женское положение, понял”. Сашка совершает благородный поступок. Он сумел понять и простить Зину, думает не о себе, а о ней.
Сашка остается Сашкой. Справедливость и доброта взяли верх. Он уверен, что у Зины с лейтенантом любовь. А раз любовь, какое он имеет право мешать ей. Уходит, не причиняя боли Зине лишними разговорами. Он бы по-другому не смог. Настоящая любовь, которая дает возможность понять и простить любимого и не дает ему сделать больно.
Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.
В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть о страшной войне, о сохраненной человечности.
Герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что думают не о себе и действуют сверх надобного.
– Ведь для Кондратьевского героя главное не быть охваченным смертью, зараженным вирусом одичания, жестокости, властолюбия.
Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.
Выступления других участников конференции

Заключительный этап конференции. Рефлексия
        Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего мероприятия. Перед вами цветы красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать один цветок, соответствующую вашим чувствам.
Красный цветок  – я  понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших  солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа , святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.
Зелёный цветок - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.
Синий цветок– смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.

Список литературы
Дискуссионные качели: литературный семинар как способ расширения кругозора молодых специалистов / Н. Боброва // Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 48-51.
Вяткина В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей: общественно-политическая литература / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 77-81.
Вдовина М. Дискуссионные формы работы в библиотеке: метод. рекомендации и разработки занятий / М. Вдовина, Е. Макарова, Е. Степанькова, О. Громова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотека в школе).
Зуева Л. Дискуссии и ролевые игры : что дает использование активных методов обучения / Л. Зуева // Учительская газета. – 2009. – № 18. – С. 13.
С. Карнавалы. Роли. Маски: библиотечная игра как творчество / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2009. – № 2. – С. 2-8.
Рязанцева Л. Организация эффективной презентации / Лариса Рязанцева // Библиополе. – 2006. – № 9. – С. 26-30.
Учимся отстаивать право на свободу: цикл ролевых игр и занятий / В. Колесникова // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 9-14.
Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса / Л.Н. Чуносова // Школьная библиотека. – 2007. – № 4. – С. 12-16.