Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Преображение»
Муниципальное казённое ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Тематическая образовательная программа
внеурочной деятельности младших школьников «Преображение»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
АВТОР :Танаева Елена Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
муниципального казенного образовательного учреждения
«Черлакская средняя общеобразовательная школа №2».
Черлак - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Концептуальное обоснование содержания проекта
1.1. Специфика процесса нравственной самореализации младшего школьника в условиях реализации новых стандартов.
1.2. Условия духовно – нравственной самореализации младших школьников в условиях современной школы.
1.3. Основные положения исследования и критерии оценки его эффективности.
1.4. Предполагаемые риски в реализации проекта и действия по их преодолению.
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства. Значимость организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении сегодня никем не оспаривается, более того, она признана на уровне государства и материально стимулируется. Однако тот, кто занимается этой деятельностью, понимает, что ее границы очень широки, а меру сердечности и понимания ребенка невозможно измерить рублями.
С течением времени доминирующие функции внеурочной деятельности в образовательных учреждениях менялись. Сегодня это содействие развитию личности ребенка, реализация его личностного потенциала, обеспечение условий для успешной социальной адаптации. Внеурочная деятельность, является важной составной частью образовательного процесса, объединяя все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
Учитывая ряд неблагоприятных факторов, осложняющих процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, кризис, возрастающую занятость родителей, рост девальвации ценностей, повышение социальной напряженности, тревожности, конфликтности, система образования должна обеспечить каждому ребёнку необходимые для его развития и социализации условия, при которых он смог бы научиться преодолевать барьеры, позитивно выстраивая своё будущее.
Для этого система образования должна сочетать в себе две подсистемы: стабильную, сохраняющую лучшее, и динамичную, способную быстро перестраиваться, оперативно реагировать на вызовы времени и внедрять различные инновации, определять вектор развития.
Выстраивая эту систему, необходимо учитывать и ведущий вид деятельности детей, приходящих в школу, и особенности их развития, жизни в условиях однодетной семьи, криминогенной ситуации и всеобщей зависимости от монитора, влияющие на общение младших школьников.
Младший школьный возраст это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «Я», испытывает всплеск творческой активности. При этом нередко бывают растеряны, переживают отчуждение вечно занятых родителей, непонимание с их стороны, теряют чувство защищенности, нуждаются в поддержке. Вместе с тем, в силу возрастных особенностей, они эмоциональны, подвижны, впечатлительны, подвержены чужому влиянию.
Эти и многие другие особенности младшего школьника следует учитывать при организации внеурочной деятельности в реальных условиях образовательного учреждения.
Исходя из выявленной проблемы, возникла необходимость особую роль в организации внеурочной деятельности уделить процессу самореализации младших школьников в условиях современной жизни, через познание нравственных норм и правил, где доминирующей составляющей является побуждение учащихся к деятельности, а не их принуждение.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости создания такой внеурочной среды, в которой младший школьник получит возможность не только приобрести знания о нравственных ценностях, но и возможность для нравственной реализации:
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции "становиться лучше".
Выделим 3 аспекта актуальности проекта:
Социальный аспект: в условиях современной жизни большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития (работают допоздна, в лучшем случае успевают проверить выполнение домашних заданий). Образовательный и культурный уровень самих родителей низок ( высшее образование у 16,6% родителей обучающихся класса, социально неблагополучные семьи составляют – 30%). Отсюда видим, что родители, в большинстве случаев, неспособны заниматься нравственным воспитанием и обучением собственных детей.
Научный аспект: иследования и развитие внеурочной систем воспитания и обучения достаточно рассмотрены в научной и педагогической литературе. Тем не менее, нет разработок программ внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС, способствующих целенаправленному и систематическому развитию личности учащихся.
Практический аспект: тематическая программа внеурочной деятельности «Преображение» используя различные активные и интерактивные методы и формы работы, позволит формированию духовно-нравственной самореализации в условиях современного общества.
Для успешного обучения и воспитания с учётом изложенных проблем необходим высокий уровень организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения новых стандартов. Условиями реализации программы является систематичность и целенаправленность занятий.
Цель проектирования: создать условия для созидательной деятельности сообществ взрослых и детей, направленных на становление гуманного образа жизни, качеств личности и добродеяний в процессе решения личных и социальных проблем.
Постановка цели проектирования определяется следующей формулировкой его гипотезы: мы предполагаем, что целенаправленные и систематические занятия по формированию нравственного самовыражения младших школьников будут способствовать более глубокому и осмысленному накоплению знаний о нормах нравственного поведения в обществе, успешной социализации детей в коллективе, обществе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы предполагаем последовательное решение следующих задач:
1. изучить и проанализировать материал по внеурочной деятельности в учебно-дидактической литературе;
2. исследовать содержание и формы организации внеучебной деятельности в условиях реализации новых стандартов;
3. разработать программу духовно-нравственной самореализации младших школьников «Преображение»;
4. проверить эффективность разработанной программы на практике.
Объект проектирования: процесс организации внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: методика организации и содержание внеурочной деятельности в условиях внедрения новых стандартов.
Методы исследования:
методы теоретического уровня:
отбор и классификация материала, его изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования: психолого-педагогической, методической и научно - популярной;
беседы с родителями и учителями;
изучение опыта работы преподавателей;
поисковый метод;
сравнительный анализ;
моделирование;
прогнозирование.
эмпирические методы исследования:
наблюдение;
изучение продуктов и процесса деятельности учащихся;
тестирование;
метод диагностических ситуаций.
Этапы подготовки и осуществления проекта
I этап. Информационно – диагностический
Цель: выявление предполагаемого результата реализации каждой задачи проекта.
II этап. Деятельностный
Цель: определение содержания деятельности, необходимой для выполнения каждой из задач проекта.
III этап. Аналитический
Цель: фиксирование предполагаемых сроков, необходимых для реализации задач и получения желаемого результата.
Реализация программы по духовно-нравственной самореализации младших школьников осуществляется на базе МКОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа № 2» в течение 2012-2014 уч.г. Концептуальное обоснование содержания проекта
1.1. Специфика процесса нравственной самореализации младшего школьника в условиях реализации новых стандартов
Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям, и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни.
Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.
Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.
Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения является нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируются с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляются на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные объединения, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практикумы и т. д., направленных на развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируются с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляются на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные объединения, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практикумы и т. д., направленных на развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
Педагогическая поддержка складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);
III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Основные направления внеурочной деятельности по программе:
Содержание программы: программа обучения и воспитания включает в себя учебный курс, состоящий из 5 направлений:
1 направление – «Новое поколение»
Цель: овладение младшими школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу.
2 направление – «Эколого-краеведческое»
Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.
3 направление - «Разговор о правильном питании»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; дать представление о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
4 направление – «Трудовое и профессиональное самосознание»
Цель: профессиональная ориентация младших школьников.
5 направление – «Воспитание нравственности и духовности»
Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычке заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.
6 направление – Диагностический.
Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся, их родителей.
Примерные виды внеурочной деятельности и формы занятий с младшими школьниками:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая шефская деятельность);
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность
Схема 1
Организация внеурочной деятельности направлена на освоение трех уровней воспитательного результата
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В реализации внеурочной деятельности участвуют:
Схема 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание занятий внеурочной деятельности на протяжении всего младшего возраста предусматривает все виды деятельности, способствующие формированию навыков самостоятельной деятельности обучающихся во взаимодействии с социальными субъектами, направленные на активную деятельность всех трех участников образовательного процесса (педагога, родителей, обучающихся) [Схема 2] ,обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся;
их приобщение к общекультурным и национальным
ценностям, информационным технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
формирование культуры здорового образа жизни, элементарных
правил поведения;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важно заметить, что содержание занятий направлены не только на приобретение и закрепление нравственного опыта, но и на его коррекцию, работу как с одаренными детьми , так и со слабо успевающими. Позволяют расширить знания об окружающем нас мире, повысить мотивацию к учебной деятельности и к процессу учения в целом.
Важную роль в организации внеурочной деятельности занимает использование интерактивных методов обучения, способствующих тому, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в процессе занятия сводится к направлению деятельности учащихся на достижение поставленных целей.
Интерактивные методы обучения и воспитания используемые в рамках занятий с младшими школьниками: "Мозаика", "Займи позицию", "Микрофон", "Прима", "Ледокол", "Дерево решений", "Ковер идей", "Пустое кресло", "6х6х6", "Мозговой штурм", "Незаконченное предложение", ролевые игры, проектная деятельность учащихся, и др. Очень оригинальна методика "Шесть мыслительных шляп Дебано", благодаря которой у ребенка развиваются творческие способности, креативное мышление. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется работа в детских объединениях по интересам, тематические недели.
1.2. Условия духовно – нравственной самореализации младших школьников в условиях современной школы
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Поэтому одной из главных задач реализации новых стандартов – создание условий для внеурочной деятельности младших школьников в условиях школьной среды, которые будут способствовать развитию новой личности ученика: высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Проект будет успешно реализован, если:
– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности младших школьников;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Условия организации и проведения занятий:
1. Для реализации программы используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены - вторая половина дня.
2. Длительность занятия не должна превышать 30 минут.
3. Занятия проводятся один раз в неделю, они проходят в увлекательной форме, эмоциональны, методически разнообразны, рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
4. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.
5. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу, или за круглым столом.
6. Занятия проводятся индивидуально и в сотрудничестве с психологом, педагогами дополнительного образования и т.д.
7. В ходе занятия необходимо фиксировать актуальный на данный момент эмоциональный опыт каждого ребёнка (работать по принципу «здесь и сейчас»).
8. Содержание занятий строится по концентрическому принципу.
Каждое из пяти направлений, в соответствии с возрастными особенностями детей от года к году последовательно расширяет и углубляет знания, регулирует и корректирует поведение обучающихся в сфере эмоционального восприятия и общечеловеческих отношений.
9. Для решения практических задач на занятиях необходимо создать такую психологическую атмосферу, которая будет ориентировать детей на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, положительный климат, главное на занятии – организация равностороннего общения, взаимодействия, взаимопонимание педагога и учащихся.
10. Для успешного освоения и закрепления программы, занятия педагог проводит в сотрудничестве со специалистами и руководителями кружков дополнительного образования: психологом, социальным педагогом, музыкальным руководителем, врачом, руководителем православного кружка, инструктором по лечебной и физической культуре.
11. Занятия по программе могут проходить в группе, в кабинете психологической разгрузки, кабинетах дополнительного образования, лечебной физкультуры, библиотеке, компьютерном классе, а также вне стен образовательного учреждения.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта [схема 3].
Схема 3
Структура взаимодействия с социокультурной средой в рамках внеурочной деятельности
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1.3Основные положения исследования и критерии оценки его эффективности
Успешность организации внеурочной деятельности обеспечивается:
многомерностью и полифункциональностью воспитательного пространства в ней, созданием ситуации успеха для каждого школьника, активизацией всех видов его деятельности, привлечением родителей к партнерскому взаимодействию и привлечением к сотрудничеству дополнительного образования Черлакского района, г.Омска.
Методы отслеживания динамики и результативности личностного роста обучающегося:
1.Диагностика «Нравственная воспитанность учащихся».
3. Метод ТАТ (тематический апперцептивный тест).
4. Диагностика эффективности воспитания «Цветик – семицветик».
5. Метод «Недописанный тезис».
6. Тест «Рисунок семьи», интерпретация теста по Е.И. Рогову.
7. Тест «Автопортрет», интерпретация теста по Е.И. Рогову.
8. Тест «Дом, дерево, человек», интерпретация теста по Е.И. Рогову.
9. Методика «Несуществующее животное».
10. Тест – анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.
11. Определение эмоционального стресса у ребенка.
12. Анкетирование с целью выявления уровня познавательного интереса (методика М.В. Матюхиной).
13. Анкетирование по выявлению уровня экологического образования и воспитания.
14. Анкетирование по выявлению уровня патриотического воспитания и любви к родному краю.
15. Наблюдения за всеми видами деятельности.
16. Активное участие обучающихся в жизни класса, школы.
17. Отношение к учебе и успеваемость.
Ожидаемые конечные результаты организации внеурочной деятельности:
Сформирована творческая личность, способная к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей;
Создана образовательная и развивающая среда, в которой младший школьник в ситуации взаимодействия и общения с учителем и другими учащимися решает продуктивные и творческие задачи, направленные на познание окружающего мира, других людей и себя самого.
готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции "становиться лучше";
укрепление нравственности основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование морали осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие нравственного самосознания личности (совести) способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Исходя из условий образовательного учреждения и социального окружения р.п. Черлак разработана тематическая образовательная программа внеурочной деятельности «Преображение» для младших школьников (срок реализации 4 года). [Приложение 1]
1.4. Предполагаемые риски в реализации проекта и действия по их преодолению
В ходе реализации проекта могут возникнуть следующие трудности:
Трудности, которые могут встретиться
Способы их преодоления
1. Сменный количественный состав учащихся;
2. Слабое здоровье детей (их отсутствие по причине лечения в санаторных учреждениях);
3. Неготовность социума к постоянному взаимодействию с образовательным учреждением.
4. Материальное финансирование (поездки в город, экскурсии и т.д.)
5. Поддержка педагогического коллектива в освоении и реализации программы.
6.Проблемы сотрудничества со стороны родителей.
1. Способы преодоления данной проблемы не зависит от действий педагога и образовательного учреждения.
2. Способствовать и активизировать работу по укреплению психического и физического здоровья ребёнка.
3. Привлекать социальных партнёров к взаимодействию и сотрудничеству через работу СМИ по социально-значимым проектам: проведение акций, культурно-спортивных мероприятий, встреч с интересными людьми и т.д.
4. Привлекать к сотрудничеству предпринимателей и спонсоров района.
5. Вовлечение педагогического коллектива в процесс реализации программы.
6. Вовлекать в процесс воспитания своих детей, через вовлечение их воспитательные мероприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников
Пояснительная записка
Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается степенью гуманизации отношений в обществе, расширением сферы действия нравственности в жизни людей. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Педагогика также не оставляла эти вопросы без внимания. Существовала и существует такая теория, что нравственное воспитание не может выделяться в отдельный вид воспитательной работы. Это объясняется тем, что элементы нравственного развития присутствуют во всех сторонах становления личности.
Приобщение ребенка с раннего детства к нравственной культуре должно вылиться в педагогический инструментированный процесс активного познания и усвоения ребенком общечеловеческих ценностей, обусловленный возрастом, построенной на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекта воспитания.
Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитывали такие социально – значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широко. В педагогическом словаре нравственное воспитание трактуется как «процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения».
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение нравственному воспитанию – «это воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Программу нравственного воспитании младших школьников «Преображение» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Цель программы: формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий внеурочной деятельности.
Задачи программы:
формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
формировать патриотические чувства: любовь к родине; к земле, где родился и вырос;
формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
обогатить эмоциональный мир детей;
вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
формировать экологическую культуру: умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой;
осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других;
способствовать расширению знаний о мире профессий, углублять представления детей.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно действовать в процессе решения личных и социальных проблем. Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком теоретическом уровне, углубляя и расширяя знания детей.
Методические занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы, походы, экскурсии, проектная деятельность, игры – инсценировки, акции ит.д..
Занятия по программе чередуются с посещением музеев р.п.Черлак, г.Омска и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах.
Важную роль играют посещения библиотек, музеев, предприятий, встречи с интересными людьми.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Содержание программы: программа обучения и воспитания включает в себя учебный курс, состоящий из 5 направлений [схема 1]:
1 направление – «Новое поколение»
Цель: овладение младшими школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу.
2 направление – «Эколого-краеведческое»
Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.
3 направление - «Разговор о правильном питании»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; дать представление о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
4 направление – «Трудовое и профессиональное самосознание»
Цель: профессиональная ориентация младших школьников.
5 направление – «Воспитание нравственности и духовности»
Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычке заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.
6 направление – Диагностический.
Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся, их родителей.
Примерный план мероприятий:
программа обучения рассчитана на 4 года (34 учебных часа в год)
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Новое поколение»
-
9
12
17
«Эколого-краеведческое»
11
11
9
-
«Разговор о правильном питании»
6
5
5
8
«Трудовое и профессиональное самосознание»
9
5
4
3
«Воспитание духовности»
7
4
4
6
Диагностический
В течение реализации программы.
Всего часов:
33
34
34
34
из них теоретические занятий в 1 классе - 18 часов; практические занятия – 15 часов( включая экскурсии – 6 часов);
во 2 классе - теоретические занятий - 19 часов; практические занятия – 15 часов, экскурсии – 8 часов;
в 3 классе - теоретические занятий - 20 часов; практические занятия – 14 часов, экскурсии – 4 часа;
в 4 классе - теоретические занятий - 22 часа; практические занятия – 12 часов.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу или 1 раза в 2 недели по 2 часу (по мере необходимости).
Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: тестирование, творческие задания, викторины, конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, выставки творческих работ, исследовательские работы воспитанников.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Сформированы навыки и привычка нравственного поведения.
Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств.
Накопление и обогащение опыта нравственного поведения путем организации их практической деятельности.
Овладение теоретическими понятиями в области правильного питания и знание основополагающих принципов здорового образа жизни.
Вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм.
Снижение агрессивности в поведении школьников.
Обретут уверенность в себе, почувствуют свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научатся терпимости, состраданию, правилам общения, основанных на уважении и соблюдении прав других людей.
Сформированы знания о мире профессий.
Условия реализации программы:
программа будет успешно реализована, если:
– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности младших школьников;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Список дидактических и методических материалов к учебному курсу
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по изучаемым разделам;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по изучаемым разделам;
– загадки-акростихи;
– загадки с подсказкой;
– загадки-обманки;
– рассказы-загадки;
– метаграммы, анаграммы;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы и тетради;
- Всеобщей декларацией прав человека;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- дневник наблюдений;
I.Направление – «Новое поколение»
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
1 год обучения (2 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
Кто Я? Какие мы?
Подвести детей к выводу, что все люди разные (по внешнему виду, характеру, физическим возможностям и т.д.), но все равны в своих правах.
1
1
О человеческом счастье
Показать детям из чего складывается человеческое счастье, и подвести к пониманию важнейших условий для этого (друзья, взаимопонимание, семья, любовь, здоровье, достойный уровень жизни)
1
1
Человек – кузнец своего счастья
Объяснить детям, что человек должен сам создавать свое счастье, и показать, какие шаги для этого стоит предпринять.
1
1
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Раскрыть понятия и обсудить поступки, соответствующие этим понятиям.
1
1
А нужны ли правила?
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определенных правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми).
1
1
Царство Закон
Дать понятие термина «закон»; показать детям роль закона в обществе.
1
1
Царство Беззаконие
Дать понятие термина «беззаконие», уточнить представление о законе, оттенив его ситуацией беззакония; подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.
1
1
Закон для нас. Закон внутри нас.
Познакомить детей со Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации (первичное образное знакомство с данными документами).
1
1
Что мы знаем о правах человека?
Интеллектуальный марафон.
Обобщить полученные знания, представления из области граждановедения и правоведения. Раскрытие понятия «Культура поведения».
1
1
Итого:
6
3
9
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
- что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие;
- что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
- что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране.
Иметь представления и понятия:
- равноправие;
- хороший поступок;
- правило;
- закон;
- беззаконие;
-уважение;
- культура поведения;
- права человека;
Уметь:
-оценить поступок человека с точки зрения;
- доказать своё мнение;
- корректировать своё поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»
2 год обучения (3 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Введение. ООН и Всеобщая декларация прав человека.
Подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дать общее представление о понятиях «ООН», «Всеобщая декларация прав человека»; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
1
1
2.
Я и МЫ
Ознакомить детей с содержанием статей 1, 2 Всеобщей декларации прав человека, дать общее представление о понятиях «равноправие», «дискриминация», «национальность», «раса», «индивидуальность», содержащихся в формулировках статей, способствовать формированию толерантности мышления.
1
1
3.
Жизнь в неволе (рабство).
Ознакомить детей с содержанием статей 4 и 5 ВДПЧ; обогатить представления детей об истории развития человеческого общества (рабовладельчество, крепостное право в России), сравнив с уровнем развития современного общества (случаи рабства в настоящее время считаются преступлением); побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали, развивать навыки участия в дисскусии; дать общее представление о понятиях «рабство», «работорговля», «неволя».
1
1
4.
Закон один для всех.
Ознакомить детей с содержанием статей ВДПЧ (ст.6-11); выявить значение законов в жизни человеческого общества; закрепить понятия «Конституция», «равенство перед законом», «изгнание», «суд».
1
1
5.
Мой дом – моя крепость.
Акцентировать внимание детей на значении дома для человека, раскрыть многозначность понятия «дом»; ознакомить детей с содержанием ст.12 ВДПЧ; ознакомить с правилами безопасности и мерами предосторожности
1
1
6.
Честь и репутация
Формировать качества, от которых зависит культура поведения; дать представление о понятиях «репутация», «честь», «клевета».
1
1
7.
Собственность (ст.17).
Ознакомить с содержанием статьи 17 ВДПЧ, расширить и закрепить представления детей о правах человека; уточнить представления детей о понятиях «собственность», «имущество», «наследство».
1
1
8.
«А я думая по - другому» (ст.18-19)
Познакомить детей с понятиями «свободы мысли, совести и религии»; ознакомить детей с основными мировыми религиями, формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
1
1
9.
Государство. «Я- часть своей страны». (ст.21)
Ознакомить с содержанием статьи 21 ВДПЧ; дать детям представление о России как о многонациональном государстве, познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн.
1
1
10.
Имею право достойно жить (ст.25).
Обсудить с учащимися понятия «достойный уровень жизни» (то есть уровень, при котором обеспечены все основные потребности человека).
1
1
11.
Я придерживаюсь правил.
Убедить учащихся в необходимости соблюдения правил и уважения прав других людей.
1
1
12.
Интеллектуаль-
ный марафон.
Обобщение и подведение итогов изученного. Анкетирование.
1
1
Итого:
7
5
12
К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- что все люди равны в своих правах и равны перед законом;
- что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, её содержание;
- что права и обязанности имеют взаимную связь;
Иметь представление о документах:
- что все люди равны в своих правах и равны перед законом;
- что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;
- что права и обязанности имеют взаимную связь.
Иметь представление о документах:
-Всеобщая декларация прав человека;
- Организация Объединенных Наций (ООН).
о понятиях:
- права и свободы, обязанности;
- дискриминация;
- социальное происхождение;
- личная неприкосновенность, вторжение, изгнание;
- смертный приговор, смертная казнь, лишение свободы;
- рабство, неволя;
- честь, репутация, клевета;
- местожительство, гражданство;
- совершеннолетие, бракосочетание;
- собственность, наследство;
- религия, вероисповедание;
- заработная плата, социальная помощь;
- закон, Конституция;
Уметь:
- ориентироваться в терминологии;
- правильно употреблять изученные термины и формулировки в своей речи;
- оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека.
3 год обучения (4 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Документы ООН по правам ребенка
Дать детям общее представление о Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка; подвести детей к пониманию различия между бытовым и юридическим понятием «ребенок»; формировать потребности знать свои права и меру ответственности за свои поступки.
1
1
2.
Дети под защитой государства
Подвести детей к выводу, что государство является гарантом соблюдения прав ребенка, но также немаловажны усилия самих детей; дать представление о понятии «социальная защита», закрепить знание понятий «равноправие», «дискриминация»; формировать ответственное отношение к собственному поведению и стремление понять позицию взрослых.
1
1
3.
Право на имя и гражданство
Подвести детей к пониманию значения гражданства; расширить представления детей о происхождении и значении имен; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
1
1
4.
Дом, в котором я живу
Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки, бережное отношение к школьному имуществу; способствовать возбуждению желания созидать, облагораживать окружающее пространство.
1
1
5.
Охрана здоровья
Уточнить представления детей о понятиях «медицинское обслуживание», «здоровый образ жизни», «экология»; формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
1
1
6.
Беда может случиться с каждым
Подвести детей к пониманию состояния детей с ограниченными возможностями; воспитывать чувства сострадания, милосердия.
1
1
7.
Нужно ли любовь и внимание
Подвести детей к пониманию, что любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности; воспитывать умение видеть потребности других и проявлять внимание и заботу по отношению к другим людям.
1
1
8.
Право на семью
Подвести детей к пониманию важности семейных уз, стремлению к их укреплению, осознанию своих обязанностей в семье.
1
1
2
9.
Право на образование
Подвести детей к пониманию важности образования и ответственного отношения к учебе; формировать культуру поведения и уважительное отношение к окружающим.
1
1
2
10.
Дети нуждаются в первоочередной помощи
Уточнить представление детей о понятиях «привилегия», «совесть», «мораль»; закрепить уже имеющиеся знания и представления в области правоведения и граждановедения; формировать основы нравственного поведения.
1
1
11.
Защита от жестокости и эксплуатации
Уточнить представления детей о понятиях «жестокость», «эксплуатация»; акцентировать внимание детей на вопросах собственной безопасности.
1
1
12.
Труд детей
Уточнить представления детей о понятиях «непосильный труд», «самообслуживание», эксплуатация детского труда; формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ.
1
1
13.
Защита от дискриминации
Закрепить представления детей о понятиях «раса», «расизм», «дискриминация», «пол»; формировать толерантное мышление.
1
1
14.
Один для всех и все для одного
Повторить теоретический материал, обобщить проделанную за год работу, подвести детей к выводу, что все люди разные не только внешне, но и по характеру, и способностям.
1
1
15.
Что мы знаем о правах ребенка?
Интеллектуаль-
ный марафон.
Подведение итого изученного за год в виде викторины, конкурсов или другой занимательной форме.
1
1
Итого:
13
4
17
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
-назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребёнка (знать свои права);
- что все дети имеют равные права и должны соблюдать и уважать права других;
- что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребёнка;
- что соблюдение прав невозможно без соблюдений условий для свободного и полноценного развития ребёнка;
- что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей;
Иметь представление о понятиях:
-Декларация и Конвенция;
-ООН;
-ребёнок;
-государство, гражданство;
-закон;
-социальная защита, инвалид ,милосердие;
- социально незащищённые слои общества;
-родословная;
-медицинское обслуживание;
-здоровый образ жизни;
-дискриминация;
-раса, расизм;
-право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
-оперировать терминами и формулировками;
-отстаивать своё мнение , использую доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
-оценить различные ситуации с точки зрения соответствия положениями Декларации и Конвенции по правам ребёнка.
II. Направление – «Эколого – краеведческое»
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
«Айболята»
1 год обучения (1 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
Осенний сезонный цикл
1.
Введение.
В гости к огородному Подрастаю. Прогулка.
Познакомить детей с растениями, растущими на пришкольном участке.
1
1
2.
У природы нет плохой погоды. Прогулка.
Активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения.
1
1
3.
Все это называется природа.
Выяснить с детьми, что такое живая и неживая природа. Подчеркнуть, что человек – это часть природы. Поговорить о личной гигиене, об ответственности не только за свое здоровье, но и за благополучие окружающих растений и животных. Составить с детьми примерный режим дня. Объяснить как оформлять дневник природы.
1
1
4.
Наше окружение. Прогулка.
Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы на пришкольном участке, формирование желания целенаправленно вести наблюдения за объектами природы и фиксировать свои наблюдения в дневнике природы.
1
1
Зимний сезонный цикл
7.
«Гибкий стебель».Наблю-дение за растениями
Выяснение влияния света на рост растений, с последующим зарисовыванием наблюдений.
1
1
8.
Вода вокруг нас.
Познакомить детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.
1
1
9.
Знакомство с аквариумными рыбками. Наблюдение.
Показать детям роль воды в жизни растений и животных и их приспособленность к водной среде обитания на примере аквариумных растений и рыбок.
1
1
Весенний сезонный цикл
11.
Волшебник – невидимка.
Познакомить детей с понятием «воздух» и некоторыми его свойствами.
1
1
12.
Откуда берется ветер.
Познакомить детей с понятием «ветер» и его ролью в природе и жизни человека.
1
1
13.
Выпуск газеты «Природоград».
Активизировать имеющиеся у детей знания о живой природе. Способствовать укреплению дружбы, стимулировать общение детей друг с другом. Развивать творческие способности у детей, умение работать с дополнительной литературой.
1
1
15.
Весенняя экскурсия в парк.
Познакомит детей с понятием «цепь питания» на примере насекомых и птиц.
1
1
16.
Поможем Айболиту.
Игра – путешествие.
Активизировать знания детей за год.
1
1
Итого:
5
7
12
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- ближайшее окружение (школа, школьный двор, пришкольный участок, парк, и т.д.);
- растения растущие на пришкольном участке;
- оценивать состояние окружающих растений и животных, вести фенологический дневник;
- иметь представление о взаимосвязях живой и неживой природы ;
- выяснять влияния света на рост растений;
- роль воды в жизни растений и животных;
- роль воздуха, воды, ветра в природе и жизни человека;
- насекомых, животных и птиц края;
Иметь представление о понятиях:
- погода
- вода
- воздух
- цепь питания.
Должны уметь:
- выражать интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «беспокойный», и т.д.);
- наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини – сочинений;
- проявлять забота о личной гигиене;
- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- оценивать свое поведение;
«Разведчики природы»
2 год обучения (2 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
Осенний сезонный цикл
1.
Этажи леса. Прогулка.
Активизировать знания детей о растениях и животных пригородного леса. Рассказать о строении растений, о различии между травянистыми растениями, кустарниками и деревьями.
1
1
2.
Воздух и его обитатели. Прогулка.
Расширить представления детей о свойствах воздуха, познакомить с обитателями воздушной среды – птицами, научить изготавливать кормушки.
1
1
3.
Куда дует ветер.
Расширить представления детей о ветре и его роли в жизни растений.
1
1
Зимний сезонный цикл
4.
Кто как приготовился к зиме. Прогулка.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных, формировать способность детей выражать свое отношение к природе через практическую деятельность.
1
1
5.
Свет, тепло и жизнь. Наблюдение за ростом лука.
Наблюдение за ростом лука в различных условиях; обратить внимание на строение лука; обсудить с детьми условия необходимые для роста лука.
1
1
6.
Зимняя сказка: на снегу и под снегом. Прогулка.
Расширить представления детей о приспособлении животных и растений к среде обитания в зимних условиях, познакомить с процессом фотосинтеза, развивать познавательную и творческую активность детей.
1
1
Весенний сезонный цикл
7.
Здравствуй, Солнце! Прогулка.
Познакомить детей с понятием «Солнечная система», «Галактика», «Вселенная», несколькими созвездиями, научить определять стороны горизонта по полярной звезде.
1
1
8.
Экскурсия в планетарий г.Омск.
Расширить представления детей о Солнечная системе, Галактике», Вселенной.
1
1
9.
Кто живет в почве. Прогулка.
Показать детям как образуется почва, что она состоит из органических и неорганических компонентов, ее взаимосвязь с растениями и животными.
1
1
1.
Прогулка к р. Иртыш. Тайны природы. Устный журнал.
Активизировать представления детей о водоеме как природном сообществе.
1
1
Итого:
1
10
11
К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- растения и животных пригородного леса, строении растений;
- иметь представления о свойствах воздуха, знать обитателей воздушной среды;
- роль ветра в жизни растений;
- сезонные изменениях в жизни растений и животных;
- процесс фотосинтеза в природе;
- строение почвы, ее взаимосвязь с растениями и животными;
Иметь представление о понятиях:
-«Солнечная система», «Галактика», «Вселенная»;
- водоем, как природное сообщество;
Должны уметь (иметь):
- различать травянистые растениями, кустарники и деревья;
- навыки ориентирования и преодоление препятствий;
- изготавливать кормушки;
- определять стороны горизонта по полярной звезде;
«Светлячки»
3 год обучения (3 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
Осенний сезонный цикл
1.
Лес – природное сообщество. Экскурсия.
Активизировать представление детей о лесе как природном сообществе, познакомить с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано», способствовать преодолению негативного отношения к некоторым животным.
1
1
2.
Знакомый незнакомец. Прогулка.
Познакомить детей с понятием «облако», «гроза», «радуга», «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха; учить определять чистоту воздуха по видимому составу лишайников.
1
1
3.
Экскурсия на метеостанцию.
Познакомить с работниками метеостанции и назначением службы метеостанции; провести наблюдения за работой этой службы.
1
1
Зимний сезонный цикл
4.
Откуда берутся дождь и снег.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды», показать, какую роль растения играют в круговороте воды.
1
1
5.
Идем по следу.
Расширить знания детей о жизни зимнего леса и взаимосвязях в лесном сообществе, развивать навыки пешего туризма.
1
1
6.
Все куда –нибудь девается.
Познакомить детей с внутренними органами человека и их функциями, раскрыть смысл экологического закона «все куда- нибудь девается», подчеркнуть зависимость состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы, помочь овладеть доступным для детей способам мониторинга воды, воспитывать бережное отношение к воде.
1
1
Весенний сезонный цикл
8.
Солнечная система.
Познакомить детей с планетами Солнечной системы, показать, что многие явления в природе происходят независимо от воли человека.
1
1
9.
Все животные важны, все животные нужны.
Познакомить детей с пресмыкающимися, их строением и ролью в природе, биоиндикацией водоемов.
1
1
10.
Чистая природа. Акция.
Знакомство воспитанников с памятником природы Омской области (урочище Черлакское). Воспитание бережного отношения к природе.
1
1
Итого:
4
5
9
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
- экологический закон «Все со всем взаимосвязано»,
- свойствами воздуха;
- назначением службы метеостанции;
- какую роль растения играют в круговороте воды;
- о жизни зимнего леса и взаимосвязях в лесном сообществе;
- с внутренние органами человека и их функции;
- смысл экологического закона «все куда- нибудь девается»;
- зависимость состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы;
- несколько планет Солнечной системы;
- пресмыкающихся, их строение и роль в природе;
- правила публичного выступления;
- природоохранные территории Омской области, района.
Иметь представление о понятиях:
- «облако», «гроза», «радуга», «атмосфера»;
- метеостанция;
- «круговорот воды»;
-«энергия» и «биологическое накопление»;
Должны уметь (иметь):
- определять чистоту воздуха по видимому составу лишайников;
- навыки пешего туризма;
- представление, как распределяется солнечная энергия по звеньям цепи питания;
- навыки коммуникативного взаимодействия;
- работать с дополнительной литературой.
III. Направление – «Разговор о правильном питании»
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
Разговор о правильном питании
1 год обучения
(1 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты.
Инсценирован-
ная сказка.
Познакомить детей с главными источниками витаминов – фруктами, овощами, и ягодами – их значением для организма.
1
1
2.
Умеем ли мы правильно питаться.
Игра –инсценировка.
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья; убедить детей, что зелень, фрукты, ягоды и овощи – самые полезные продукты.
1
1
3.
Цена ломтика хлеба.
Занятие – беседа.
Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать бережное отношение к хлебу.
1
1
4.
В гостях у молока.
Игра – инсценировка.
Познакомить детей со значением молока и молочных продуктов.
1
1
5.
Путешествие в «тайную комнату» школьной столовой.
Занятие – экскурсия.
Знакомство с работой на кухне в школьной столовой, с правилами техники безопасности.
1
1
6.
Мы за чаем не скучаем.
Семейные посиделки.
Расширить знания о чае, как полезном напитке; познакомить с историей чая, с чайной церемонией.
1
1
7.
Завтрак в семье.
Проект.
Создать для обучающихся школы книгу рецептов «Завтрак в моей семье», в которой будут представлены разнообразнейшие рецепты вкусных и полезных завтраков, традиционных в семьях школьников.
в течение года
Итого:
2
4
6
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- главные источники витаминов – фрукты, овощи, ягоды; – их значение для организма;
- основополагающие принципы здорового образа жизни;
- о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
- значение молока и молочных продуктов для организма человека;
- о чае, как полезном напитке;
Должны уметь (иметь):
– представление о значении витаминов для организма;
- представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- Создать для обучающихся школы книгу рецептов «Завтрак в моей семье».
Разговор о правильном питании
2 год обучения
(2 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Молоко от Матроскина.
Игровая программа.
Расширение знаний о пользе молока и молочных продуктов.
1
1
2.
Собираем урожай.
Путешествие.
Формирование представлений о значении фруктов и овощей в жизни человека.
1
1
3.
Званый обед.
Конкурсная программа.
Закрепить знания о правилах приема гостей, о правилах составления
меню и пользе рационального питания.
1
1
4.
Поешь рыбки – будут ноги прытки. Игра – конкурс.
Формирование представлений о полезных свойствах рыбных блюд.
1
1
5.
День рождения Зелибобы.
Конкурсная программа.
Закрепить знания детей о правилах рационального питания и правилах поведения за столом.
1
1
6.
Кулинарные традиции моей семьи. Проект.
Создать для обучающихся школы книгу рецептов «Кулинарные традиции моей семьи, в которой будут представлены разнообразнейшие рецепты вкусных и полезных рецептов, традиционных в семьях школьников.
в течение года
Итого:
4
1
5
К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- знать о пользе молока и молочных продуктов.;
- знать о правила приема гостей и правила составления
меню, пользе рационального питания.
Должны уметь (иметь):
- представления о значении фруктов и овощей в жизни человека.
- представления о полезных свойствах рыбных блюд;
- Создать для обучающихся школы книгу рецептов «Кулинарные традиции моей семьи.
Разговор о правильном питании
3 год обучения
(3 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Путешествие по музеям напитков.
Путешествие.
Дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.
1
1
2.
Я выбираю кашу. Занятие с элементами театрализации.
Дать обучающимся представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню; рассказать о каше как традиционном блюде русской кухни, ее пользе для здоровья; воспитывать культуру поведения за столом во время еды.
1
1
3.
Секреты поваренка. Круглый стол.
Сформировать представление о последствиях неправильного питания для организма человека, о необходимости рационального питания.
1
1
4.
Путешествие по морям и океанам. Занятие с игровыми элементами.
Расширить знания о морепродуктах; сформировать представление о необходимости и значимости морепродуктов в питании человека.
1
1
5.
Это удивительное молоко. Занятие – исследование.
Расширить знания о пользе молока и молочных продуктах; способствовать выработке навыков проектной деятельности, развитию творческих способностей детей, умения работать в коллективе.
1
1
7.
Кулинарный глобус. Проект.
Создать для обучающихся книгу «Кулинарный глобус», в которой будут представлены разнообразнейшие рецепты вкусных и полезных блюд, традиционных в разных странах.
в течение года
Итого:
4
1
5
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
- о каше как традиционном блюде русской кухни, ее пользе для здоровья;
- о морепродуктах;
Должны уметь (иметь):
- представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков;
- представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню;
- представление о последствиях неправильного питания для организма человека;
- представление о необходимости и значимости морепродуктов в питании человека;
- навыки проектной деятельности и навыки умения работать в коллективе;
- создать для обучающихся книгу «Кулинарный глобус».
- соблюдать режим питания.
Разговор о правильном питании
4 год обучения
(4 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Давайте питаться правильно. Занятие – лекция.
Развить навыки рационального питания.
1
1
2.
Молочные братья. Ролевая игра.
Закрепить знания о целебных свойствах молока и молочных продуктов.
1
1
3.
Кулинарные обычаи. Игра – путешествие.
Закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания; развивать коммуникативные навыки.
1
1
4.
Питание и красота. Кулинарный практикум.
Дать детям понятие о том, что красивое оформление блюд имеет большое значение для правильного питания людей; способствует развитию аппетита, положительно влияет на усвояемость пищевых продуктов; научить детей простейшим способам украшения блюд; воспитывать культуру питания.
1
1
5.
Кулинарные традиции России.
Сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа.
1
1
6.
Чудо-крупяничка. Занятие с игровыми элементами.
Формирование знаний о пользе каши; расширение представлений о видах каши.
1
1
7.
Удивительные превращения колоска. Занятие – беседа.
Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания человека; продолжить прививать бережное отношение к хлебу.
1
1
8.
Правильное питание. Пресс – конференция.
Обобщение знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представлений о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.
1
1
9.
Кафе «Здоровейка». Проект.
Создание для учащихся школы кафе «Здоровейка», в котором будут представлены разнообразнейшие вкусные и полезные блюда, приготовленные школьникам и их родителями.
в течение года
Итого:
3
5
8
К концу 4-го года обучения учащиеся должны знать:
- о целебных свойствах молока и молочных продуктов;
- знания о законах здорового питания;
- о кулинарных традициях своего народа;
- простейшие способы украшения блюд;
- о значимости хлеба в рационе питания человека;
- уметь приготавливать и оформлять блюда, учитывая их полезность, значимость, рациональность.
Должны уметь (иметь):
- представление о кулинарных традициях как части культуры народа;
- представление о видах каш;
- представление о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни;
IV. направление – «Трудовое и профессиональное самосознание»
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
1 год обучения
(1 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Что такое трудолюбие.
Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.
1
1
2.
Что такое профессия. Какие бывают профессии.
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда.
1
1
3.
Повар.
Познакомить детей с профессией повар; развивать познавательный интерес, наглядно – образное и ассоциативное мнение; воспитывать уважение к труду.
1
1
4.
Врач.
Познакомить детей с профессией врач; развивать познавательный интерес, формировать основы здорового образа жизни; воспитывать уважение к труду.
1
1
5.
Строитель.
Познакомить со специальностями строительной профессии; воспитывать уважительное отношение к людям труда, развивать познавательный интерес.
1
1
6.
Пожарный.
Познакомить с профессией пожарного, качествами характеризующими людей этой профессии (отвага, смелость, ловкость, профессионализм); развивать навыки пожарной безопасности; воспитывать уважительное отношение к профессии пожарного.
1
1
7.
Экскурсия в пожарную часть Черлакского района.
Развивать познавательный интерес; встреча с интересными людьми; налаживание сотрудничества.
1
1
8.
Учитель.
Встреча с ветеранами педагогического труда.
Расширить знания детей о профессии учителя, познакомить с ее особенностями и спецификой; воспитывать уважительное отношение к людям интеллектуального труда.
1
1
9.
«Труд в почете любой! Мир профессий большой!»
Познакомить учащихся с многообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них; развивать любознательность; расширять кругозор; побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем; воспитывать уважение к любому труду.
1
1
10.
Субботники, акция «Чистый поселок», дежурство в классе и столовой, ухаживание за цветами, генеральные уборки класса и т.д.
В течение года
Итого:
5
4
9
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- сформированы знания о созидательной роли профессий в жизни человека;
- специальности строительной профессии;
- сформированы знания о профессиях: повар, врач, строитель, учитель, пожарный;
- качества человека характерные для той или иной профессии.
Должны уметь (иметь):
- проявлять уважение к людям труда;
- наглядно – образное и ассоциативное мнение;
- формируются навыки коммуникативных навыков и опыт проектной деятельности.
2 год обучения
(2 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Строительные специальности.
Беседа.
Познакомить со строительными специальностями; развивать и расширять представления детей о строительных специальностях; воспитывать уважение к людям труда.
1
1
2.
Мы идем в магазин.
Беседа и игровыми элементами.
Расширить знания детей о специальностях работников торговли; развивать преставления о работе в магазине; воспитывать уважение к людям труда.
1
1
3.
Работники издательств и типографий. Сюжетно – ролевая игра.
Экскурсия в типографию р.п. Черлака.
Углубить знания детей о специальностях работников типографии; расширить представления о мире профессий; воспитывать уважение к людям труда.
1
1
4.
«Где работать мне тогда?»
Час общения.
Ознакомить обучающихся с основными видами рабочих профессий.
1
1
5.
«Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши- любую выбирай на вкус!».
Тематический вечер.
Расширить кругозор учащихся о различных профессиях, в том числе мало знакомых и незаслуженно забытых; прививать уважительное отношение к людям труда, представителям всех профессий; воспитывать трудолюбие, целеустремленность, интерес к профессиональной деятельности; развивать творческие способности, мышление, внимание, память.
1
1
7.
Субботники, акция «Чистый поселок», дежурство в классе и столовой, ухаживание за цветами, генеральные уборки класса и т.д.
В течение года
Итого:
4
1
5
К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:
- знать строительные специальности;
- стихотворения по профессиям;
- какую работу выполняют строительные специальности;
- знать специальности работников типографии;
- знать основные виды профессий;
Должны уметь (иметь):
- пробовать себя в роли журналиста;
- опыт публичных выступлений;
- формирование коммуникативных навыков;
- интерес к профессиональной деятельности;
3 год обучения
(3 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Строительные специальности.
Практикум – создание проекта.
Познакомить с проектной деятельностью, расширить знания о строительных специальностях; развивать творческий потенциал; воспитывать уважение к людям труда.
1
1
2.
Что такое профессия. Какие бывают профессии.
Беседа с элементами игры.
Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; расширить знания детей о мире профессий; формировать интерес к профессиям.
1
1
3.
Домашний помощник. Игра – конкурс.
Расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (устройство инструментов, технология изготовления изделий); развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к рабочим профессиям, труду.
1
1
4.
Кулинарный поединок.
Конкурсная – шоу программа веселых поварят.
В познавательно-развлекательной форме расширить представления детей о профессиональной деятельности повара (кулинара).
1
1
5.
Субботники, акция «Чистый поселок», дежурство в классе и столовой, ухаживание за цветами, генеральные уборки класса и т.д.
В течение года
Итого:
1
3
4
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
- о проектной деятельности;
- устройство инструментов, технология изготовления некоторых изделий;
- о профессиональной деятельности повара (кулинара).
Должны уметь (иметь):
- формирование умений проектной деятельности;
- проявлять интерес к профессиям;
4 год обучения
(4 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Любимое дело – счастливое будущее.
Классный час – презентация.
Закрепить и проверить знания детей о различных профессиях; формировать умения работать в группах; развивать творческий потенциал.
1
1
2.
«Все работы хороши!»
Игра.
Расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (устройство инструментов, технология изготовления изделий); развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к рабочим профессиям и труду.
1
1
3.
Праздник в городе мастеров.
КВН.
Создать атмосферу творчества, здорового соперничества, взаимовыручки в процессе участия в конкурсах; развивать интерес к профессиональному мастерству, умение достигать побед, радоваться успеху соперников и товарищей по команде.
1
1
4.
Субботники, акция «Чистый поселок», дежурство в классе и столовой, ухаживание за цветами, генеральные уборки класса и т.д.
В течение года
Итого:
1
2
3
К концу 4-го года обучения учащиеся должны знать:
- устройство инструментов, технология изготовления некоторых изделий;
- знать основные виды профессий;
- стихотворения по профессиям;
- сформированы знания о созидательной роли профессий в жизни человека;
- ЗНАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИЙ.
Должны уметь (иметь):
- сформированы умения работать в группах;
- здорового соперничества, взаимовыручки в процессе участия в конкурсах;
- Сформированы умения проектной деятельности;
- Сформированы коммуникативные навыки;
- интерес к профессиональной деятельности;
- опыт публичных выступлений;
V. направление – «Воспитание нравственности и духовности»
Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
1 год обучения
(1 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Час общения.
Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
1
1
2.
Наш труд в классе.
Объяснить детям, в чем выражается ответственное отношение к труду для всех, забота о нуждах коллектива, других его членов.
1
1
3.
Культура внешнего вида.
Показать, что выполнение правил гигиены помогает быть здоровым, жизнерадостным, активным.
1
1
4.
Вниматель-
ность к окружающим (сопереживание, помощь).
Добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
1
1
5.
«Дал слово – держи его (правила обязатель-ности)».
Формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.
1
1
6.
Правдивость, честность.
Объяснить детям, что правдивость и честность – слова, противоположные по значению лжи и нечестности.
1
1
7.
Что значит быть бережливым.
Показать значение бережливости в жизни человека.
1
1
Итого:
6
1
7
2 год обучения
(2 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
«О лени и лентяях».
Час общения.
Обсудить с ребятами проблему человеческой лени; побудить сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.
1
1
2.
Давайте жить дружно!
формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу.
1
1
3.
«О равнодушии и добре». Беседа.
Дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.
1
1
4.
«Друг познается в беде».
Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы.
1
1
Итого:
4
-
4
3 год обучения
(3 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
«О жадности и жадных».
Час общения.
Воспитывать у учащихся положительные качества характера, желание преодолевать в себе плохие качества характера.
1
1
2.
«Лучшее слово о дружбе».
Развивать умения учащихся вести дискуссию; формирование умения аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу.
1
1
3.
«Совесть». Урок нравствен-
ности.
Раскрыть на конкретных примерах значение понятий «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей.
1
1
4.
«Что значит быть дисциплиниро-ванным».
Урок нравствен-ности.
В доступной форме, на конкретных примерах раскрыть смысл понятий «дисциплина» и «дисциплинированность»; способствовать воспитанию дисциплинированности у детей.
1
1
Итого:
4
-
4
4 год обучения
(4 класс)
№
п\п
Название темы
Цель учебные задачи темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практика
1.
«От улыбки хмурый день светлей».
Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
1
1
2.
«Я люблю, ты любишь, мы любим».
Обсудить с учащимися значение любви в жизни человека.
1
1
3.
«О героях былых времен »
Познакомить с историческими фактами времен ВО войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
1
1
4.
«Душа народа к добру зовет». Этическая беседа.
Дать понятие о народе, народности, национальности, душе народа, доброте; способствовать развитию доброты, гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране; способствовать воспитанию патриотических и гуманистических чувств.
1
1
5.
«Каждой вещи – свое место». Урок нравствен-ности.
Дать понятие о бережном отношении к вещам и аккуратности; способствовать воспитанию аккуратности и уважения к продуктам труда; способствовать развитию аккуратности у детей.
1
1
6.
Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.
Дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.д
1
1
Итого:
5
1
6
К концу обучения учащиеся должны знать:
- нравственные качества: скромность, честность, чуткость, доброта, долг, честь, достоинство и т.д.;
- в чем выражается ответственное отношение к труду для всех, забота о нуждах коллектива, других его членов;
- делать собственные выводы;
- смысл понятий «дисциплина» и «дисциплинированность»;
- значение понятий «совесть»;
- что правдивость и честность – слова, противоположные по значению лжи и нечестности.
Должны уметь (иметь):
- проявлять толерантность во взаимоотношениях друг к другу;
- проявлять и видеть хорошее в ком – то или в чем –то;
- внимательно слушать и слышать;
- советовать и предлагать;
- сочувствовать и переживать;
- обеспечивать всякую поддержку;
- проявлять стремление во всем разобраться;
- проявлять любовь и уважение к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
- навыки и привычки нравственного поведения;
- преодолевать в себе плохие качества характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 416 с.
Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования.- СПб.: КАРО, 2004. – 224с.- (Модернизация общего образования)
Данилов Д.Д. ,Л.И.Гребенюк, С.С.Кузнецова, Н.Г.Сафиулина. Мое Отечество.3 класс(1-4).Методические рекомендации для учителя.-М .: «Баласс»,2002.-96 с.
Дереклеева Н.И. Справочникклассного руководителя (1-4 классы)/Под ред. И.С. Артюховой.-М.: ВАКО, 2005.-272с.- (Педагогика. Психология. Управление).
Козлов В. Азбука нравственного воспитания // Воспитание школьников., научно методический журнал: №4., 2005
К о з л о в Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов-на-Дону, 1983.
Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.М., 1980.
Науменко Ю.В., здоровьесбеоегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий.-М.: Издательство «Глобус», 2010.-256с.-(Воспитательная работа.)
Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.
Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2010. 191 с.
(Стандарты второго поколения).
ISBN 9785090230094.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/Л.И. Саляхова,- 2-е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2009.-367с.-(Классное руководство).
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.
Х а р л а м о в И. Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
Схема 1.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
13PAGE 14215
РОВД.
Черлакского района
Ребенок
Дом детского творчест-
ва. ДК
Свято Николь-
ский приход
Центр реабилита-
ции
Районная
библио
тека
Театры и музеи
г.Омск
ДЮСШ
Бассейн «Юность» г.Омск
Погранич-
ная служба
Историко-краевед
ческий музей поселка
«Новое поколение»
2-4 класс
Содержание
Программы
«Преображе
ние»
«Эколого-краеведческое»
1-4 классы
1 уровень
знания
2 уровень
ценности
3 уровень
самостояте-
льно действует
РОДИТЕЛИ
ОБУЧАЮ
ЩИЕСЯ
ПЕДАГОГ
«Разговор о правильном питании»
1-4 классы
«Трудовое и профессио
нальное самосознание» 1-4 классы
«Воспитание нравственности и духовности»
1-4 классы
Диагностический
(в течении реализации программы)
15