Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения доступного качественного образования

Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения доступного качественного образования
Из опыта работы учителя начальных классов
МОУ «СОШ №25», Ехлаковой Ольги Ивановны
Одним из ключевых направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как организовать обучение детей-инвалидов, чтобы их способности, их талант реализовались? Для этих детей обучение в школе связано с большими трудностями, а для многих – вообще недоступно. Вопросы реализации права детей-инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной власти. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Это право закреплено в статье 16 Закона «Об образовании в РФ».
В 2009 году в национальном проекте «Образование» появилось новое направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в домашнем обучении».  Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях. 
Одной из основных задач приоритетного национального проекта является реализация во всех субъектах РФ программ по развитию дистанционного образования детей-инвалидов, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения.
В Республике Мордовия развитие дистанционного образования детей-инвалидов как направление Приоритетного национального проекта "Образование" реализуется с 2009 года.
Во исполнение Приказа Министерства образования РФ «Об использовании дистанционных технологий» в рамках реализации ПНП «Образование» и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в целях обеспечения доступа к образовательным и иным информационным ресурсам как фактора создания безбарьерной среды общения детей-инвалидов, получения качественного образования, расширения возможностей их последующей профессиональной занятости, успешной социализации и интеграции в общество Министерством образования Республики Мордовия утверждена Ведомственная целевая программа «Развития дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Республике Мордовия».
На слайде представлены задачи целевой программы:
(разработка нормативно-методической базы осуществления дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для дистанционного образования;
обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования;
обеспечение кадровыми ресурсами для организации дистанционного образования;
организация повышения квалификации педагогических работников, занимающихся вопросами образования детей-инвалидов;
организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий и применение дистанционных образовательных технологий;
обеспечение информационно-методической поддержки.)
В Республике Мордовия  Координирующим звеном программы является Государственное бюджетное учреждении «Центр мониторинга и оценки качества образования», отдел дистанционного обучения.
С 2009 года я являюсь участником Ведомственной целевой программы «Развития дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому».
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (Закона «Об образовании в РФ»).
В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями. Не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Мордовии выбрана образовательная платформа ГОУ «Центр образования «Технологии обучения» («I–школа» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Дистанционная связь осуществляется посредством программы Skype, позволяющей использовать видеокамеру.
В начале учебного года на Региональной площадке сайта «I-класс» (http://iclass.home-edu.ru) выкладывается нагрузка учителей на текущий учебный год. Один учитель может работать с детьми из нескольких районов республики, т.к. программа Скайп предоставляет возможность общения с людьми из любой точки страны. Далее составляется расписание занятий по договоренности с детьми и их родителями. Продолжительность урока зависит от рекомендации психолога ПМПК.
Опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их родителями позволяет нам выделить приоритетные направления организации взаимодействия с родителями.
Во-первых, это педагогическая и психологическая помощь, которую могут обеспечить педагоги и психологи, работающие с ребенком.
 Во-вторых, это информационно-образовательная поддержка: изложенные родителями в доступном виде сведения о заболевании ребенка, прогнозе заболевания, а учителем – о методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, снижают эмоциональное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка.
Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, предусматривает сочетание дистанционной формы обучения с очной. Перед вами модель интеграции их форм обучения.


Важно сетевому учителю взаимодействовать с учителями общеобразовательного учреждения, к которому закреплен ребенок. Благодаря совместной работы с родителями и учителями, можно составить Образовательную программу индивидуального обучения.
Я занимаюсь с детьми 1-4 классов на дистанционных курсах «Математика», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Дети имеют разные проблемы со здоровьем: ДЦП, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и т.д. -поэтому они нуждаются в разных  способах  подачи информации, изменение формы и типа выполнения задания, н-р вместо практических устное или наоборот, частичное его выполнение (на примере с Сюбаевым Максимом и Леутиной Юлии). Важно  и другое: нельзя думать о ребенке как о больном. Главное, что вся деятельность ориентирована на повышение учебных достижений ученика, на развитие успешности. Учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого, включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.
Я бы хотела выделить курс «Окружающего мира», где дети себя проявляют наиболее активно. Автор, разработчик, методист данного курса -  Надежда Васильевна Дмитриева. (Структура дистанционного курса представлена на слайде). Программа данного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Уроки окружающего мира имеют экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Цель курса «Окружающий мир» воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Весь учебный материал курса поделен на уроки (модули), каждый урок (модуль) посвящен какой-либо теме. По возможности урок должен охватывать всю тему целиком, независимо от ее объема и сложности. 
Дистанционный урок включает следующие элементы:
1. Мотивационный блок. Вводная часть, в которой сообщается тема урока, указывается связь с другими темами курса. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
2. Информационный блок. Теоретическая часть, представляющая собой основное содержание урока.
3. Практический блок. Практическая часть, которая включает в себя вопросы и задания, с помощью которых обучаемый может самостоятельно оценить уровень усвоения материала.
4. Контрольный блок. Контрольная часть, состоящая из вопросов и заданий, которые обучаемый должен выполнить по окончании изучения темы. Выполненные задания отправляются преподавателю для проверки; только их успешное выполнение позволяет обучаемому перейти к изучению следующего модуля.
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Как показывает практика, проверка домашнего задания для многих учеников является либо скучным, либо «страшным» этапом урока. В обучение же это важный и неотъемлемый этап любого урока. Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в сочетании традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Вот несколько оригинальных способов, которые я использую на своих уроках:
Дискуссия с учителем. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащегося, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Программируемый опрос. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребенку возможность поспорить.  Ведь в столкновении разных мнений «плавится» непонимание.
Игра «Рисуем ответ». Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребенок сможет быстро и просто нарисовать. Учащийся должен быть предупрежден, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.   
«Неправильная сказка». Сказки всегда вызывают неподдельный интерес учащихся. Учитель заранее составляет «неправильную» сказку по пройденной теме, а ребенок должен найти в ней ошибки и доказать свой выбор.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. 
Актуализация цели урока в основном достигается средствами проверки домашнего задания и созданием проблемной ситуации, выполняя задание элемента курса «Подумай!». Вопрос носит опережающий характер и относится к теме следующего урока. Это задание не оценивается учителем. Если ответ неправильный или отсутствует – это и есть проблемная ситуация). Отсюда идет совместная постановка цели и задач урока. При этом детское участие обязательно, иначе для ребенка остается открытым вопрос: «Зачем все это нужно изучать?»
Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования". Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания.
Как же сделать урок мотивированным? Как реализовать принцип значимости для ребенка того, что он изучает, то есть связать урок с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? Это достигается с помощью «сквозных» персонажей.  Героем некоторых уроков Окружающего мира стала первоклассница Масянечка, которая живет по соседству с автором курса. Она почти ничего не знает и не умеет, и четвероклассники помогают ей учиться: объясняют, отвечают на ее вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, уроки становятся мотивированными. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Масянечке это объяснили?», «Помогите первокласснице и расскажите...» и т.п.
Характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач. Урок-путешествие и урок-игра по предмету «Окружающий мир» позволяет ребенку развивать воображение, внимание, принимать самостоятельные решения разных проблемных ситуаций. Ребёнок на таких занятиях не только получает новые знания об окружающем его мире, но и сам предлагает варианты решения той проблемы, которая освещается на уроке, свой жизненный опыт переносит на заданную ситуацию. (Например, может побыть в роли учёного эколога, который предлагает варианты решения глобальных проблем на Земле). После таких занятий ребёнок-инвалид ощущает свою значимость, как личность в этом мире, чувствует, что он может помочь планете, ведь от каждого человека зависит дальнейшая жизнь на Земле.
Еще один элемент курса «Лекция» позволяет рассмотреть подачу нового материала как маршрутную карту урока. Весь учебный материал разделен на несколько этапов, на каждом из которых требуется провести контроль усвоения знаний. В случае неверного ответа на вопрос, учащиеся могут заново изучить учебный материал. Если ученик отвечает правильно на поставленные вопросы, то его следует последовательно провести по всем этапам лекции. В конце которой – поздравление с завершением лекции и ее положительным результатом.
При дистанционной форме обучения усиливается роль самостоятельной работы. Учебный материал, на котором строится данный вид работы обучающегося, занимает центральное место. Активная самостоятельная работа учащихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Здесь на помощь учителю приходят различные источники образовательной информации. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, устранения пробелов в знаниях, и т.д. Для этого на сайте курса есть элемент «Задание». Задания предлагаются двух уровней. Задания 1 и 2  это обязательный для выполнения уровень для выставления итоговой оценки. Задания "дополнительное" и "подумай" это развивающий уровень. Эти задания выполняются по желанию и по возможности. Неверные ответы за задания «дополнительное» и «подумай» никогда не оцениваются "плохой" оценкой  они становятся поводом для обсуждения на занятиях.
Отмечу, что действия ученика выполняются на сайте и имеют следующие варианты: ответ – в виде текста (ребенок в специальную форму на сайте вводит текст; как обычно, имеется панель редактирования и, значит, можно форматировать текст); ответ – в виде файла (ученик, в качестве ответа, загружает файл). После выполнения задания учеником, учитель оценивает ответ, может написать комментарий. Детям нравится выполнять на уроках окружающего мира творческие задания.
Контроль и оценка знаний должна производиться на каждом уроке. Одним из средств контроля результатов дистанционного обучения являются тесты. После выполнения теста, ребенок автоматически получает отчет о проделанной работе, где имеется информация о дате и времени завершения теста, количество набранных баллов из максимума и оценка. В некоторых тестах стоит несколько попыток выполнения. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, он делает работу над ошибками и выполняет тест вторично. Как правило, результаты второй попытки бывают выше. Все тесты и задания, отмеченные словом "зачёт", являются контрольными и обязательными, как диктанты или контрольные по математике, пропустить их и получить положительную оценку за курс нельзя.  В курсе есть уроки контроля знаний – контрольные работы.
Хотелось бы отметить еще одно преимущества дистанционного обучения. Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Элемент «Форум» используется для организации дискуссии и группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.
При подведении итога урока важна рефлексия, позволяющая выяснить и степень включаемости ребенка в урок, и степень его понимания (усвоения) учебного материала. Рефлексию имеет смысл проводить не только при подведении итога урока, но и на отдельных его этапах.
Повышают мотивацию и интерес к предмету поощрения учащихся: словом, доверием, дифференцированными домашними заданиями, творческими заданиями.
Деятельность участников дистанционного курса протоколируется, т.е. хранится информация о всех действиях учащихся. Учитель в любой момент времени может посмотреть отчет о работе для того, чтобы не только проконтролировать ребенка, но и скорректировать дальнейшую совместную деятельностью.
Оценки, полученные по результатам урока, выставляются в электронный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету.
Своим опытом я поделилась на сайте «Центр образования «Технологии обучения", где размещен видео-урок окружающего мира на тему: «Растворимость – свойство воды», проведенного в дистанционной форме с учеником 2 класса Сюбаевым Максимом.
Система дистанционного обучения детей-инвалидов находится на стадии становления. Тем не менее, дети-инвалиды – участники проекта, добиваются успехов не только в обучении. Мои ученики активно принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах. Результатом участия является то, что дети занимают в данных мероприятиях призовые места.
Дистанционное обучение детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети с ограниченными возможностями смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние  на их развитие  и дальнейшую профессиональную ориентацию.












13PAGE 15


13PAGE 14615




Объект 1 Заголовок 115