Само и взаимооценка младших школьников как средство мотивации к учению в условиях реализации ФГОС НОО


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ«КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИКАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации с 15.09.2015 г. по 24.11.2015 г.Исполнители: Белоусова О. А., учитель английского языка МБОУ «Старобачатская СОШ», Неустроева М. В., учитель английского языка МБОУ «Щебзаводская ООШ», Пельц Т. А., учитель английского языка МБОУ «Менчерепская СОШ» Консультант: Приходько Е.В., зав. Центром развития иноязычного образования КРИПКиПРО САМО - И ВЗАИМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НООИтоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации с 15.09.2015 г. по 24.11.2015 г. ЦЕЛЬ: описание приемов по развитию навыков самооценки и взаимооценки младших школьников на уроках английского языка. Работа имеет практическое применениеЗАДАЧИ:1.Проанализировать применение самооценки и взаимооценки младших школьников как средства мотивации к учению.2.Рассмотреть приемы по развитию навыков самооценки и взаимооценки младших школьников на уроках английского языка. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ: САМО- И ВЗАИМООЦЕНКА К основным результатам начального общего образования стандарт относит: формирование универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе, воспитание основ умения учиться, способности к самоорганизации, индивидуальный прогресс в развитии личности Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка3. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. В СТРУКТУРЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫДЕЛЕНЫ ТРИ БЛОКА ЦЕЛЕЙ ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета«Выпускник научится» - отражены цели, характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения«Выпускник получит возможность научиться»- отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ: «Дорожка успеха» «Волшебные линеечки» «Цветная оценка»«Кто сможет?» «Обоснованный отказ» «Фронтальная самооценка» «Индивидуальная самооценка» «Взаимооценка» САМОКОНТРОЛЬ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И ИТОГОВЫЙ ПРИЕМЫ:«Ориентировка»«Фиксирование ошибочного действия» «Проговаривание»«Разноцветные поправки» Игра «Учитель»«Зашифрованный рисунок»Игра «Сохрани слово в секрете»Игра «Спрячь букву» Игра «Помоги пчелке собрать урожай» МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ Мотивация – это система факторов, определяющих поведение человека, совокупность потребностей и нужд, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Существует целый ряд научно разработанных способов повышения мотивации в учебном процессе. Их использование поможет избежать многих трудностей. Для этого необходимо придерживаться следующих требований: 1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания. 2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. 3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». 4. Избегать резкой критики ошибок. 5. Стараться избегать установления временных ограничений .6. Регулировать уровень сложности заданий.7. Предоставлять ученику право выбора форм и методов достижения поставленных задач. 8. Подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости.9. Предоставлять ученикам возможность усовершенствовать работу и повысить отметку. Для ученика оценочная информация о его достижениях состоит из следующих элементов: ѓ поставленной цели; ѓ разработанных или предложенных критериев; ѓ характеристики достигнутого уровня на данный момент; ѓ понимания того, каким образом можно сократить разрыв между поставленными целями и достигнутым уровнем. Для эффективного самооценивания необходимо: ѓ понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность; ѓ развитие навыков критического мышления; ѓ развитие объективизма; ѓ концентрирование внимания учащихся на своих целях. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений. 5. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны. 6. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности: базовый, программный, необязательный.7. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). ЭКСПЕРИМЕНТ АКТУАЛЬНОСТЬинтерес общества к повышению уровня образованности выпускников школы и в людях, владеющих иностранными языками;обязательное изучение иностранного языка во 2-4 классах (ФГОС);повышение мотивации учащихся начальной школы к овладению иностранным языком. ПРОБЛЕМАсоздания на уроке условий для само- и взаимооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ЦЕЛЬ формирование мотивации учащихся 1-4 классов через их само- и взаимооценку своей деятельности ЗАДАЧИспособствовать повышению мотивации учащихся;разработать критерии и алгоритмы само – и взаимооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО;апробировать критерии и алгоритмы само- и взаимооценки учащихся в условиях реализации ФГОС НОО. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ Результаты диагностики обучающихся 4 класса(«Изучение школьной мотивации». Методика Н.Г.Лускановой) Сентябрь 2014 МБОУ «Старобачатская сош» МБОУ «Щебзаводская оош» МБОУ «Менчерепская сош» 1 уровень(высокий) 15% 20% 20% 2 уровень(средний) 75% 75% 70% 3 уровень(низкий) 10% 5% 10% РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ Результаты диагностики обучающихся 4 класса («Изучение школьной мотивации» Методика Н.Г.Лускановой) Декабрь 2014 МБОУ «Старобачатская сош» МБОУ «Щебзаводская оош» МБОУ «Менчерепская сош» 1 уровень(высокий) 18% 22% 25% 2 уровень(средний) 80% 75% 70% 3 уровень(низкий) 2% 3% 5%