Статья «Storytelling как эффективный прием формирования монологической речи»
Storytelling (повествование)
как эффективный приём развития монологической речи.
Процессы обновления в школе породили ситуацию, в которой учитель получил возможность самостоятельно выбирать методическую систему, учебное пособие, педагогические технологии, конкретные приёмы обучения иностранным языкам, руководствуясь требованиями стандарта и условиями работы. Но, выбирая наиболее эффективный путь к достижению искомых результатов обучения, каждый педагог вправе и должен учитывать и свои личностные особенности, способности. Поэтому данная статья может быть интересна в первую очередь тем, кто старается в процессе обучения развивать личность ребёнка, кто не ограничивается на уроке предлагаемым набором стандартных упражнений, кого не удовлетворяет отношение учащихся к монологической речи, как к механическому заучиванию текста на иностранном языке. Совершенно очевидно, что сегодня, обучая говорению, мы должны выйти на уровень высказывания «от собственного лица». И одним из высокоэффективных приёмов для достижения этой цели видится storytelling.
Рассказывание историй (storytelling) – очень старая традиция, которая незаслуженно забыта. Прелесть искусства рассказывания заключается в том, что оно (как и чтение) пробуждает воображение, оперирует образами, стимулирует слушателей к творческому восприятию. Всё это как раз необходимо для качественного выполнения упражнений продуктивного характера при обучении устной речи на иностранном языке. С этим трудно спорить, но, как большинству учителей-практиков, данный приём казался мне роскошью, которую на уроке можно позволить себе в качестве дополнительного задания ученикам, досрочно выполнившим «обязательную программу».
По-новому взглянуть на эту форму работы в классе позволил курс «Storytelling» в Летней Лингвистической школе Западного Университета Канады для учителей английского языка, слушателем которой мне посчастливилось быть в июле 2001 года в Санкт-Петербурге. Курс состоял из семи занятий, вела его замечательный педагог и талантливая рассказчица Инже Гайда. Каждое занятие было посвящено определённой теме, обязательно включало практическое задание. Ниже вы познакомитесь со своеобразной памяткой рассказчика, составленной из девизов некоторых занятий И.Гайды и проиллюстрированной заданиями для курсантов. Другим шрифтом даны аналогичные упражнения, которые предлагались мной на уроках английского языка по учебнику «English 8» Кузовлева В.П. или выполнялись моими восьмиклассниками как домашнее задание. Итак,
Storytelling – guidelines. Памятка рассказчика
1.Рассказывай от первого лица. Рассказ - это спектакль: рассказчик побуждает слушателя создать в своём воображении музыку, мизансцены, персонажей, цвета, запахи и т.п.
Тема: история шариковой авторучки.
Задание: рассказать её от первого лица.
Кузовлев В.П. «English 3».
Стр.51 Задание: от лица одного из людей в костюме 14 века расскажите об отдыхе в Центре Робина Гуда. Вариант: хранитель замка рассказывает древнюю/сегодняшнюю историю.
Стр.95 Задание: рассказ рождественской ёлки; подарка ко дню рождения.
Стр.6. Задание на заключительном уроке по теме: расскажи историю любого символа Британии от первого лица.
Стр.43, упр.№6. Задание: каждая из вещей на рисунке рассказывает о своей необходимости во время путешествия.
Стр.152 –153, упр.№2. Задание: выбери наиболее понравившийся тебе экспонат одного из музеев и поведай нам его историю (от первого лица).
Стр.163 –164, упр.№3. Задание: различные предметы одежды, появившиеся в Британии рассказывают свои истории (от первого лица).
Storytelling – guidelines. Памятка рассказчика.
*Рассказчик – всё и вся: он должен создать атмосферу и увлечь слушателя. Для этого он помогает себе движениями, мимикой, голосом.
*Голос должен соответствовать тому, что говорится. Он должен передавать чувства. Если возможно, используй ритм, рифму, звукоподражание и повтор.
*Рассказчик использует мимику. В рассказе ярко проявляется красота человеческого лица. Ты можешь с помощью мимики изобразить животное, предмет, явление и т.д.
*Помни, что лицо и голос каждого человека отличаются. Ты уникален! Ты должен быть уверен в себе и рассказывать историю смело.
*Когда ты рассказываешь историю, ты не певец или танцор, ты «лишь» рассказчик, но ты создаёшь певца, художника, танцора в воображении слушателя.
Сюжет: Солнечное утро после дождливой ночи. Том вышел из дома и отправился в школу. Прекрасная погода, сочная зелень деревьев, яркие цветы! И вдруг Том замечает, что на дорожке много дождевых червей. Он не хочет, чтобы прохожие раздавили их и начинает собирать червячков, чтобы перенести в безопасное место. Он, конечно же, опаздывает на урок. Учитель не верит, что причина опоздания в желании мальчика помочь насекомым и сообщает о нарушении директору. Тот звонит матери Тома и предупреждает о недопустимости повторения опозданий. Когда Том возвращается домой после уроков, мама спрашивает его о случившемся. Выслушав рассказ сына, она хвалит его за внимание, чуткость и доброту к окружающей природе, но просит в следующий раз пытаться найти выход, устраивающий всех или обратиться за помощью к ней.
Задание: рассказать эту историю от лица Тома; мамы; учительницы; директора; дождевого червячка.
Вариант для выполнения в группе: разыграть сюжет по ролям.
Кузовлев В.П. «English 3»
Стр.13, упр.№7.Задание: озвучить картинки по теме: «Не все британцы – англичане».
Стр.72 Задание: Вы – Аня. Расскажите о своих каникулах. Пользуйтесь рисунками и опорными фразами.
Стр.157, 158. «Ожившие картины» разных эпох.
Стр.172, упр.№6.4 Задание: расскажите о внешнем виде изображенных на фотографиях людей, выразив разные точки зрения на моду.
Storytelling – guidelines. Памятка рассказчика
2.Слушатель является соавтором. Повествование невозможно без слушателя. Рассказчик устанавливает связь со слушателем, чей взгляд – обратная связь, необходимая рассказчику.
*Творчество невозможно в атмосфере страха, скованности. Рассказчик никогда не должен стесняться, а должен быть уверен в своём умении. Слушатель должен помочь создать благоприятную атмосферу. Слушай внимательно, не отвлекайся, реагируй мимикой, движениями, смотри на рассказчика. Он обязательно оценит твою сосредоточенность.
Задание: расскажи свою любимую историю. Уложись в 2 минуты. Следи за реакцией слушателей и будь готов к импровизации.
Цель: Учить передавать содержание за ограниченное время; при подготовке учитывать аудиторию и выбирать оптимальные языковые средства для привлечения внимания слушателей; реагировать на настроение слушателей и в случае необходимости менять заготовленное выступление.
Вариант выполнения: расскажи свою историю соседу по парте, выслушай его; решите, чей рассказ интереснее, а значит должен прозвучать для всего класса.
Кузовлев В.П. «English 3».
Стр.27, упр.№5.Задание: расскажи, что думают о России некоторые люди в других странах, основываясь на рисунках.
Стр.33, упр.№2. Задание: составь рассказ, употребив один из фразеологических оборотов, включающих названия национальностей британцев.
Стр. 160 –161. Задание: подготовь рассказ – загадку от лица представителя одной из субкультур, изображённых на фотографиях.
Задание: представь рассказ на конкурс «Guess the word», используй мимику, жесты, голосовые приёмы, драматизацию. Слова в лингвострановедческом справочнике учебника: стр.201 a cowboy; стр.202 a Druid; стр.203 a student of Eton; стр.204 a hitchhiker; стр.206 Lord Mayer of London; стр.209 a tourist in a Safari park; стр.212 a Yeoman Warder.
Storytelling – guidelines. Памятка рассказчика 3.Рассказ не должен быть запутанным, сложным. Рассказ может быть не очень подробным, но он должен быть понятен. С другой стороны, не перегружай историю подробностями, оставляй простор для воображения. Однако помни, что воображение нужно подтолкнуть, задав время, место и действующие лица рассказа. Это может быть сделано с помощью рисунка.
Оснащение: рисунок благородного старичка с трубкой и зонтиком-тростью.
Задание: через одну минуту расскажите историю этого человека, желательно от первого лица.
Кузовлев В.П. «English 3».
Задание: расскажи историю джентльмена с фотографии на стр.15.
Задание: детектив докладывает, что смог узнать о людях на фотографиях (стр.71), путешествующих на автомобилях (см. подсказку в упр.№3).
Стр.178 – 180. Задание: выбери одну из 12 репродукций портретов людей разных времён и сочини историю.
Storytelling – guidelines. Памятка рассказчика
4.Рассказывание помогает запомнить слова, выражения, факты, если они вплетены в повествование.
Оснащение: плакат с рисунком дома, дворика, сада и т.п. На доске написаны слова по теме «Дом».
Цель: отработать употребление в речи лексики по теме и тренировать в составлении монологического высказывания по цепочке. Учитель начинает рассказ, составляя предложение с первым словом в списке. Другое предложение составляет ученик, учитывая, что оно должно продолжать мысль предыдущего высказывания и включать следующее слово из списка. И так по очереди каждый ученик подключается к «коллективу авторов», пока не будут использованы все намеченные слова. Например, Once upon a time there was a house in the woods. It was a beautiful small house with red roof. Every X-mas Santa Clause came into it through the chimney
Вариант выполнения: если позволяет количество слов, возможен «снежный ком» ( т.е. повторение сказанного до тебя и прибавление своего предложения каждым говорящим). Данная форма особенно эффективна на стадии формирования лексических навыков говорения.
Кузовлев В.П. «English 3».
Стр.46, упр.№5.Задание: расскажи сказку о каникулах медвежонка Teddy. Не забудь рассказать о любимых развлечениях британцев на отдыхе, используя предложенный в упражнении список слов.
Стр.67 – 69, упр.№1. Задания: подготовьте отчёт о заочном путешествии по Великобритании; расскажите, как замечательно вы провели каникулы в одном из этих мест. Не забудьте употребить все слова, данные в конце упражнения.
Задание: Проведите «теле репортажи» с праздников, употребив как можно больше новых слов со стр.112. Вам помогут иллюстрации на стр.96,103 (масленица); стр.102,103 (святки).
Задание: разбейтесь на команды любителей разных видов спорта. Придумайте и расскажите классу историю чемпиона. (Слова на стр.146. фотографии на стр.120 – футбол; 121 – гольф, теннис, гандбол; 122 – регби; 124 – серфинг, альпинизм, парашютный спорт).
Стр.175. Задание: как бы звучала сказка о Золушке и хрустальной туфельке, рассказанная Розой Фиор? Используй слова из рамочки.
Storytelling – guidelines. Памятка рассказчика
5.Учись рассказывать. Рассказывая, ты учишься, узнаёшь, совершенствуешься “Practice makes perfect”.
Тип задания: неоконченный рассказ.
Цель: учить логичному завершению (продолжению) истории.
Вариант: выполнение задания в паре\ группе за ограниченное время.
Пример неоконченного рассказа: Однажды воскресным утром немолодой художник сидел на скамейке в парке. Он был очень печален. Казалось, жизнь не удалась: ни семьи, ни дома, ни достатка. Вдруг к нему подошла пожилая женщина в старомодном плаще и с обычной авоськой. Она поздоровалась и ласково заговорила с художником: «Не грусти. Всё в жизни ещё может получиться, как ты хочешь. Возьми моё снадобье. Выпей его ровно в шесть часов вечера, а в семь будь у входа в картинную галерею. Обязательно сделай всё, как я сказала». Женщина протянула художнику обычную бутылочку от лимонного сока, в которой была какая-то непрозрачная жидкость и ушла. Художник не воспринял её слова серьёзно, но, уходя из парка, всё-таки взял снадобье, хотя тут же забыл о нём. К вечеру, придя на квартиру, в которой он жил, художник обнаружил в кармане куртки ту самую бутылочку и посмотрел на часы. Было без четверти шесть
Кузовлев В.П. «English 3».
Стр.47, упр.№7.Задание: вспомни или сочини сказку, мораль которой была бы созвучна словам сэра Джона Августа: «You may travel the world over, but you will find nothing more beautiful »
Стр.83, рисунок: семья у открытой двери, на которой виден рождественский венок, встречает гостя – пожилого мужчину . В руках он держит большую коробку, обернутую в блестящую бумагу и украшенную бантом. Задание: Послушайте историю и придумайте концовку.
It is January 1. Jack got up early in the morning and went down to the living room.
The lights on the beautiful Christmas tree are shining! Mother is laying the table for breakfast. Father is speaking over the telephone, he is wishing his brother Happy New Year. Somebody has knocked the front door. My sister is opening the door. The stranger, an old gray-haired man with kind eyes, gives me the box with the words: “ It’s a magic box, Jack. It’ll make this year happy for you. But you shouldn’t open it till your birthday. ”
В статье приведены примеры использования приема Storytelling на базе только одного учебного пособия. Более десяти лет Storytelling позволяет мне делать уроки английского языка во всех классах интересными и эффективными. Попробуйте и вы.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15